СтатьяИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
Е. В. Астафьева
Барнаул, МБОУ «СОШ №117»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
Личность по своей феноменологии предполагает развитие, опосредованное системой общественных отношений и осуществляемое в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Важным показателем общего развития личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным является развитие речи ребенка. Работа по развитию речи младших школьников в процессе обучения – это способ введения каждого ученика в культуру, условие его саморазвития; формирование его способности общаться, познавать новое; средство развития памяти, мышления, ценностно-смысловой сферы. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
В контексте вышесказанного, представляется важным формировать у детей выразительность устной (звучащей) речи. Повышение и понижение голоса, остановки в речи, сила особо выделяемого, значимого по смыслу слова, темп высказывания, добавочная окраска – тон, выражающий радость, гордость, печаль, одобрение или порицание, – все это средства выразительной устной речи, овладение которыми требует системы в работе над речью и большой настойчивости в равной степени от ученика и учителя. Давно замечено, что умение владеть своим голосом способствует развитию у детей художественных способностей, содействует эмоциональному, нравственному, эстетическому развитию учащихся.
В качестве инструмента развития артикуляции речевого аппарата и совершенствования произношения младших школьников в своей профессиональной деятельности я систематически использую малые жанры русского устного народнопоэтического творчества, обладающие также культурно-исторической и воспитательной ценностью: пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки, загадки, считалки и т.д. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, эти жанры всегда пользовались большой популярностью.
Пословица – это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, явлений окружающего мира и выраженное в форме грамматически законченного предложения.
Поговорка – краткое образное изречение или сравнение, для которого характерна незавершенность умозаключения; это оборот речи, выражение, лишь намекающее на вывод. [1, с. 5].
Пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как педагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение. Следует помнить, что в воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект их употребления пропадает.
Обилие и разнообразие пословиц и поговорок в русском языке позволяет использовать их для отработки орфографических навыков, в орфоэпических, лексических, грамматических и других целях. Такие упражнения обостряют интерес детей к жанру, содействуют запоминанию, развивают остроту ума, готовность быстро вспомнить нужную пословицу и уместно употребить ее в речевой ситуации.
На уроках чтения и русского языка я использую многообразные языковые возможности пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Внутренняя рифма, созвучия помогают запомнить норму: Вместе то[шн]о, порознь ску[шн]о. Один бульон [льё], поедим и опять дольём. У фашистов ши[н'э]ли не по русской метели.
Слова в пословицах подобраны не только по смыслу, но и по звучанию. Гласные и согласные звуки повторяются, связывают предложения: Я не я и лошадь не моя, я и не изво[щ]ик. Не разбивши яиц, не сделаешь яи[шн]ицы.
Работая с пословицами, обращаю внимание учащихся на произношение гласных и согласных звуков, производим элементарный орфоэпический разбор общеупотребительных слов: Всяк своего [щ']астья кузнец. Гость хозяину не ука[щ']ик.. Ску[ш]ен день до вечера, коли делать нечего. Ле[хч']е друга потерять, чем найти. Родная земля мя[хч']е чужой перины.
Постоянная работа с пословицами помогает детям избегать ошибок в выборе места ударения. Иногда ударение в словах определяется рифмой: Был бы досуг, будет и друг. Огонь да берёсту не клади в одно место. Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть. Голова завита, да не делам занята. Может «подсказывать» ударение и ритмичное построение пословиц.
Бела берёста, _ _ /_ _ _
да дёготь чёрен. _ _ /_ _ _
Не спросят у гуся: _ _ _ /_ _ _
не зябнут ли ножки. _ _ _ /_ _ _
Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны.
Работные дети - отцу хлебы.
Обучая детей акцентологическим нормам, обращаю внимание и на разнообразные формы сравнений.
1) Сравнение выражено посредством союзов: Сказал - как ножницами отрезал. Вертится как берёста на огне.
2) Сравнение выражено бессоюзной формой (сравнение-образ): Клей да рубанок столяру отцы родные. Царская работа - одна зевота.
В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки: Не убил рябчика, ешь свёклу. От плохого человека вред семи кварталам.
Чаще встречаются слова с подвижным ударением: Не положил - не ищи. Долгая стоянка балует солдата. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Пословицы и поговорки служат материалом при изучении разнообразных языковых явлений (семантики существительных и глаголов, многозначности слова, синонимии, антонимии и т.д.). Наряду с пословицами и поговорками важное место в русском фольклоре принадлежит загадкам.
Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, представляется одним из основных приемов построения произведений этого жанра.
Познавательная сущность загадок состоит в том, что на протяжении многих столетий произведения этого жанра устного народного творчества служат важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. Загадки способствуют не только совершенствованию сообразительности, но и расширяют представление ребенка о том, что происходит вокруг него. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего.
Своеобразное явление в литературе – скороговорка. Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Они отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований суеверий и т.д.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Предельная уплотненность труднопроизносимых и не всегда достигающих благозвучия согласных в скороговорках не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Многие дети сами успешно сочиняют скороговорки.
При разучивании скороговорок использую памятку «Как разучить скороговорку»:
1. Прочитай скороговорку медленно.
2. Подумай, о чем говориться в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?
4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
5. Проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом быстрее и быстрее.
6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.
Формы работы со скороговоркой в классе.
Хоровое проговаривание скороговорок вслух в медленном, умеренном, быстром, очень быстром темпе, а также с разной громкостью формирует у детей процесс произвольного произношения (в определенном темпе, с определенной громкостью).
Работа в парах является эффективной на этапе разучивания скороговорки. Работая в парах, дети по очереди проговаривают текст вслух - шепотом и громко, в разном темпе. Такая работа позволяет ребенку сосредоточиться не только на своей речи, но и на речи другого человека.
Беззвучное проговаривание скороговорок я использую при знакомстве детей с речевым аппаратом человека, с понятиями «речь», «голос». Эта форма работы помогает детям понять разницу между речью и голосом: голос представляет собой звучание речи.
Мысленное проговаривание скороговорок без участия артикуляционного аппарата помогает детям осознать такое явление как «внутренняя речь», способствует формированию у детей произвольной внутренней речи, развивает мышление и память.
Демонстративное чтение текста быстро и медленно, громко и тихо, монотонно и выразительно предполагает сравнительный анализ образцов устной речи. Детям предлагается вспомнить различные жизненные ситуации, где уместна быстрая, медленная, громкая, тихая речь.
Скороговорки, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, использую при изучении определенных звуков и повторении изученного материала.
Шипящие согласные: Шесть мышат в камышах шуршат. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Звонкие и глухие согласные: Бык тупогуб, у быка губа тупа (Дифференциация звуков [б], [п]). От топота копыт пыль по полю летит.
Твердые и мягкие звуки: На дворе трава, на траве дрова (звуки [р] и [р']). Зятю не взять язя из Яузы (звуки [з] и [з']). У соседа-домоседа сосед-непоседа, у соседа-непоседы сосед-домосед (звуки [с] и [с']).
Эти и другие скороговорки способствуют автоматизации и дифференциации звукопроизношения детей: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (дифференциация звуков [р] и [л]).
Анализ скороговорок показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные. На примере сравнения скороговорок дети успешно усваивают такие понятия как «сюжет», «рифма» и др.
Бессюжетная: Из-под кислого молока, из-под простокваши.
Сюжетная: Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Нерифмованная: Сыворотка из-под простокваши.
Рифмованная: Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Использование скороговорок на уроках не только способствует хорошему произношению детей, но и развивает произвольность внимания, слуховое восприятие, память. Хоровое проговаривание скороговорок, воспринимаемое детьми как игра, позволят снять умственное напряжение на уроке, дать выход эмоциям.
Таким образом, малые жанры русского фольклора являются частью педагогической народной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием и интеллектуальным развитием детей. Знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок обогащает мировосприятие детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Использование форм устного народного творчества на уроках русского языка и чтения позволяет добиться хороших результатов в работе по формированию выразительной устной речи младших школьников.
Библиографический список
Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия / Сост. В.Н. Морохин. – М., 1986.
Сухин, И.Г. Это удивительное слово – «скороговорка» / И.Г. Сухин // Начальная школа. – 2002. - №12. – С. 72-76.
Хлебцова, О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах / О.А. Хлебцова. – М, 1999.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915