Рабочая программа по естествознанию
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Топкинский технический техникум»
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО «ТТТ»
_____________Н.Н. Семибратов
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
100701.01 «Продавец, контролёр - кассир»
2015
Рассмотрена на заседании методического Совета ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»
Протокол № __ от «__» _________ 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Естествознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир» (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г. № 723), на основе примерной программы учебной дисциплины география для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол 24/1 от 27.03.2008)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум»
Автор-составитель:
Долбня Олеся Сергеевна - преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
паспорт программы учебной дисциплины
4
структура и содержание учебной дисциплины
7
условия реализации программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 11 Естествознание
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир» (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г. № 723)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов среднего звена работников торговли
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 341 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 228 часа;
самостоятельной работы обучающегося 113 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОй дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
277
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
180
в том числе:
практические занятия
90
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
70
в том числе:
Составление таблиц
Составление схем
Решение задач
Составление схем
Опорный конспект
Составление кроссворда
Заполнение таблицы
Подготовка докладов
Подготовка презентаций
4
4
8
6
2
2
2
20
26
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
I семестр
Раздел Химия
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Тема 1.1 Основные химические понятия и закон
Содержание учебного материала
2
1.
Основные химические понятия и законы химии
1
Практические занятия
2
1.
Практическая работа №1 Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление схемы строения атома химического элемента.
Тема 1.2 Периодический закон и ПСХЭ Менделеева Д. И. в свете учения строения атома
Содержание учебного материала
2
1.
Периодическая система химических элементов
1
Практические занятия
4
1.
Практическая работа №2 Составление характеристики химического элемента
2.
Практическая работа №3 Составление характеристики химического элемента
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Решение задач Атом
Тема 1.3 Химическая связь. Строение вещества
Содержание учебного материала
2
1.
Типы химической связи. Типы кристаллических решеток
1
Практические занятия
4
1.
Практическая работа № 4 Составление схем образования химических связей
2.
Практическая работа № 5 Составление схем образования химических связей
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Типы химических реакций. Составление таблиц
2.
Типы химической связи. Составление схемы
Тема 1.4 Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
2
1.
Растворы. Концентрация растворов
1
Практические занятия
2
1.
Практическая работа № 6 Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Решение задач Электролитическая диссоциация
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений
Содержание учебного материала
4
1.
Оксиды. Основания. Кислоты. Соли.
1
Практические занятия
4
1.
Практическая работа № 7 Исследование химических свойства кислот, оснований, солей
2.
Практическая работа № 8 Исследование химических свойства кислот, оснований, солей
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Решение задач Неорганических соединений
Тема 1.6 Химические реакции
Содержание учебного материала
4
1.
Классификация химических реакций. Скорость химических реакций
2
Практические занятия
2
1.
Практическая работа № 9 Решение уравнений окислительно-восстановительных реакций
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.
Окислительно - восстановительные реакции. Составление схемы.
2.
Электролиз и гидролиз. Составление опорного конспекта.
Тема 1.7 Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
4
1.
Свойства металлов I-III групп главных подгрупп
1
Практические занятия
2
1.
Практическая работа № 10 Решение задач на определение хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат- анионы
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.
Общие свойства неметаллов. Составление схемы.
Консультации для обучающихся
4
II семестр
Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.1 Теория химического строения органических соединений
Содержание учебного материала
2
2
1.
Предмет и задачи органической химии
Практические занятия
4
1.
Практическая работа № 12 Составление структурных формул изомеров и название их
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.
Составление таблицы «Строение органических веществ, гомология»
2.
Подготовить доклад на тему «Теория химического строения органических соединений»
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
8
1.
Алканы – предельные углеводороды. Состав. Строение
2
2.
Непредельные углеводороды. Алкены
3.
Непредельные углеводороды. Алкадиены
4.
Непредельные углеводороды. Алкины
Практические занятия
2
1.
№ 9 Составление структурных формул углеводородов по их названию
Самостоятельная работа обучающихся
6
1.
Решение задач Углеводороды
2.
Подготовить доклад на тему «Углеводороды и их природные источники»
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
4
1.
Спирты. Фенол. Альдегиды
2
2.
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры
Практические занятия
4
1.
Практическая работа № 15 Составление и название структурных формул спиртов и карбоновых кислот
2.
Практическая работа № 16 Составление и название структурных формул карбоновых кислот
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.
Составление схемы Кислотосодержащих органических соединений
2.
Подготовка презентации на тему «Кислородсодержащие органические соединения»
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала
4
1.
Амины. Аминокислоты
2
2.
Белки. Полимеры
Практические занятия
8
1.
Практическая работа № 17,18 Генетическая связь классов органических соединений
2.
Практическая работа № 19 Исследование свойств белков
3.
Практическая работа № 20Исследование свойств белков
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.
Подготовка презентации на тему «Полимеры и белки»
Консультации для обучающихся
6
Раздел биология
III семестр
Тема 1. Учение о клетке
Содержание учебного материала
2
2
1.
Определение клетки. Положения клеточной теории
Практические занятия
2
1.
Практическая работа № 21 Выполнение тестовых заданий по теме «Клеточная теория»
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Подготовка презентации «Химический состав клеток»
Тема 2 Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала
2
2
1.