ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж»



КОНФЕРЕНЦИЯ
«Информационные
технологии в преподавании»











ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Доклад





















2015 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьева Е.В.
преподаватель русского языка
и литературы

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Исследования, которые проводятся учёными в учебных заведениях, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.
Учение становится учебной деятельностью тогда, когда студент овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках литературы пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому на занятиях весьма целесообразно использовать информационные технологии, так как они:
1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
2. повышают интенсивность обучения;
3. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
4. обеспечивают объективность оценивания результатов;
5. увеличивают долю самостоятельной работы.

Применение видеоносителей на уроках литературы.
Применение видеоносителей необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Именно они дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках литературы, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к литературе как к предмету обучения.
К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку, содержащую научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке.
В наш век популярного и доступного использования Интернет как преподаватели, так и сами студенты беспрепятственно могут найти огромное количество материалов на просторах глобальной сети. Активным спросом пользуются общероссийские сайты с торрент-файлами:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Не менее популярны и городские ресурсы таких Интернет-провайдеров, как Аист, Инфолада, Волгателеком.
Весьма целесообразно в пополнении видеотеки задействовать студентов, так как они, порой, быстрее и легче ориентируются на просторах Интернета.
Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым необходимо привлечь внимание учащихся.
После такой подготовительной работы, преподавателю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Он должен кратко остановиться на названии кинофильма.
В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.
Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.
Работа с кинофрагментами состоит из следующих 3-х этапов:
1. Вступительная беседа.
2. Просмотр кинофрагмента.
3. Проверка понимания кинофрагмента.
Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания литературы.

Компьютерные программные технологии
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении литературы.
Информационно-коммуникационные технологии (в нашем конкретном случае – это создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint) способны: стимулировать познавательный интерес к литературе, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.
Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления о жизни и творчестве различных писателей. Преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Возможности применения преподавателем Интернет-ресурсов для подготовки к занятию.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании литературы предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.
Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически по любой теме.
В качестве примера можно привести следующий сайт: Литература, Издательский дом «Первое сентября» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на страницах которого предлагается уже готовый интересный материал по предмету. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса – электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок литературы» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Газета издается с 1997 г. Она содержит материалы к урокам, обмен опытом, материалы для подготовки к экзамену, материалы конкурса лучших учительских разработок текущего года, исторические сведения, рецензии на новые учебные и методические издания, тесты, занимательные задания, творческие работы учащихся.
Из имеющейся базы данных в сети Интернет преподаватель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе.

Таким образом, современные информационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, гарантируют рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету литература. А преподаватель, владеющий современными технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Литература

Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - №1. - с.23-33.
Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2. - с.4-8
7. Уроки литературы. Приложения к журналу «Литература в школе» № 6. 2001 год.

Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г.
Аствацатуров // Учитель литературы. - 2002. - №2. - 2-6с.
Приложение 1.
Список видеофильмов для уроков литературы


А
В.Астафьев «Таежная повесть» -х/ф
В.Аставьев «Царь-рыба» - аудиокнига
В.Астафьев докум.фильм

Б
И.Бунин «Больше, чем любовь»
И.Бродский «Прогулки с И.Бродским» 1-2 серии д/ф
А.Блок «Исторические хроники с Н.Сванидзе» д/ф
А.Блок – видеолекция
И.Бродский – серия «Читает автор», аудиокнига
М.Булгаков «Кураев (священник) о романе «Мастер и Маргарита» -д/ф
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - х/ф
М.Булгаков «Матер и Мрагарита», «Собачье сердце», рассказы – аудиокнига
В.Брюсов – видеолекция

В

Б.Васильев «А зори здесь тихие» - х\ф
А.Вознесенский «Юнона и Авось» - рок-опера – видео


Г

И.Гончаров «Обломов» - х/ф
И.Гончаров - видеолекция
Н.Гоголь «Птица-Гоголь» - д/ф Л.Парфенова
Н.Гоголь – видеолекция
Н.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести», рассказы - аудикнига
М.Горький «Живая история» -д/ф
М.Горький – видеолекция
А.Гофман «Крошка Цахес» - аудиокнига
И.-В. Гете «Фауст» - фильм-спектакль

Д

Ф.Достоевский «Жизнь и смерть» 12 серий д/ф
Ф.Достоевский – видеолекция
Ф.Достоевский «Преступление и наказание» - х/ф

Е
С.Есенин «Исторические хроники с Н.Сванидзе»
С.Есенин – аудиостихи
«20 век глазами российский поэтов» (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский) – д\ф

З
Н.Заболоцкий «Острова» - д/ф
К

А.Куприн «Олеся» - х\ф
А.Куприн «Гранатовый браслет» - аудиокнига
А.Куприн – видеолекция
В.Кондратьев «Сашка» - аудиокнига

Л

Н.Лесков «Очарованный странник» - х/ф
Н.Лесков - видеолекция
М.Лермонтов «Из пламя и света» - х/ф 5 серий
М. Лермонтов – видеолекция

М

В.Маяковский «Про это, про поэта и про Лилю Брик» - д\ф
В.Маяковский - аудиозаписи
О.Мандельштам - аудиозаписи

Н

Некрасов – видеолекция

О
Н.Островский – видеолекция

П
А.Пушкин «Безумец бедный» (к 200-летию) – д/ф
А.Пушкин «Последняя дуэль» - д/ф
А.Пушкин – видеолекция
А.Пушкин «Евгений Онегин» - аудиокнига
Б.Пастернак и др. – д\ф
Б.Пастернак -аудиостихи

Р
Русский язык: а) «Этруски- тайна славянской цивилизации»
б) «СГУТВ «Давайте говорить красиво»
в) «Теория и история языкознания»
г) «Язык титанов» - теория происхождения рус.яз. Чудинова
д) «Говорим красиво» - аудиокнига
е) «Сила слова»
2. Распутин В. «Во глубине Сибири» - док.фильм

С
А.Солженицын «Молния бьет по высокому дереву» - д\ф
А. Солженицын «Тайная история «Архипелаг ГУЛАГ» - д\ф
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» - аудиокнига
М.Салтыков-Щедрин – видеолекция
М.Салтыков-Щедрин «Сказки» - аудиокнига

Т
И.Тургенев «Отцы и дети» - х\ф
И.Тургенев – видеолекция
Ф.Тютчев «Сияющий фонтан» - д/ф
Ф.Тютчев «Гении и злодеи 20 века» - д\ф
Ф.Тютчев – видеолекция
Л.Толстой «Война и мир» - х\ф
Л.Толстой – видеолекция
А.Твардовский – аудиостихи

Ф
А.Фет – видеолекция

Х
Э.Хемингуэй «Гении и злодеи 20 века» - д\ф

Ц
М.Цветаева «Гении и злодеи 20 века» - д\ф

Ч
А.Чехов «В городе С» («Ионыч») \ х\ф
А.Чехов «Исторические хроники с Н.Сванидзе» - д/ф
А.Чехов «Палата №6» - х\ф
А.Чехов - видеолекция
А.Чехов «Ионыч» - аудиокнига
А.Чехов Рассказы – аудиокнига

Ш
В.Шукшин Рассказы – короткометражные х\ф
М.Шолохов – видеолекция
М.Шолохов «Тихий Дон» - х\ф
Шаламов «Колымские рассказы» - аудиокнига
Б.Шоу «Пигмалион» - х\ф
У.Шекспир «Ромео и Джульетта» - х\ф

Э
1. Экзюпери «Маленький принц» - аудиоспектакль