Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения


Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
(аннотация к презентации)
Актуальность
Влияние на ребёнка семьи, окружающей среды, СМИ, новых информационных технологий ведут к понижению уровня владения речью.
Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется:
снижением речи граждан;
потребностью общества в образованной подрастающей личности, приобщённой к культурным ценностям своего народа, хранилищем которых является язык народа;
задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС
Противоречия между:
необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами;
фактическим уровенем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении;потребностью в разработке новых методик по развитию речи детей
Теоретическое обоснование
Психология
С.Л. Рубинштейн – «Развитие связной устной речи имеет особое значение…, т.к. развивается умение раскрыть мысль в связном речевом построении…» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. 1989)Л.C. Выготский – идеи связаны с изучением «…устной речи как важнейшего вида деятельности человека…», с определением многосторонних связей процессов мышления и речи. Эти идеи получили развитие в трудах его учеников и соратников – А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина др. (Выготский Л.С. Психология развития человека. 11 глава. «Развитие речи и мышления». 2005; Мышление и речь. 1934)Н.И. Жинкин – «Речь – это канал мышления… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания…», идея связи речи с мышлением, чувствами и навыками общения (Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. 1969)
Педагогика
К.Д. Ушинский разработал систему обучения родному языку, считал необходимым обучение ребенка именно на родном языке, называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»
К.Д. Ушинский впервые разработал систему детского чтения, претворил в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 1974)
Р.С. Львов – «Речь – это способ познания действительности». Автор работы по проблемам обучения и развития устной речи в начальной школе («Методика развития речи младших школьников». 1985), в которой успешное языковое становление речи ребёнка ставит в зависимость от активизации его речевой деятельности, создания ситуаций, стимулирующих общение, формирования особой культуры речевой среды (речь родителей, учителей, привлечение «языка» художественной литературы, театра, кино). Составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе» (1965)
Т.А. Ладыженская назвала свою школу «Риторика общения», обосновала и разработала новую учебную дисциплину – риторику – в школе и вузе, что позволило создать в 1988 году на филологическом факультете МПГУ новую кафедру, которая в 2000 г. получила название риторики и культуры речи. (Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся, 1963; Система работы по развитию связной устной речи учащихся. 1974; Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. 1986)М.С. Соловейчик – «Нужно вооружить учащихся определенными знаниями об устной речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе «нанизываются» предложения. Эти знания …нужны для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно относиться к речи» (Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 1997)Л.Я. Желтовская – «…Коммуникативно ориентированное преподавание русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения. Очень важно, что путь к этой цели – практическое пользование родным языком…». Идея культурологического подхода к развитию устной речи учащихся. Автор комплекта учебников «Слово» и «Русский язык»
Цель и задачи
Цель
формирование основ функциональной грамотности путём
развития устной речи младших школьников
Задачи
формировать умения пользоваться языковыми средствами в устной речи, работать над текстом художественного произведения;
развивать речевую культуру школьников через художественные произведения ; воспитывать интерес и уважительное отношение к слову
Ведущая педагогическая идея - развитие устной речи младших школьников на основе художественных произведений
Приёмы развития речи на различных этапах работы
над художественным текстом
«Личный пример – лучший учитель»
Работа над словом
Работа над выразительностью
Составление картинного плана
Словесное рисование
Составление рассказа по картине
Решение сказочных задач
Перевод на русский язык
Составление аннотаций
Использование ИКТ
Обозначение темы Сопровождение объяснения учителя
Информационно-обучающее пособие
Проверка и контроль знаний
Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1996.- 115с.
Желтовская Л.Я. Постижение самобытности языка русского народа как средства усиления духовно-нравственного воспитания младших школьников. – Сельская школа. Современный взгляд на проблемы обучения и воспитания. – М.: ИОСО РАО, 2003
Жинкин Н.И Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969.- 204с.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.– М., 1975
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. Просвещение. - М., 1969. - с.135-140
Львов Р.С. «Методика развития речи младших школьников». 1985
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., Просвещение, 1991
Немов Р.С. Методика определения активного словарного запаса. Психология. Книга 3. – М.,1995
Соловейчик М.С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников. – М., 1989
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1998
Рождественский К.С. О языке и речи в начальном обучении. – Нач. школа, № 1,1993
Шанский Н.М. и др. Что значит знать язык и владеть им. – Л., 1989