Урок внеклассного чтения «Без друзей меня чуть-чуть……» (технология модерации)
Пояснительная записка к уроку внеклассного чтения построенного на основе технологии модерации.
Информация
Учитель (ФИО) Реймер Елена Владимировна
Должность учитель начальных классов
Образовательное учреждение МОАУ «Гимназия №8»
Город г. Оренбург
Предмет литературное чтение
Класс 2 б
Продолжительность 45 минут
Методическая информация
Тема урока «Без друзей меня чуть-чуть……»
Тип урока комплексное применение знаний
Используемые технологии технология модерации, информационно-коммуникативные технологии, технология «Педагогики сотрудничества»
Группы формируемых компетенций Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий, умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из предложенных текстов, раздаточного материала, переработка полученной информации для формулировки выводов.Цель -сформировать у учащихся представление о дружбе как о нравственной ценности;
-учить ценить дружбу, друзей (на основе прочитанных самостоятельно произведений, пословиц, поговорок…, жизненного опыта), показать важность и ценность настоящей дружбы
Задачи урока -совместно с учащимися дать определение понятию дружба и в чём её секрет;
-воспитывать доброжелательность, умение дружить и дарить тепло;
-формировать добрые взаимоотношения детей в классе;
-развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в группах
-учить детей правилам ведения диалога, кратко говорить, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
-дать возможность учащимся продемонстрировать себя как членов дружного коллектива (сплоченность, организованность, дружелюбие);
-выработка умений работать с различными источниками информации, создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Компьютер, проектор, презентация. Стихотворения, пословицы, поговорки о дружбе. Нарисованные герои мультфильмов, кроссворд, конверты с материалами по теме для мозгового штурма, листы бумаги А3, маркеры, толковый словарь Ожегова. Пряжа (клубок). Песни о дружбе, рисунок дерева без корней,. отдельные части ромашек, карточки со словами: скромность, доброжелательность, эгоизм, злоба, хвастовство и тд., части солнышка. Плакат для ковра идей и листочки цветной бумаги.
Характеристика класса Всего в классе 29 учеников, из них 16 девочек, 13 мальчиков.
Общий темп деятельности класса- выше среднего. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Все дети с удовольствием ходят в школу. По мнению учащихся и их родителей, хороший микроклимат, 100% учащихся чувствуют себя комфортно, 85% имеют высокий уровень мотивации , 15% - средний. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу.
Основываясь на возможности класса, мною для проведения урока была выбрана технология модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество урока за счет усиления мотивации всех учащихся. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направленны на активацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. При использовании технологии модерации меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником.
Эффективное протекание ключевых процессов модерации на уроке:
Взаимодействие (интеракция) участников группового процесса: для эффективного взаимодействия мною были сформированы микрогруппы, в которых в дальнейшем шла основная работа. В процессе совместной работы осуществлялись различные интеракции: учитель- микрогруппа, ученик-ученик, микрогруппа -микрогруппа, учитель – класс. Для формирования групп нужна была предварительная подготовка. Группы были сформированы путем равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Во время взаимодействия участников группы на всех этапах урока мною контролировался ход группового процесса.
Обмен информацией (коммуникации) между участниками процесса: для эффективного обмена информацией были подготовлены качественные источники информации. Применялась техника правильной постановки вопросов и активного слушания. На протяжении обмена информацией мною шло стимулирование и контролирование развития коммуникаций в группах. Свободной коммуникации не будет, если идет одностороннее информирование. Должен быть переход от информирования к взаимодействию.
Обеспечение наглядности хода и результатов процесса (визуализация): Весь урок сопровождался красочной презентацией, красочным оформлением доски, музыкальным оформлением. Для визуализации использовались картинки, рисунки, карточки, статьи из словарей и т.д.
Мотивация участников процесса: мотивирующим фактором стали- нестандартность проведения урока, постановка ясных, близких для учащихся целей, работа в команде, личный вклад в достижении цели, использование игровых методов, наглядность, смена работ ы разминками, позитивный настрой. В конце урока я использовала методику раздумья.
Мониторинг процесса: нужно придерживаться плана урока и времени. Отслеживать работу в группах и вовремя корректировать работу, но в тоже время доверять учащимся, повышать самостоятельность и ответственность.
Рефлексия: использование рефлексии на каждом этапе урока приводит к осмыслению новых знаний. Критически отнестись к себе, скорректировать свою работу. Все это толчок к анализу ценностей и принятию нравственных установок, оценки себя и своего поведения.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.