Установление причинно-следственных связей – способ формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира.
« Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос «почему», выявлять
случайное, обнаруживать закономерное,
устанавливать согласованность новых
свойств с новыми условиями, находить
в цепи происходящего начала и концы».
(Ж. Фабр)
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Дети, умеющие исследовать, дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса и именно за ними будущее. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления исследования, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной.
«Как научить своих учеников мыслить? Можно ли научиться мыслить более продуктивно? Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?» Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый современный учитель, ведь благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи исследования, делаются открытия, появляются изобретения.
Исследовательская деятельность предъявляет требования к умениям работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, систематизировать и структурировать полученный материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.
Все эти компетенции можно и нужно развивать. Компетенция устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых в умении исследовать. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации.
В рамках ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, сознательного получения нового социального опыта, для саморазвития и самосовершенствования. Умение устанавливать причинно-следственные связи относится к. познавательным логическим универсальным действиям
Опираясь на выше сказанное, я определила для себя педагогическую стратегию: Установление причинно-следственных связей – способ формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира.
Определила гипотезу: Поможет ли учащимся умение устанавливать причинно-следственные связи осуществлять исследовательскую деятельность.
Определила цель: Формирование исследовательских умений у обучающихся на уроках окружающего мира посредством установления причинно-следственных связей.
Задачи:
Изучить роль причинно-следственных связей в процессе преподавания предмета.
Развивать педагогические компетенции для эффективного определения и применения методов и приемов для установления причинно-следственных связей.
Проанализировать степень владения учащихся познавательными логическим универсальным учебными действиям.
Причинность или причинно-следственная связь - это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым.
Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Рассмотрим структуру данного умения:
1) осмысление представленного явления (события, ситуации);
2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;
3) определение существенных признаков (причин) явления;
4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;
5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.
Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:
выделять в предметах свойства;
иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
определять в предметах существенные и несущественные признаки;
различать необходимые и достаточные признаки предметов;
устанавливать родо-видовые отношения;
выполнять простейшие умозаключения.
Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).
Рассмотрим некоторые аспекты умения устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников при организации исследовательской деятельности.
Для эффективного развития исследовательских умений учитель начальных классов должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся в успешном решении сложных учебных задач.
Кроме того, при организации деятельности устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться определённого алгоритма.
1. Создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и новыми фактами.
2. Побуждать младших школьников к формулированию и высказыванию собственных идей и догадок, выдвижению гипотез через обсуждение в небольших группах.
3. Ориентировать учащихся на практическую значимость полученных знаний.
Ещё одним важным условием развития способностей устанавливать причинно-следственные связи является организация деятельности с опорой на пропедевтические умения учащихся. Привлечение комплекса подобного рода знаний в начальной школе связано с повторением изученного материала и с сознательным отбором учеником тех знаний, которые необходимы для сопоставления с новыми фактами, т.е. установления причинно-следственных отношений.
Применение исследовательского метода также является действенным средством развития причинного мышления и предполагает постановку проблемной задачи (например, провести эксперимент, составить логическую цепочку и т.д.). Эффективность данного метода связана с самостоятельностью учащихся на всех этапах исследования (наблюдение, выдвижение гипотез; составление плана действий; формулирование результатов; контрольно-оценочная работа).
Важное место в формировании умения устанавливать причинно-следственные связи занимает метод проектов, представляющий собой совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность школьников и предполагает создание учебных ситуаций, которые:
- сталкивают младших школьников с явлениями, которые противоречат имеющимся у них представлениям;
- побуждают учащихся высказывать свои предположения, гипотезы;
- предоставляют возможность исследовать эти предположения;
- дают возможность представить результаты своего исследования окружающим с целью определения значимости полученных данных .Одним из приёмов формирования причинно-следственных умений является дидактическая игра, в рамках которой решение проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал учеников и использовать его наиболее эффективно.
В связи с тем, что установление причинно-следственных связей основано на абстрактных понятиях, необходима и система наглядности. В частности, для превращения знаний младших школьников в убеждения (например, на уроках «Окружающий мир») можно использовать эксперимент.
Ещё одним условием развития понимания причинно-следственной зависимости у учащихся младших классов выступает использование системы заданий. И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова, говоря об установлении причинно-следственных связей, подчёркивают, что его выработка возможна только в процессе упражнений. Ведь данное умение не проходит стадию автоматизации, поэтому каждый раз требует полной осмысленности.
Общеизвестно, что естествознание как наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. На уроках окружающего мира учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание окружающего мира согласно дидактического правила «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях.
Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: "Почему снег растаял?", "Почему дует ветер?", "Почему разрушаются горы?" или более сложные: «Какова причина образования ветра?» «Какова причина круговорота воды в природе?» и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности.
Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин. Поэтому работа по установлению причинно-следственных связей на уроке окружающего мира потребует от учащихся умения в дальнейшем оперативно и комплексно использовать свои знания в старшей школе.
Учащиеся должны также понимать, что правильное отношение человека к природе, разумное использование и охрана естественных богатств возможны только в результате познания ее законов, которые находят отражение в наиболее общих причинно-следственных связях. Верное их понимание имеет неоценимое значение и для научного мировоззрения. Ученик, не усвоивший связей в природе, не может иметь правильного научного мировоззрения. Если он не умеет вскрыть весь комплекс причин и следствий, то его знания и, следовательно, убеждения односторонни, малоубедительны и неглубоки.
Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).
В своей педагогической практике, с целью развития у учащихся умений работать с причинно-следственными связями, стараюсь использовать следующие приемы: «Причина – следствие», «Логическая цепочка», «Почемучка», «Составь рассказ», «Продолжи фразу», «Реши познавательную задачу», «Самостоятельная работа». Применяю их на всех этапах урока
Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие умения у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: На этапе актуализации знаний я предлагаю найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах).
-Соедините растения с его плодом.
Сочные плдодыРастение Плод
Яблоня Ягода
Малина Костянка
тыква Тыквина
Вишня Яблоко
2 класс , урок окружающего мира.
Тема: «Мир глазами эколога»
На уроке изучения нового материала в блоке «Экологические проблемы», выстраивали цепочку причинно-следственных связей исчезновения тропических лесов.
- Исчезновение лесов это причина или следствие? Если это следствие, попробуйте по тексту определить причины.
(Ребята определяют причины: заготовка древесины, строительство дорог, расчистка под поля).
Далее предлагаю продолжить им цепочку, в которой вырубка лесов теперь причина, и необходимо найти следствие. После того, как следствие найдено предлагается вопрос:
- Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения тропических лесов, а для этого продолжите цепочку.
Далее возвращаю детей к первоначальным причинам, и обговариваем способы решения. Через групповое мини-исследования выдвигаем гипотезу: можно ли решить эти проблемы в сохранившихся тропических лесах.
Пример
2 класс, урок окружающего мира
Тема: Свойство снега и льда
На этапе мотивации ребятам предлагается объяснить смысл поговорки «Много снега - много хлеба». Назвать что в этой поговорки является причиной, а что следствием. Выдвигаю гипотезу: всегда ли большое количество снега – это хорошо?
Пример
4 класс
Тема: Опора тела и движение.
На этапе изучения нового материала предлагается незаконченная схема.
Причина -----------Сколиоз---------------Следствие
По тексту необходимо определить причины и следствия сколиоза. За гипотезу предлагаю взять утверждение: «Сколиоз – неизлечимая болезнь» в процессе исследования ребята либо доказывают, либо опровергают данное утверждение. В работе используется ЭОР и ЦОР
Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.
Описание приема: на этапе мотивации я предлагаю из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
- «В какой последовательности появляются части у растений?»
( сухие семена – наклевывающиеся семена – проросток с корешком – проросток с изогнутым стеблем – проросток с листьями – сформировавшееся растение)
Пример: восстановите причинно-следственные, логические связи.
1. Черноземы степей очень плодородны.
2. Степные растения стали исчезать.
3. Человек распахал степи.
4. Стали исчезать животные.
5. Сокращение площади диких степей.
Прием «Составь рассказ».
Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.
Описание приема: на этапе осмысления знаний я предлагаю составить рассказ из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.
Пример: тема “Куда текут реки? ” (карточки: другие реки, моря, озера, изменение рельефа)Прием «Почемучка».
Цель: развитие практического мышления, формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составление цепочки причинно-следственных связей.
Описание приема: в ходе игры или эвристической беседы учащиеся объясняют одно из следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.
Вопрос:
- «Почему происходит смена природных зон?»
- «Почему с севера на юг, а не с запада на восток?»
-«Почему изменяется влажность?»
«Почему изменяется температура?»
Прием «Продолжи фразу»
Цель: учить строить рассуждение по схеме.
Описание приема: на этапе мотивации я не задаю прямой вопрос, а прошу учащихся продолжить начатую им фразу по определенной схеме:
«Если …., то…», «…., так как….», «…, потому что….», «Для того чтобы…», «Чем…, тем …».Пример:
«Если будешь сидеть неправильно, то……»
«Чем выше солнце, тем теплее»
Прием «Реши задачу»
Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.
Описание работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить выбранное решение, привести доказательства.
Пример: Температура на Меркурий достигает +480, на Марсе редко поднимается выше 0, наЮпитре температура близка к -130, а на Сатурне приближается к -170. Как вы объясните?
Прием «Самостоятельная работа»
Цель: раскрытие причинно-следственных связей, а также понимание логических отношений между понятиями.
Описание приема: после пояснения алгоритма действия, учащимся дается задание для самостоятельного выполнения с использованием различных источников информации.
Пример: 1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия природной зоны, затем виды почв природных зон
Совершенствуя свой профессиональный опыт по данной теме применяю задания на формирование данного умения и по другим учебным предметам.
Приведу несколько примеров такой работы.
На первых уроках обучения грамоте в первом классе по теме «Словообразования» мы устанавливали роль гласных, выполняя деление слова на слоги, опираясь на причинно-следственную связку.
Пример работы по установлению причинно-следственных связей на уроках математике.
- Найди значения остальных выражений, не вычисляя:
17 + 54 = 71…………………90 – 35 = 55
27 + 54 = 88 – 35
37 + 54 =…………………… 86 – 35
27 + 64 =……………………..76 – 35
На уроке русского языка, мы, наблюдая за словообразованием существительных, выясняли, что при изменении их по падежам в зависимости от системы их окончаний, существительные могут делиться на три группы –3 склонения. Тут же, наблюдая, мы определяли, какие существительные относятся 1-му, 2-му и 3-му склонению. Попутно выясняли, что есть и 4-я группа – несклоняемые существительные.
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение несклоняемые
И п. вода, мама, земля,
дядя конь, окно, поле, стол степь, капель, дичь кофе, пальто, метро
Р.п. воды, мамы, земли, дяди коня, окна, поля, стола степи, дичи, капели кофе, пальто, метро
Д.п. воде, маме, земле, дяде коню, окну, полю, столу степи, дичи, капели кофе, пальто, метро
В.п. воду, маму, землю, дядю коня, окно, поле, стол степь, дичь, капель кофе, пальто, метро
Т.п. водой, мамой, землёй, дядей конём, окном, полем, столом степью, дичью, капелью кофе, пальто, метро
П.п. о воде, о маме,
о земле, о дяде о коне, об окне,
о поле, о столе о степи,
о дичи,
о капели кофе, пальто, метро
Много материала для работы по формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственную связь дают нам уроки чтения. На уроках чтения при работе над художественным текстом часто звучат вопросы «Почему?» и «Что из этого следует?», побуждающие детей устанавливать причину и следствие. Работа с текстом открывает возможность для формирования логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей между событиями и действиями героев произведений. Это способствует пониманию авторской позиции, отношению автора к герою произведения и изображаемой действительности
Научить своего ученика мыслить – вот одна из главных задач для современного учителя, ведь как сказал П.Буаст: «человек бывает человеком только благодаря размышлению».
Систематическое осуществление принципа причинно-следственных связей, помогает формировать диалектико-материалистическое мировоззрение обучающихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской работы. Данный принцип лежит в основе развивающего и проблемного обучения, технологии критического мышления, проектного обучения.
Умение устанавливать причинно-следственные связи я определяю по критериям:
- самостоятельно или с небольшой помощью взрослого учащийся устанавливает внешние выраженные прямые и обратные связи;
- рассуждая ученик может , выделить причину каких-либо явлений и объяснить ее;
- ученик воспринимает и с помощью взрослого объясняет скрытые связи, использует суждения и умозаключения, умеет строить цепочки логических рассуждений и связей объектов и явлений.
По теме «Установление причинно-следственных связей – способ формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира» я работаю второй год. Для того, чтобы отследить результаты, недочеты я провожу промежуточные, вводные и итоговые контрольные работы, исследования в урочной и внеурочной деятельности, использую метод наблюдения, через решение жизненных ситуаций.
Уже с первого класса мы с учениками принимаем участие в Научно- практических конференциях школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней.
Школьный этап Муниципаль-
ный этап Региональный этап Всероссийский этап
2012-2013 г. 1 класс
«Жизнь и гибель динозавров на планете Земля.» –(Новиков Вадим – 1 место)
«Кактус – колючий друг.»-(Плюшкевичюс Даниил – 3 место)
«Моя родословная»-(Иванова Ярослава – сертификат участника)
«Улитка Ахатина – как домашний питомец» - (Максим Дарья – диплом Лауреата) «Улитка Ахатина – как домашний питомец» - (Максим Дарья – диплом Лауреата НПК) «Улитка Ахатина – как домашний питомец» - (Максим Дарья – диплом Лауреата НПК) Участник Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь» «Улитка Ахатина – как домашний питомец» - (Максим Дарья2013 – 2014 г. 2 класс
«Мой город» - (Буслейко Вадим – сертификат участника)
«Символика нашего класса» - (Фертикова Александра – сертификат участника»«Почему высохла лужа» - (Вайсбек Дима – 1 место)
«Далеко ли от нас до солнца» - (Новиков Вадим» - 2 место)
«Особенности содержания Австралийских страусов в условии Сибири» - (Максим Дарья – диплом Лауреата)
«Аквариум и его обитатели» - (Регер Катя – сертификат участника)
«Здоровый образ жизни» - (Терехова Ревекка- 3 место)
«Особенности содержания Австралийских страусов в условии Сибири» - (Максим Дарья – диплом Лауреата НПК)
«Особенности содержания Австралийских страусов в условии Сибири» - (Максим Дарья – диплом Лауреата) «Особенности содержания Австралийских страусов в условии Сибири» - (Максим Дарья – Сертификат участника НПК)
Вывод. Данные таблицы являются еще одним из показателей мониторинга. Наблюдается стабильность участия учеников в проектно-исследовательской деятельности. Положительная мотивация к исследовательской деятельности повышает потребность участия в научно-исследовательских конференциях, что показывает развитие у учащихся логического мышления, применяя умения устанавливать причинно-следственные связи.
Диаграмма 1. Показатели умения определять причинно-следственные связи у младших школьников на уроках окружающего мира.
Анализируя весь мониторинг(промежуточных, вводных и итоговых контрольных работ, исследований в урочной и внеурочной деятельности, метода наблюдения, через решение жизненных ситуаций.), можно сделать ввод, что моя гипотеза: «может ли учащимися умение устанавливать причинно-следственные связи осуществлять исследовательскую деятельность» подтверждается.