Доклад Обучение учащихся с учётом их индивидуальных особенностей
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 49
г. Самара
ДОКЛАД
мастера производственного обучения Зайцевой С.В.
на тему: «Обучение учащихся с учётом их индивидуальных особенностей»
2006-2007 уч. г.
Тема: «Обучение учащихся с учетом их индивидуальных особенностей»
Цель: Совершенствование форм и методов развивающего обучения, обеспечение условий для интеллектуального и нравственного развития личности и профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
Индивидуальный подход в обучении – вопрос не новый. В настоящее время говорят об адаптивном обучении, т.е. процесс обучения должен постоянно подстраиваться к индивидуальным особенностям усвоения. Сталкиваясь с этим, я как мастер производственного обучения испытываю большие трудности: сочетая групповую форму обучения с индивидуальной работой каждого учащегося. «Урок цели достиг» - именно этих слов ждешь при анализе проведенного занятия, к этому постоянно стремишься. Но занятие только тогда по-настоящему достигнет цели, если оно западет в душу каждому учащемуся, если каждый из них усвоит и унесет с урока (занятия) новые навыки и приемы, выполняемой ими работы.
Учет индивидуальных, интеллектуальных, физических и психологических особенностей учащихся предполагает индивидуальные занятия, как во время урока, так и при задании на дом, в которых необходимо предусмотреть различные степени сложности для разных учащихся. На эту тему можно спорить, т.к. существует программа и она одна на всех. Но на занятие не должно быть скучающих и не понимающих учащихся, а так как уровень подготовки и восприятия у всех разный, то, следовательно, нужна индивидуальная работа с каждым.
При планировании занятия по производственному обучению мастеру п/о хорошо знающему группу, нужно наметить не только изучаемые вопросы, но и кого он вызовет по тому или иному вопросу. Желательно на более простые вопросы вызывать слабых и средних учащихся, а в помощь им и на вопросы посложней - более сильных.
Главное при этом - не разобщить, а сплотить коллектив, не отбить, а привить и постоянно поддерживать желание учиться, совершенствоваться. Для чего и существует масса методов, способов и приемов для решения этой проблемы.
Современные мастера педагогики и психологии утверждают, что внимание учащихся максимально концентрируется на 20-25 минут, а затем необходима разрядка: можно и нужно пошутить, например, рассказать заранее приготовленную веселую историю, хотя бы одним краем соприкасающуюся с изучаемой темой. Это может быть и удачно найденный экспромт. Ситуацией надо владеть, ее надо чувствовать.
Трудно сориентироваться, что именно нужно делать в каждом конкретном случае. Конечно же, мышление должно быть широким и гибким, а поступки - справедливыми. Нужно уметь быстро, глубоко и точно анализировать возникшие обстоятельства. Иногда можно проявить себя и неожиданным парадоксальным решением, что удивит ученика и заставит задуматься. Должны применяться не только наказания, поощрения, убеждения, требования, но и умная беззлобная сатира, юмор.
Не может быть двух одинаковых групп и людей и обстоятельств проведения занятий. Занятия должны проводиться по-разному.
В чем может быть различие в проведении занятий? В темпе проведения, в иной организационной части, в перестановке и полном изменении плана.
Невозможно относится ко всем одинаково, ибо люди все разные. Например,
в группе, с которой я работаю, сложились следующие условные подгруппы:
1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа
Способные учащиеся, с хорошей подготовкой, трудолюбивые, сообразительные. Учащиеся со средней подготовкой, не очень трудолюбивые, но могут постараться, если захотят. Слабые учащиеся. Не желают учиться.
2 человека Основная масса 5 человек
Вполне очевидно, что усвоение как нового, так и изученного материала
на уроках по спецдисциплинам пойдет совершенно по-разному. Ясно, что нельзя допустить, чтобы одни учащиеся скучали (1 подгруппа), другие работали (2 подгруппа), а третьи сидели и ничего не понимали (3 подгруппа).
Возможно, ли дойти до каждого ученика на одном занятии? Да, возможно и нужно. После объяснения учащимся из первой подгруппы можно предложить поработать самостоятельно: ответить на вопросы по теме, выполнить задачу, заполнить предложенный тест. С остальной частью группы можно перейти на закрепление нового материала, причем, вызывать нужно, в основном, из второй подгруппы. Затем и эта часть группы переходит на самостоятельную работу. С третьей подгруппой придется повозиться дополнительно. Большого терпения и немалых усилий стоит их расшевелить. Сначала это не всегда удавалось: встречалось противодействие, в основном, из-за непонимания. Позже появилась заинтересованность. Мотивы здесь, конечно же, могут быть разными: стипендия, боязнь или желание порадовать родителей и др. Настоящим мотивом учебы должно стать формирование желания учиться, потребности работы. Чего греха таить, многие пришли учиться модной престижной профессии, не зная ее ни снаружи, ни внутри, не имея желания, т.к. многие из них поступили – по желанию родителей и их требований. Прежде всего, необходимо привить любовь к избранной профессии, пусть даже несамостоятельно. Затем сформировать запас профессиональных знаний, умений, и навыков необходимых для последующего повышения квалификации и самосовершенствования в избранной профессии, а также норм и правил сознательной дисциплины и поведения, и прежде всего воспитание дружбы, товарищества, коллективизма, добросовестности, ответственности, инициативности и др.
В результате индивидуального подхода повышается качественный показатель успеваемости. Как доказано мастерами педагогики и психологии - к концу изучения курса он составляет 50-60%, а в некоторых случаях до 100% (оценки 4 и 5).
На примере моей группы – сильными учащимися на занятиях производственного обучения являются: Мухин Р., Степанов Д. За ними тянутся учащиеся из основной массы со средней подготовкой – это Гришин м., Сердобинцев Д., Сафаров Б., Маликов Б., Кошкин С. И т.д.
К самым слабым учащимся относятся: Белан А., Герасимов А., Молозин Д., Чернышов Д., Чибизов Н. Особенно хочу отметить Чернышова Д.. - он старается тянуться за остальными, хотя ему это дается тяжело, но всегда прислушивается к мнению окружающих, его можно убедить в необходимости совершенствования своих знаний, легко поддается влиянию старших, педагогов и т.д. Также были сложности с Ураевым П. и с Кравченко И.. Они поступили учиться по своему желанию, но друзья остались в школе, и Павел с Иваном начали метаться, хотели бросить лицей. Но индивидуальная работа с ними оказала свое благотворное влияние. Паша и Иван удовлетворительно учатся, удовлетворительно сдали зкзамены по общеобразовательным предметам и по спецдисциплинам. Огромную помощь в работе с учащимися мне, как мастеру производственного обучения, оказывают заместитель директора по УПР - Надежда Викторовна Южакова, социальный педагог Татьяна Николаевна Яшина, воспитатель Марадулина Равия Мидхатовна и старший мастер Зоя Васильевна Сидорова.
Намного труднее работать с теми учащимися, которые могут учиться, но не хотят, так как считают себя уже «взрослыми» – Ломакина Н, Васильев М. – им 19 -20 лет и они действительно «переростки» и кроме всего имеют статус «сирота», что особенно создает проблему в их обучении и воспитании.
В заключение хочу сказать, что важной частью планирования учебно-производственной деятельности является подбор учебно-производственных работ. В хорошо организованном обучении реализуется не только задача овладения профессиональным мастерством, но, что в равной мере важно формируется личность человека, развиваются его нравственные качества:
- трудолюбие, творческое отношение к труду, умение ценить труд как источник человеческого счастья. Расширение диапазона умений и навыков, универсальности, потенциальных возможностей учащихся и выпускников лицея - все, что необходимо квалифицированным рабочим, должно получить отражение в перечнях учебно-производственных работ. Именно с таких позиций следует оценивать качество запланированных учебно-производственных работ.
Учебно-производственные задания должны быть посильными для учащихся и безопасными при их выполнении. Соответствовать профилю, уровню квалификации учащихся в планируемом периоде, должны содержать большинство операций, соответствующих требованиям учебной программы на данном периоде обучения, т.е. вид операций, их сочетание, требования к точности выполнения и соблюдения требований технологии ремонта, технического обслуживания и диагностики автомобилей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кругликов Г.И. «Настольная книга мастера профессионального обучения»
Москва, Академия, 2006г.
2.Кустов Ю.А., Переверзев И.И., Пасмор М.А. «Связь профессионального образования молодёжи с производительным трудом»
Самара, НУМЦ ГУО Сам.обл., 1996г.
3.Скакун В.А. «Введение в профессию мастера производственного обучения»
Москва, Высшая школа, 1998г.
4.Скакун В.А. «Методика производственного обучения в схемах и таблицах» Москва, Институт развития проф. Обр., 1994г.
5.Скакун В.А. «Методические разработки по производственному обучению»
Москва, Высшая школа, 1980г.
6. Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. «Справочная книга мастера производственного обучения» Москва, Высшая школа, 1988г.