Доклад на темуИспользование методов,интенсифицирующих обучение учащихся игре на фортепиано в младших классах детской школы искусств
Использование методов, интенсифицирующих обучение учащихся игре на фортепиано в младших классах детской школы искусств.
«…Учитель игры на любом инструменте…должен быть прежде всего учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель …должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио…и игры на фортепиано»
Г.Нейгауз. ( «Об искусстве фортепианной игры»)
Дошкольный и младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей.
Дошкольники и младшие школьники подвижны и деятельны, эмоциональны, любознательны, добросовестны в выполнении заданий, но быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления отличаются конкретностью восприятия музыкальных образов, активностью восприятия ритмики (особенно танцевальных, подвижных жанров), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях.
На современном этапе развития педагогики формы и методы обучения постоянно совершенствуются . Думается ,что современная система фортепианного обучения также нуждается в корректировке форм и методов подготовки учащихся, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. на этой стадии воспитания ученика сейчас наиболее актуальна задача комплексного музыкально-исполнительского развития обучающихся.
Все ново для малыша, начинающего обучаться игре на фортепиано. Чтобы обилие стоящих перед ним задач не тормозило главное – восприятие музыки, ее осмысленное исполнение, в своей работе я использую не только общепедагогические принципы доступности ,постепенности, наглядности, но и ряд методов ,интенсифицирующих учебную деятельность учащихся. В первую очередь к ним относятся:
- Исполнительский показ произведения целиком для подготовки ученика к восприятию новой музыки.
- словесное пояснение с помощью доступных для ребенка образных художественных и жизненных ассоциаций( например: с целью выявления реакции ученика на прослушанную музыку, дополнения представления ребенка о художественно-образном содержании произведения, запоминания новой информации);
- Прием обучения в сотрудничестве, который используется мною например:
При ознакомлении учащегося с инструментом фортепиано;
При музицировании на простейшем уровне;
При объяснении нового задания с помощью использования наводящих вопросов для сопоставления нового задания с уже освоенным, нового технического приема с уже освоенным;
При воспитании у ученика самостоятельности в обозначении аппликатуры.
- Прием вычленения простого из сложного ( временное фиксирование внимания ученика на одних заданиях, допуская при этом приблизительное исполнение других, для подготовки к восприятию учащимся новых для него художественных и пианистических задач );
- Исполнительский показ технического приема в соединении со словесными комментариями при выработке у ученика технических навыков (например: с утрированием при необходимости отрицательных движений ученика с целью закрепления правильного применения технического приема).
Иллюстрацией применения в моей педагогической практике перечисленных методов может являться анализ тематического урока «Ознакомление учащегося с инструментом фортепиано» проводимого мною для учеников 6-7 летнего возраста начавших заниматься на фортепианном отделении детской школы искусств (безусловно с вариантами, учитывающими индивидуальные особенности конкретного ребенка)
План урока
1. Знакомство с инструментом фортепиано
2.знакомство с регистрами фортепиано
3.знакомство с клавиатурой
4.игра песенок-попевок5.игры-загадки
6.вывод,оценка занятия.
7.домашнее задание
Моей задачей как преподавателя являлось:
Достичь устойчивого запоминания предложенного материала за одно занятие;
Способствовать освоению навыка исполнения музыкальных звуков приемом non legato.
Рассказывая ученику об истории возникновения инструмента, я, используя «живой» показ на инструменте(исполнение отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано например: Е.Накада «Танец дикарей»,Спендиаров «Колыбельная»,Гречанинов «Звездная ночь») и межпредметные связи, а именно знания, полученные на уроках хора и сольфеджио, об обозначении динамики в музыкальных произведениях (громко-форте, тихо – пиано),подвела его к пониманию, почему инструмент называют «фортепиано».
Используя метод «Обучение в сотрудничестве»,в процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
- Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
- Какая эта музыка быстрая или медленная?
-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
- О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом ученик понимает, насколько богаты выразительные возможности инструмента, на котором он будет учиться играть.
Для того чтобы развивалась творческая атмосфера сотрудничества, способствующая пробуждению у учащегося инициативы, интереса к уроку, предлагаю ученику самостоятельно извлечь из инструмента различные звуки( громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно) т,е. начать музицировать на простейшем уровне. Затем - знакомлю ученика с устройством механики инструмента.
Для более быстрого запоминания расположения и названий регистров инструмента я не только использую свое исполнение фрагментов музыкальных произведений в нижнем, среднем и верхнем регистрах, но и предлагаю ученику игровой вариант: найти каким голосом споет знакомую песенку мишка, котик, птичка…, то есть включаю ассоциативное мышление.
Для быстрого освоения навыков ориентировки на клавиатуре инструмента использую не вызубривание клавиш по звукоряду, при котором ученик становится заложником отсчета от клавиши «до» (начинает каждый раз «от печки»), а ассоциативные связи, «маночки»,игровую форму обучения с использованием дидактического материала, самостоятельное музицирование учащегося на инструменте, пение попевок.
Затем предлагаю ученику пригласить лягушонка в гости ещё к кому-нибудь. Обучение происходит с радостью и улыбкой. Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Прошу ученика показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. Эта простая игра очень нравится всем детям. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них.
Затем я начинаю изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления: ассоциативное, образное, логическое.
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Ученик опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах:
Домик, домик, До – Ми; Хорошо ты в нём живи; Домик, домик; До – Ми, До – Ми, До – Ми.Дальше мы строим забор, ведь у каждого домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на грядки.
У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ученику, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку:
Фасоль, фасоль, растёт фасоль, Это - Фа, а это – Соль, Фасоль, фасоль.Затем я предлагаю ученику построить «домик» и посадить «фасоль», например, для мишки, для киски, для птички…т.е. Ученик переносит песенки в разные регистры.
Затем задаю вопрос: «А кого мы разместим у двух других дощечек забора, там где кончаются три черные грядки-клавиши посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?»
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом ребенок может мысленно представить себе.
Говорю, что у забора часто прыгают лягушки. Предлагаю спеть и сыграть песенку про лягушку:
Ля – Си лягушка сидит, На нас весело глядит. Ля – Си, Ля – Си, Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”
Задаю вопрос: «У кого в гостях сидит наш лягушонок?», играя песенку в верхнем регистре.
Ученик отвечает: «Наверное, у мышки…»
Ученик исполняет песенку в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Задаю вопрос: «Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной?». Ученик быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Называю его Рекс, ведь это клавиша – Ре, и пою песенку:
Ре, Ре, Рекс в доме поживает, Ре, Ре, Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ученик свободно находил, благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её . В процессе занятия ученик приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями, что усиливает его эффективность, т.к. всем детям в младшем возрасте нравится работая – играть.
Изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с учеником сразу пытались выработать правильные пианистические движения. Чтобы ученику было интересно преодолевать трудности, перед ним ставилась художественная задача играть «красивым звуком».
Проверку знаний я провожу в форме игры-загадки, которая помогла ученику преодолеть усталость, возникающую в конце урока, закрепить пройденный материал.
В домашнем задании, предлагающем сделать из бумаги элементы дидактического материала – «домик», «забор», нарисовать «собачку», «лягушку» и т.п., ребенок в игровой форме успешно и самостоятельно закрепляет пройденный материал. Задание радует детей и стимулирует их работу.
Таким образом цели и задачи, поставленные в начале урока успешно выполняются.