Конспект по изобразительному искусству на тему«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения(2 класс)
ИЗО
2Б КЛАСС
Тема:«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения
Вид занятия: декоративное конструирование.
Цели и задачи: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения, двух сторонах - практической и художественной- в украшении бытовых вещей; знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно-прикладным искусством; изучение связи формы и узора; цвета и узора; знакомство с назначением вещи; овладение умением работать с чертежными инструментами, трафаретом; развитие эстетического отношения к действительности, художественного вкуса; патриотическое воспитание, воспитание бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры; закрепление графических умений и навыков.
Планируемые результаты:
- Личностные: - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- патриотическое воспитание, воспитание бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры;
- Предметные: - овладение умением работать с чертежными инструментами, трафаретом;
- развитие эстетического отношения к действительности, художественного вкуса.
- закрепление графических умений и навыков.
Оборудование урока: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги, линейка, циркуль, трафареты.
Зрительный ряд: фотографии старинной крымскотатарской одежды, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.
Ход урока
I. Организация класс
Все сумели мы собраться,За работу дружно взяться.Будем думать, рассуждать,Можем мы урок начать.са.
П. Беседа по теме урока.
У детей должно сформироваться представление о прочной связи характера украшения с его назначением. Примеры можно брать из природы: ночная бабочка окрашена так, что ее не видно на коре дерева, а дневная бабочка окрашена так, чтобы ее приняли за цветок, - им обоим нужно быть незаметными, маскироваться. Цветок же окрашен ярко, чтобы пчелы заметили его.
- А как использовал украшения человек?
С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер,свой образ.
Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего.
Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – Плавные покачивания
Это деревья в лесу. поднятыми вверх руками.
Руки нагнули, кисти встряхнули – Встряхивание рук.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем Движения в соответствии
Это к нам птицы летят. с текстом.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад. (2 раза)
Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.
На уроке полезно привести примеры самых различных украшений с характеристикой владельца: женские и мужские украшения, детские и взрослые, украшения бедных и богатых и т. п.
III. Работа над заданием.
1) Украсить феску,платье заданной формы
2) Украсить мужскую одежду.
Можно использовать технику аппликации противоположных по образу украшений. Учитель может попробовать вариант, где учащиеся на одном уроке украшают только мужскиекостюмы, или: мальчики -мужские, девочки - женские украшения.
Физминутка.
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали
Наши пальчики встряхнем
Рисовать опять начнем.
(плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ.
Рефлексия - Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке, что узнали нового?
Вы хорошо поработали на уроке, у нас получилась очень красивые украшения.Как вы думаете, ваши рисунки использовать в дальнейшем?
Домашнее задание: обратить внимание и рассказать, как украшают себя люди в праздник и в будни.