Методическое сообщение Образовательный процесс начального этапа обучения учащихся эстетического отделения в детской школе искусств


Методическое сообщение
Образовательный процесс
начального этапа обучения учащихся
эстетического отделения в детской школе искусств
Составитель: преподаватель высшей категории, заведующий эстетическим отделением Лычагина Ираида Павловна
2014г.
В последнее время очень многое в жизни меняется. Новое поколение учащихся, проявляя свои типические черты, требует от педагога в ходе работы выбора новых соответствующих форм и методов преподавания. Сам педагог и его принципы работы тоже меняются на протяжении определённого времени.
Как правило, теперь в ДШИ принимаются все желающие, зачастую с минимальными музыкальными данными. И педагог обязан спокойно и доброжелательно помочь учащимся, какими бы непонятливыми они не были, в освоении инструмента, в овладении навыками исполнительского мастерства. Добиваться этого нужно уважая ученика, понимая его внутренний мир, его стремление к самовыражению, без всякого рода давления. Очень важно наладить психологический контакт с ребёнком. У него должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учеником и педагогом. Своеобразие учебно-воспитательного процесса во многом определяется сочетанием различных форм учебной работы.
Обучение игре на музыкальном инструменте состоит из нескольких составляющих. Теоретические знания не являются основной частью педагогического процесса. Обязательно нужны практические занятия, т.е. воспроизведение на инструменте услышанного, пусть даже в форме копирования. На уроке по специальности ученик должен, прежде всего учиться играть на инструменте. Задача педагога и состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом овладения инструментом, а добиться этого у начинающего заниматься музыкой значительно сложнее, потому как результаты обучения проявляются далеко не сразу.
Начальный этап обучения самый трудный и ответственный, включающий в себя ряд задач, а именно: изучение и освоение инструмента, организация игрового аппарата, освоение музыкальной грамоты, развитие начальных исполнительских навыков, развитие слуха. Начинается обучение учащегося со знакомства с инструментом, с его возможностями, особенностями. Баян или аккордеон – это инструмент, принадлежащий к группе клавишных гармоник, состоящий из трёх основных частей. Ученик на слух определяет звучание клавиатур инструмента, высотность звуков, их окраску. С первых же уроков нужно усвоить правильную, естественную посадку. Сидеть на стуле нужно неглубоко, с некоторым наклоном вперёд. Упор на ноги. Правое колено чуть выше левого и низ правой части корпуса инструмента должен упираться в правое бедро. Левая часть корпуса инструмента и мех находятся на левом бедре. Плечевые ремни регулируются так, чтобы баян (аккордеон) не был чрезмерно отдалён от грудной клетки. Этим нарушается устойчивость инструмента.
На первоначальном этапе неважно знать – где и какие клавиши находятся. Важнее определиться с правильной постановкой игрового аппарата. Учитывая особенности инструмента, как правило, освоение баяна или аккордеона начинается с правой клавиатуры и постановки правой руки. Правая рука во время игры не должна быть в напряжении. Локоть правой руки нужно держать так, чтобы предплечье было в свободном состоянии и не приближалось к корпусу исполнителя. Кисть не следует высоко поднимать или прогибать над клавиатурой, пальцы располагаются в полусогнутом положении на клавишах и не должны плотно прилегать друг к другу. Кисть слегка выпуклая. При игре не следует прижимать всю ладонь и большой палец к грифу, т.к. это создаёт напряжённость и сковывает кисть и пальцы. В зависимости от направления движения правая кисть (у баянистов) может принимать три основных положения, из которых первоначально используется только первое, (движение по клавишам, соответствующим первым звукам гаммы до мажор) и реже – второе (движение по клавишам, параллельно грифу). И с самого начала нужно добиваться того, чтобы учащийся использовал правильную аппликатуру. Удобная аппликатура значительно облегчает исполнение музыкальных произведений, способствует выработке беглости пальцев, извлечению звуков хорошего качества и облегчает преодоление различных технических трудностей. Правильная аппликатура обеспечивает удобное, естественное положение пальцев и свободное плавное движение.
После того, как учащийся научится владеть своей правой рукой, можно переходить к изучению левой клавиатуры, записи нот в басовом ключе и игре двумя руками.
Левая рука выполняет две функции. Как и в правой – пальцы нажимают клавиши с целью извлечения звуков, так же – левая рука ведёт мех. На первоначальном этапе обучения одной из основных задач является приобретение навыка ведения меха, т.е. умение вести мех плавно, достаточно активно, незаметно для слуха меняя направление его движения, т.к. в процессе звукоизвлечения именно ведение меха является главным. Целесообразно начинать обучение игре на инструменте именно с развития умения вести мех. Для этого существует ряд упражнений для левой руки, не требующих знаний левой клавиатуры, которые способствуют развитию плавного ведения меха и его смены. Главной трудностью в начале обучения является совмещение смены направления движения меха со снятием звучания. Для овладения этим навыком приходится допускать чрезмерные разрывы музыкальной ткани во избежание задержки звучания в момент смены направления движения меха. Надо учиться владеть как полным, так и частичным разжимом. Играть всегда с полным растяжением меха нежелательно и нецелесообразно, особенно если ученик физически слаб. Искусство ведения меха – трудное и сложное, от него зависит вся полнота, сочность, певучесть звука, все динамические оттенки.
Одновременно со знакомством с инструментом, усвоением основ постановки игрового аппарата идёт приобретение достаточных теоретических знаний – изучение нот, нотной записи, длительностей, основных штрихов, динамических оттенков.
Развитие исполнительских навыков начинается с игры простейших упражнений, песенок, - что как правило вызывает интерес у учащегося, особенно, когда всё получается (пусть и не сразу). И чтобы этот интерес не угасал, очень полезно переключение внимания с одного вида работы на другой. Например, игра в ансамбле с преподавателем, где партия ученика может состоять всего из одной ноты, но учащийся знакомится с названием клавиш, осваивает ритмические закономерности, первоначальные игровые движения, приучается слушать не только себя, согласовывая свою партию с партией преподавателя. После приобретения определённых исполнительских навыков учащемуся достаточно интересно осваивать новые произведения самостоятельно – читать их с листа, и, зачастую, сразу двумя руками. Не всегда обязательно учить разобранное произведение наизусть, потому, что на начальном этапе, для учащегося, постижение чего-то нового, значительно интереснее постоянного заучивания уже знакомого текста. Это не означает, что всё делается небрежно, потому как работа над выразительностью исполнения ведётся вместе с первыми извлечениями звуков на инструменте. И, конечно, самое главное это чтобы ученик в конце первого года обучения хотел узнать ещё многое из того, что можно получить на уроках по специальности и научиться этому, а задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка…