Опытно-эксперементальная работа по теме: «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся, как субъектов образования через реализацию потенциала технологии проектов на уроках географии и биологии»
Программа опытно-экспериментальной работы на тему:«Формирование общеучебных умений и навыков учащихся, как субъектов образования через реализацию потенциала технологии проектов на уроках географии и биологии»
Актуальность Основной причиной выбора « Метода проектов» для реализации задач 12 летнего образования является приобретенный опыт работы в группах, где главная задача образования - научить, становится и обучающей и развивающей и воспитывающей. Низкая мотивация обучения современных детей позволяет решить проблему заинтересованности, т.к. метод направлен на видимый результат.Решение проблемы, которая предполагается при работе над проектом, предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения , необходимости интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества. Необходимо по-новому переосмыслить роль учащегося в учении, принять его как субъекта, то есть инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса, пересмотреть права и обязанности педагога, т.к. новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, методических и дидактических умений соответствующих современному уровню обучения.
У всех участников образовательного процесса должна сформироваться активная субъектная позиция, позволяющая понять ограниченность своих возможностей в конкретной ситуации и необходимость выхода за рамки уже известного, обращения к новому. Я считаем, что наиболее перспективный путь для этого – создание условий, раскрывающих творческий потенциал учащихся и педагогов, способствующих формированию компетенций у субъектов образовательного процесса. Решение этой проблемы видится мною в совершенствовании качества образовательной среды предметов естественного цикла.
Цель исследованияИзучить и использовать возможности образовательной среды предметов естественного цикла, обеспечивающие развитие компетенций субъектов образовательного процесса.Задачи исследования1. Изучение теоретических вопросов о возможности качественного изменения образовательной среды и ее роли в формировании компетенций субъектов образования.2. Разработка программы непрерывного развития и совершенствования ключевых компетенций учащихся и педагогов, как субъектов образовательного процесса.3. Разработка модели образовательной среды, направленной на развитие компетенций субъектов образовательного процесса.4. Разработка системы мониторинга личностных и социальных достижений субъектов образовательного процесса.
Гипотеза исследованияЕсли применять « Технологию проектов», то можно развить у субъектов обучения следующие компетенции: коммуникативную компетенцию, информационно-технологическую компетенцию, компетенцию социального взаимодействия, компетенцию личностного развития.
Предполагаемые результатыповышение активности, мотивированности и эффективности образовательного взаимодействия всех субъектов образования;успешность социализации и самореализации учащихся;проведение занятий на качественном, новом уровне.
положительная динамика качества знаний по предмету; улучшение восприятия учебного восприятия;активизация мотивации к обучению и развитие познавательных интересов;формирование учебных компетенции;развитие творческих способностей, нестандартных подходов в решении образовательных задач.Субъектный результат для ученика:
Субъектный материал для учителя:овладение формами и методами организации учебной деятельности учащихся с применением технологии проектов и икт;овладение теоретическими основами и практическими навыками с учебниками нового поколения; овладение коммуникационными технологиями, обеспечивающими дистанционное консультирование и общение с методистом, коллегами;применение новых педагогических инструментов (интерактив, мультимедиа)овладения технологией создания сложных многоуровневых презентаций и флипчартов.
Этапы исследованияI. Поисковый этап (2008-2009 учебный год)изучение разработанности проблемы в педагогической, психологической, частно-методической литературе;осуществление методической подготовки в условиях эксперимента;проведение пилотажного исследования с целью определения проблемного поля эксперимента;разработка модели образовательной среды биологии и географии;разработка системы мониторинга экспериментальной работы, а также достижений образовательного процесса;знакомство с интерактивными, мультимедийными, обучающими программами, интернет-ресурсами;дистанционные консультации с методистом и коллегами (электронная почта).
II. Экспериментальный этап (2009 – 2012 учебные годы)совершенствование работы по методике эксперимента, обмену опытом, анализу промежуточных результатов и определению задач на предстоящий этап;осуществление проектирования, моделирования и практической реализации системы работы в условиях эксперимента;обеспечение осуществления постоянного мониторинга, в случае необходимости внесение коррективов в реализацию данного проекта;разработки уроков, пособий, презентаций, флипчартов
III. Заключительный этап (2012 – 2013 учебный год)систематизация и обобщение опыта работы, проведение итоговой диагностики по намеченным критериям;экспертиза эффективности работы по реализации цели и задач эксперимента;представление итогов эксперимента в форме отчета, продвижение и распространение опыта работы;выработка рекомендаций, обобщение ППО по данной проблеме.
Список литературы:1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. – А., 2006.2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 1997.3. Ясвин В.А.Экспертиза школьной образовательной среды. – М., 2000.4. Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея как профильной школы при вузе. – М., 2008.5. Управление со творческими процессами (опыт инновационного развития школы)./Под ред. Сухорукова А.С. – М., 2000.6. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. – М., 2008.7. Загвязинская Э.В. Управление развитием культурно – образовательной среды гимназии. – М., 2007.8. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. – М., 1996.9. Вершловский В.Г. Педагог эпохи перемен. М., 2002.
Индивидуальные особенностиучащихся
Формы и методы контроля:контрольные работы;презентации (создание многоуровневых, сложных презентация учебного материала с использованием мультимедиа, интерактива, гиперссылок); создание проектов;творческие работы; участие в олимпиадах; участие в городских мероприятиях, конкурсах; составление таблиц, схем;тестирование;работа с флипчартами.
Разработаны уроки, презентации, флипчарты
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: 1. ОЭР позволяет утверждать, что разработанная методика эффективна в решении выделенной проблемы. Она не противоречит полученным в исследовании фактам.2. Работа обладает новизной, которая состоит в овладении и применении ключевых компетенций и технологий: проектов и ИКТ, а так же в необходимости построения нового типа образовательной среды, создающие условия для активной самостоятельной учебной деятельности.3. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования для активизации внимания, мышления, восприятия, развития памяти и творческого потенциала субъектов образования. 4. Используя возможности современной образовательной среды участники образовательного процесса мотивируются к проявлению разнообразной активности, то есть становятся реальными субъектами своего собственного развития.
Спасибо за внимание!