Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса К тайнам русского языка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатов основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ СОШ Чехов-7 и на основе авторской программы Т.Н. Трунцевой «Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы. – М.: ВАКО, 2015.
Рабочая программа, как и авторская, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа реализует цели и задачи ООП ООО МКОУ СОШ Чехов - 7.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
На занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам деятельности, направленной на развитие речи обучающихся, расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеурочной деятельности по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать как самостоятельность обучающихся, так и их творческую инициативу.
Организациявнеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Цель программы: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.Задачи курса:
Обучающие:
развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения  пользоваться  разнообразными словарями;
формирование навыков организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
№ Тема Кол-во часов в авторской программе Кол-во часов в рабочей программе
1 Ярмарка идей. 5 5
2 Слово о словах. 20 20
3 «Что в имени тебе моем…» 9 9
Итого 34 34
Основное содержание рабочей программы полностью соответствует основному содержанию авторской программы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате внеурочных занятий по программе «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 5 классе должны быть достигнуты определённые результаты.
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
умение составлять сложный план текста;
способность анализировать, сравнивать, группировать различные явления, объекты, факты.
пополнение объема словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п Сроки Тема Количество
часов
по разделу и теме Деятельность учащихся
Планируемые Скорректированные Ярмарка идей 5 1. Что я умею, что могу? 1 Формируют творческую лабораторию проектирования индивидуального маршрута , отвечают устно и письменно на вопросы.
2 Через тернии к звездам. 1 Планируют маршрутов восполнения проблемных зон, отвечают на вопросы, играют в лингвистические игры.
3 Эврика! Открытие творческой лаборатории. 1 Выбирают эффективную форму (наиболее интересную) творческих работ, составляют план исследовательской, аналитической работы, выбирают необходимую научную, справочную литературу, определяется круг проблем исследователя.
4 Эврика! Лексика и фразеология русского языка. 1 Знакомятся с понятиями лексики и фразеологии, лексикой языка и лексиконом человека, словарями русского языка, играют в лингвистические игры, редактируют и создают тексты.
5 Эврика! Лексикон человека. 1 Создают совместную презентацию, знакомятся с различными словарями, пересказывают текст, отвечают на вопросы, разгадывают лингвистические ребусы и загадки
Слово о словах 20 6 Имена вещей. 1 Знакомятся с понятием «лексическое значение слова», работают с лингвистическими словарями русского языка, со словарными статьями, сравнивают энциклопедические и лингвистические словари, обучаются умению пользоваться различными словарями, играют в лингвистические игры
7. В царстве смыслов много дорог. Знакомство с прямым переносным значениями слов. 1 Знакомятся с понятием «прямое и переносное значение слова», работают с толковым словарем, играют в игру «Прямое и переносное значение слов», редактируют юмористические тексты, работают с иллюстрациями.
8. В царстве смыслов много дорог. Знакомство со словами – омонимами. 1 Играют в «Грамматический аукцион», читают юмористические тексты, редактируют их, отвечают на вопросы, создают тексты.
9. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова. 1 Играют в лингвистические игры, работают со словарями, создают тексты по иллюстрациям.
10. Отличительные признаки многозначности и омонимии. 1 Работают с толковыми словарями, ролевая игра «Прямое и переносное значение слов», играют в игру «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
11. Как и почему появляются новые слова? 1 Продолжают знакомиться с лексическим значением слова, работают с различными толковыми словарями, знакомятся с историей появления новых слов в русском языке, отвечают на вопросы читают и пересказывают текст.
12. Исследование художественных произведений С.Есенина, В. Маяковского и др. 1 Выразительно читают поэтические тексты, выписывают незнакомые слова, работают со словарями, анализируют язык и лексику стихотворений, создают мини – словарики.
13. Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 Знакомятся с понятием «этимология», строением словарной статьи этимологического словаря, работают с различными этимологическими и историческими словарями, определяют первоисточники некоторых слов.
14 Этимологический словарь. 1 Составляют групповой проект.
15. Об одном и том же разными словами. 1 Изучают особенность синонимического ряда слов, работают со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи, редактируют тексты, выполняют занимательные лингвистические упражнения, играют в игру «Кто больше?»
16. Слова – антиподы. 1 Поддерживают беседу с учителем по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах», изучают понятие «антонимы», работают с пословицами и поговорками, со «Словарем антонимов русского языка», выполняют занимательные упражнения, играют в лингвистическую игру «Собери в лукошко».
17 Ума палата, или о фразеологических оборотах. 1 Иллюстрируют фразеологизмы, выполняют занимательные упражнения, играют в игру «Инсценирование фразеологизмов», читают текст, выбирают из текста фразеологизмы.
18. Фразеологический турнир. 1 Участвуют в лингвистической викторине.
19. Словари «чужих» слов. 1 Рассматривают особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов, знакомятся с понятием «устойчивые обороты», работают со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
20. «Он весь свободы торжество». Языковые особенности произведений А.С.Пушкина. 1 Исследуют языковые особенности произведений А. С. Пушкина, знакомятся с понятиями «литературный язык» и «живая народная речь», находят примеры лексики из народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
21 Мы говорим его стихами. Афоризмы в произведениях А.С.Пушкина. 1 Знакомятся с понятиями «крылатые выражения» и «афоризмы», находят афоризмы и крылатые выражения в произведениях А. С. Пушкина, читают и пересказывают текст.
22 Слова уходящие. 1 Изучают особенности устаревших слов-архаизмов, продолжают знакомство со словами – новичками, работают над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи, рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
23 Паронимы, или «ошибкоопасные» места. 1 Знакомятся с понятием «паронимы», отвечают на вопросы о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
24 Виды паронимов и способы их образования. 1 Рассматривают виды паронимов и способы их образования, редактируют тексты с речевыми ошибками, играют в «Лингвистический марафон»
25 Словарь – грамотей. Словарная статья орфографического словаря. 1 Знакомятся со словарной статьей орфографического словаря, участвуют в беседе о значении орфографического словаря, работают с орфографическим словарем, редактируют тексты с ошибками.
26 Словарь – грамотей. Словарная статья орфографического словаря. 1 Составляют орфографический словарь по одному из произведений Н.Носова (М.Зощенко, В.Драгунского).
«Что в имени тебе моем…» 9 27 Научная этимология. 1 Работают со словарной статьей этимологического словаря, читают о значение этимологического словаря, изучают историю происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая», работа с этимологическим словарем, играют в «Лингвистический марафон», переводят предложения с языков славянского происхождения на русский.28 Какие бывают имена? 1 Знакомятся с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси, рассматривают способы и причины образования омонимов среди имен собственных, работают со словарями.
29 Древнерусские имена. 1 Знакомятся с историей образования древнерусских имен, работают с этимологическим словарем, рассматривают особенность древнерусских имен.
30 Древнерусские имена. 1 Знакомятся с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина, беседуют о значении древнерусских имен, составляют словарь имен класса.
31 Отчество и фамилия. 1 Беседуют об истории появления отчеств и фамилий в русском языке, знакомятся с наукой «антропонимика», объясняют происхождение фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
32 Времена года. 1 Выясняют, откуда пришли названия месяцев, знакомятся с названиями месяцев в Древней Руси; читают и исполняют произведения календарно – обрядового фольклора.
33 О том, что мы носим. 1 Выясняют, что означают названия некоторых предметов одежды, работают с толковым словарем.
34 Растения – почему их так называют? 1 Выясняют, откуда пришли названия некоторых растений, защищают мини-проекты по изученному курсу.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2002.
Арсирий А,Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Эксмо, 2006.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. СПб.: Просвещение, 1992.
Ожегов С.П., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).1
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред, А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Материально-технические средства обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия:
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
Учебное оборудование:
- компьютер с программным обеспечением;
- телевизор;
- CD/DVD-проигрыватели;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей-филологов
№ 1 от 28.08.2015г.
Руководитель ШМО _______Якименко Н.И.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________ Золотухина М.Э.
28.08.2015г.