Презентация по технологии Ювелирные украшения


Ювелирное искусство бурят Украшения Украшения - зyyдхэл, гоёолто - съемное подвижное убранство из постоянных или проходящих материалов - в отличие от неподвижных украшающих элементов, таких как разрисовка и деформирование тела, татуировка или укладывание волос.Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений. Женские украшения Женские украшения подразделяются на несколько групп:Головные украшения Накосные украшения Ушные украшения Височные, височно-нагрудные украшения Нагрудные украшения Наплечные украшения Поясные украшения Украшения для рук Среди них были повседневные, которые не снимались даже при выполнении домашней работы - кольца, амулеты, браслеты. Были и нарядные, которые одевали только с праздничным костюмом. Основным головным украшением является даруулга, или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, приподнятая на лицевой стороне, обтягивается материей, чаще всего темно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни - кораллы, янтарь, лазурит, изредка встречается белый камень. Головные украшения Накосные украшения характеризовали возраст женщины и определялись прической. Накосные украшения Боолто - полуцилиндрический серебряный чехол для верхней части кос, лицевая поверхность украшена чеканным орнаментом в основном растительного происхождения. Ушные украшения Серьги - украшение, которые носят женщины всех народов, национальностей, возрастов. Небольшие сережки, кольца, браслеты женщины носили ежедневно, их не снимали даже при выполнении домашней работы. Нарядные украшения делались из дорогостоящих материалов: золота, серебра, украшались вставками из кораллов, лазурита, малахита. Височно-нагрудные украшения К височно-нагрудным украшениям относятся подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. На уровне мочек ушей нередко закреплялись круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько снизок коралловых бус, концы снизок завершались мелкими монетами. К нагрудным украшениям относятся гуу - ладанки, коробочки из серебра, в которых хранили тексты молитв или культовые реликвии. Гуу имели региональные различия по форме, наиболее излюбленными были круглые, гладкие гуу, характерны полуовальные или квадратные формы, прямоугольные. Гуу носили на шелковых хадаках, шнурках или полосках ткани, некоторые носили на серебряных цепочках. Оно было обязательным нагрудным украшением женщин. Нагрудные украшения Нагрудные украшения Наплечные украшения В комплект украшений молодых женщин и девушек агинских и хори - буряток входило наплечное украшение - мyрэнэй гуу. Его пришивали на плечи халата или женской безрукавки. Это украшение представляет собой круглую серебряную бляху выпуклой формы, изготовленную штамповкой. С трех сторон бляхи припаивались кольцеобразные серебряные петельки, к которым подвешивали снизки двойных коралловых нитей, с шелковыми кистями на концах. Размеры гуу колебались от 4,5 до 9 см в диаметре Поясные украшения Буряты носили на поясе утилитарные предметы, которые украшали костюм: расшитый кисет для табака (хаптарга, хабтаhан), ножичек в кожаном футляре. Среди таких украшений игольники (зуунэй гэр), полые цилиндрики-коробочки. Игольники могли также входить в комплект бокового украшения. Украшения для рук Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца (бэhэлиг). Кольцо - знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо - круг - диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На эмблематическом уровне это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня. Браслеты - (бутааг, угаабар) носили женщины всех сословий и возрастов. Их можно было носить на обеих руках. Формы браслетов были разными: полукруглые, круглые, плоские, их украшали орнаментами, часто инкрустировали кораллами, малахитом, лазуритом или бирюзой. Повседневно могли носить медные браслеты, считая что они помогают при вывихах, растяжении жил или мышц. Украшения для рук Женский гарнитур«Сагаалган» Полный женский гарнитур бурятской женщины в старинном стиле «Сагаалган». Хиихэ, гуу большое, зурхэн гуу, дэнзэ, два браслета, перстень, серьги. Женский гарнитур с коралом и малахитом Женский гарнитур без камня Женский набор с кораллами Мужские украшения Нож и огниво (хутага, хэтэ) - чаще всего они встречаются в nape - обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами. «По всей видимости, нож и огниво заняли место колчана и налучника, покрытых железными посеребренными пластинками, когда-то составлявшими главную принадлежность мужчины-охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей» Бурятские ювелирные ножи Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами - дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма. Мужской набор Украшения Справочный материал Украшения появились задолго до того, как человек начал создавать орудия труда и предметы быта. Научившись ковать металл, он прежде всего сделал из них украшения, закрепляя их на тех частях тела, которые создавали естественную опору : голове, висках, шее, руках, плечах, груди, пояснице, бедрах , ногах - нет такой части тела, для которой не было бы придумано украшение. У всех народов земного пара первоначальная функция украшения - магическая. Обереги обеспечивают тому, кто их носит, защиту от злых духов, опасностей. Вторая функция - декоративная, как выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красите. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным. Следующая функция -материальная: украшения как знак социального отличия, символ благополучия и кредитоспособности, рациональный способ вложения материальных средств. Металлы, камни, из которых изготавливали украшения, их типы и формы зависят от географической среды обитания того или иного народа, от исторической эпохи, когда их носили или создавали, от экономических и культурных контактов жителей данного региона и не в последнюю очередь - от меняющихся направлений моды. Важную роль в их выборе играют религиозные и национальные традиции, а также классовые, сословные, семейные и другие обычаи. Существуют территориальные, этнические различия в украшениях, а также различия по полу и возрасту. Многие украшения являются символом статуса, связанного с социальным рангом или классом. Бурятские мастера - дарханы - пользовались огромным уважением сородичей; работа их, сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством; большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся и дошедшие до наших дней мифы и предания, а также специальные «кузнечные гимны» в честь «небесных» покровителей ремесла. Известно множество способов обработки исходного материала для изготовления украшений: резьба и гравировка камня и металла, шлифование, полировка, огранка драгоценных камней. К традиционным способам художественной обработки металлов относятся филигрань, зернь, чеканка, насечка, литье, чернь. Бурятские ювелиры, используя опыт предыдущих поколений, владели всеми этими способами. Часто выполнение какого-то одного вида изделия требовало от мастера знания сразу нескольких технических приемов. Основным материалом, служившим для изготовления украшений, было серебро. Для людей малосостоятельных ювелиры использовали серебро самой низкой пробы, так называемое «польское», для более зажиточных украшения выполнялись из серебра высокой пробы с позолотой, знать заказывала ювелирные изделия из чистого золота. Красота изделия зависела не только от качества материала и драгоценности камней, но и от искусства мастера, способного вдохнуть жизнь в свое творение. Старые мастера удовлетворяли запросы близких людей, односельчан, они видели и знали своих заказчиков - невесту, для которой делалось свадебное украшение, которую надо было «оберечь от злых духов», поскольку от неё зависело будущее рода, его продолжение; либо нарядно одетую женщину -хозяйку и хранительницу очага в доме. Он знал, что вещи, сделанные его руками, будут передаваться от поколения к поколению - от матери к дочери , от отца к сыну - и вместе с ценностями рода перейдет и имя автора-исполнителя. Для мастера не существовали главные и второстепенные детали и украшения. Так, в некоторых женских украшениях даже невидимые зрителю детали покрывались тончайшими узорами. «Бог видит все и отовсюду», - говорили старые мастера. По их убеждению, облегчить себе работу значило погрешить не против заказчика, а против своего мастерства и его святых покровителей. Мастера не заботили затраченное время или расходы материалов, для него важнее всего было его имя, признание его таланта, мастерства, а заказчики, в свою очередь, безмерно почитали его и ничего для него не жалели. Символика камней Коралл - самый любимый камень бурят. К нам он попадал через Китай и Монголию как предмет торговли кяхтинских и верхнеудинских купцов. Коралл - это морское или водное дерево, обладает сложным символом, включающим в себя символизм дерева и знак водяной бездны. Красному цвету придавалось большое значение в различных обрядах и действиях магического характера. Ещё в глубокой древности раскрашивали красной охрой наскальные рисунки, изделия из кости и камня. Коралл ассоциируется по цветовой символике с огнем, солнцем, кровью - символами жизненной энергии, тепла, очищения,Своим приглушенным и вместе с тем насыщенно густым тоном кораллы оживляли матово - белую поверхность серебряных изделий, контрастно выделяясь на фоне чеканного и ажурного узора. Они гармонично сочетаются со смуглым цветом кожи и черными волосами бурятских женщин. Коралловые вставки можно увидеть не только на женских, но и на мужских украшениях как в одиночных гнездах - кастах, так и на проволочных стержнях («спенях»), для чего их просверливали насквозь. В верхней части такой коралл завершается цветочной розеткой, например, на дэнзэ (навершиях шапки), на пуговицах. Многие украшения бурят выполнены из золота или декорированы им. Замечательные свойства драгоценных камней и кристаллов различных минералов известны и используются людьми с глубокой древности. Современная наука смогла в значительной мере раскрыть их природу, доказать, что это не чудо. Все объясняется строением и происхождением тех или иных камней. Образовавшись на протяжении многих лет в результате тектонической деятельности, они аккумулировали и преобразовывали в себе воздействие как космических, так и земных сил. Извлеченные из естественной среды и даже обработанные для придания им большей красоты, камни несут в себе способность преломлять энергию Земли и Космоса, усиливая или ослабляя их влияние. Наука о магических свойствах драгоценных камней называется гомологией.   Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глубокой древности осознавали что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и напитков. Вся церковная и дацанская утварь, в которых хранили святую воду, была сделана из серебра. Буряты всех районов именно серебряные (белые) монеты бросали на дно родниковых источников, на обоо, на горных перевалах у бариса. Серебро - металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья. В течение многих веков у многих народов серебро было, наряду с золотом, монетарным металлом. Цены на серебро и золото постоянно колеблются. Наиболее почитаемо серебро в Индии, на родине буддизма. Бирюза - символ счастливой любви и благодатной семейной жизни. Её символика связана с древними восточными поверьями, будто бирюза есть ничто иное, как кости умерших людей. Бирюза - основной камень Востока, священный камень Тибета, камень египетских фараонов, а также небесный камень американских индейцев. Многие камни утрачивают свои непостижимые силы, но бирюза способна сохранять мистические свойства, меняя цвет, становясь бледной, пятнистой, переходя из голубой в белую. Считалось, что бирюза отражает различное состояние здоровья. Бледнеет - если хозяин её болен, становится белой, если он умер. Золото - драгоценный металл, ценимый за то, что не ржавеет. Будучи желтым, он ассоциируется с солнечной энергией и огнем. Эзотерически это знак мудрости и знания, знак света, универсальный символ Солнца, Божественного озарения, мудрости и бессмертия. Во многих традициях ассоциируется с тайной Земли; он воспринимается как сердце Земли, подобно сердцу - центральному аспекту в человеке. Золото - символ изобилия и благополучия, используется как амулет и талисман. Это знак земного и небесного величия. Золото как алмаз - знак духовной крепости и устойчивости. Его антиподы - дерево, солома, сено. При испытании огнем золото очищается, закаляется, антиподы - уничтожаются. В Индии золотой цвет означал истину. В Монголии во времена правления Чингисхана серебряные изделия являлись предметом культа, они ценились дороже золота. Со времени превращения золота в монетарный, а затем в валютный металл, серебро значительно обесценилось. Обладая ценным физическим свойством как высокой электропроводностью, серебро стало незаменимым техническим материалом.