Конспект урока по развитию устной речи в 1 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида на тему: Фрукты:яблоко

Педагог: Киселева Татьяна Васильевна
Предмет: развитие устной речи
Класс 1 «К» специальный (коррекционный) VIII вида
Тема урока. Фрукты: яблоко.
Цели урока:
1. Учебная: отработка умения согласовывать слова в словосочетаниях; развитие навыка составлять простое распространенное предложение;
2. Развивающая: способствовать коррекции зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, коррекции мышления на основе упражнений на сравнение;
3. Воспитательная: способствовать воспитанию к учению, к эмоциональной адекватности поведения
Задачи урока: расширить и уточнить представления учащихся о фруктах на основе знакомства со свойствами яблока.
Оборудование урока: схемы-символы отдельных признаков предмета, свежее яблоко, моченое яблоко, картинки с изображениями овощей и яблока, мультимедийная презентация, проектор, компьютер, пособие «Яблоня с яблоками».
Ход урока
Организационный момент:
упражнение на запоминание.
Демонстрируется ряд предметных картинок с изображениями овощей. Ученики должны назвать их и запомнить порядок картинок. Затем учитель меняет картинки местами ученики восстанавливают их порядок (2-3 раза).
2. Повторение.
а) Лексические упражнения.
Изменить слово: огурец огурчик; помидор помидорчик; репа репка; картошка картошечка и т.д.
б) Работа с учебником.
Учитель использует картинки, которые ученики запоминали.
3. Изучение нового материала.
а) Вводная беседа «Фрукты и фруктовый сад». На экране картинка «Фруктовый сад». (1 слайд)
Что это? (сад)
Какие деревья растут в саду? (яблоня, груша, слива) (2 слайд)
Что растет на этих деревьях? (Яблоки, груши, сливы...)(3 слайд)
Как называются эти предметы одним словом? (Фрукты.)
Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья? (Фруктовый сад.)
б) Игра «Волшебный мешочек»:
Выбери предметы из мешочка и назови их. В мешочке 3 яблока, помидор, огурец, репа. (дети ставят эти картинки на наборное полотно, которое висит на доске)
Каких предметов больше? (яблок)
Сколько их? (3)
К какой группе они относятся: «овощи» или?.. Ответ «фрукты» должны дать ученики.
в) Определение темы урока: «Фрукты: яблоко».
г) Анализ и составление описания яблока .
1. Подбор прилагательных к слову яблоко.
– Какое яблоко по цвету? (зеленое.)(4 слайд)

· А каким цветом оно бывает еще? (желтое, красное) (4 слайд , появляются такие яблоки)
– Какое зеленое яблоко по форме? (овальное.)
– А остальные яблоки какие по форме? (круглые)
– А сейчас определим какое яблоко на ощупь .
Учитель дает ученику яблоко.
- Какое яблоко на ощупь? ( Яблоко гладкое, твердое.)
Учитель другому ученику дает моченое яблоко.
- Ребята, кто знает какое это яблоко?
Это моченое яблоко. Его замачивают в соленой воде в бочке или кастрюле. Можно замочить его вместе с капустой. А потом зимой кушают.
- Какое яблоко на ощупь? ( Яблоко мягкое, сморщенное)
2. Упражнение в постановке вопросов и составлении ответов.
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах как сидите за партами. Один ученик будет задавать вопрос о яблоке по данной схеме-символе, другой ученик будет отвечать на вопрос.
1 уч-ся: - Какое яблоко по цвету? (5 слайд. Зеленое яблоко)
2 уч-ся: - Яблоко зеленое
2 уч-ся: - Какое яблоко по форме?
1 уч-ся: - Яблоко овальное.

Физминутка.

Закрепление.
1. Игра «Разложи одинаковые яблоки в 3 корзины» закрепление понятий: «маленький», «большой», «средний».
На доске пособие: на листе ватмана нарисована яблоня. На кроне сделаны прорези (12-15), в которые вставлены яблоки разной величины (большие, маленькие, средние).
Рядом с листом ватмана прикреплены 3 корзины (большая, средняя, маленькая).
– Ребята, какие корзины вы видите? (большая, средняя, маленькая)
– Вы будете по очереди выходить и собирать по одному яблоку и складывать в корзины, но собирать нужно по размерам.
– Какое положим яблоко в большую корзину? (большое)
– Какое положим яблоко в среднюю корзину? (среднее)
– Какое положим яблоко в маленькую корзину? (маленькое)
Выходя к доске и выполняя действие, вы должны сказать, какое яблоко сняли и куда положите.. Например: «Я снял большое яблоко. Я положу его в большую корзину».
Далее считаем яблоки в корзине согласовывая числительные с существительными: «У меня четыре яблока» и т.д.

2. Рефлексия.
- Ребята, о каком фрукте мы сегодня говорили?
- По каким признакам мы описывали яблоко? (по форме, по цвету)
- А что мы на уроке еще делали?
- Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо работали на уроке.




15