Программа личностного тренинга Зажги свою звезду


Содержание занятий
1 модуль «Вводно-диагностический»
Цель: ознакомление с тренингом, актуализация стремления к развитию лидерских качеств, а так же формирование устойчивой положительной самооценки.
1 блок – Организационный.
Задачи блока:
Дать понятие значимости тренинга;
Установить доверительные отношения в группе;
Коротко охарактеризовать качества лидерского поведения, дать понятие термина «лидер».
1 этап – Вводная лекция о значимости тренинга.
Главное назначение тренинга «Зажги свою звезду» состоит в создании необходимых условий для актуализации лидерских качеств. Сформировать у вас позитивный образ своего «Я», помочь вам определиться со своим предназначением, обрести внутреннее согласие с собой и развить лидерские качества. Мы с вами будем выполнять различные упражнения, направленные на развитие вашей личности, как лидера, будем проводить диагностику ваших личностных качеств, а также проходить сеансы релаксации.
2 этап - Создание доверительной атмосферы в группе:
Упражнение 1 "Приветствие на сегодняшний день"
Цель упражнения - создать более доверительную атмосферу в группе.
Ход упражнения - Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
3 этап - Мини-лекция в виде презентации
Цель: сформировать полное представление о понятии «лидер», кто это и чем обладает.
Упражнение 2 «Лидер – это»
Цели упражнения: способствование осознанию значимости тренинга развития лидерских качеств для участников.
Инструкция: Каждому участнику предлагается ответить на два вопроса: «Что вы вкладываете в понятие «лидер»; «В чем преимущества лидерского поведения именно для вас?»
2 блок – «Целеполагание».
Данный блок содержит результаты 3-х диагностических методик, по результатам которых дается комплексная характеристика лидерских склонностей, способностей и самооценки личности подростка, при помощи которых тренер может в дальнейшем корректировать процесс тренинговых занятий и проследить динамику изменений в сознании группы.
3 блок – «Основной».
Задачи блока:
Развитие позитивной самооценки (самовосприятия);
Развитие положительного отношения к школьной жизни;
Формирование позитивной мысли и самоподдержки;
Развитие умения анализировать и регулировать свое поведение.
Упражнение 3 «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
позитивных мыслей о себе;
симпатии к себе;
способности относится к себе с юмором;
Выражение гордости собой как человеком;
Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
Где безопасно говорить о таких вещах?
Надо ли преуспевать во всем?
Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?
Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают воспитанникам хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.
Продолжительность упражнения 50 минут.
Упражнение 4 «Школьные дела».
Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
Упражнение 5 «Воображение успеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Консультант должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции воспитанников.
4 блок – «Обобщающий».
Задачи блока:
Подвести итог 1 модуля;
Получить ответную реакцию на первый тренинговый день;
Узнать где и что было упущено, куда сделать упор или переработать;
Дать домашнее задание.
Вопросы для рефлексии:
Что вы сейчас чувствуете?
Какое из упражнений вызвало у вас затруднение?
Какое из упражнений было наиболее легким для вас?
Что в наибольшей степени запомнилось из сегодняшней встречи?
Какой урок вы извлекли?
Что новое отметили для себя?
Домашнее задание:
Упражнение 6 «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. При следующей встрече описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.
5 блок – «Расслабляющий».
Задачи блока:
Завершение тренингового занятия;
Поднятие жизненного тонуса.
Предоставляется два варианта релаксационных упражнений, используется один на выбор.
Упражнение 7 «Дождик»
Целью упражнения: релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие, не важно, идет ли он за окном, важно, что происходит с нами. Перед его выполнением можно сказать о волшебстве, которому всегда есть место в нашей жизни, но для этого важно быть чутким и внимательным. Волшебный дождик, который сейчас прольется, можно услышать, только если будет полная тишина и внимание.
Ход упражнения: Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, на 1-м круге — трет ладошкой о ладошку; на 2-м круге — щелкает пальцами; на 3-м — хлопает ладонями по коленям; на 4-м — стучит ладонями по коленям и топает ногами; на 5-м — хлопает ладонями по коленям; на 6-м — щелкает пальцами; на 7-м — трет ладошками; на 8-м просто опускает руки. Так дождик заканчивается и затихает.
Упражнение 7 «Медитация для повышения жизненного тонуса»
Закройте глаза и представьте, что у вас над головой - светящийся шар белого цвета. Луч энергии из этого шара проходит через макушку головы, спускается по позвоночнику и наполняет энергией все ваше тело. Повторите три раза: "Мои жизненные силы возрастают, моя энергетика повышается". Улыбнитесь и представьте себе, как вы наполняетесь силой, а вместе с тем спокойствием и ясностью.
Откройте глаза, потрите ладони друг о друга, хорошо потянитесь. Вы готовы к новым свершениям!
2 модуль - «Развивающий»
Цель: ознакомление и развитие таких качеств личности как, творческие способности, воля и мотивация
1 блок – «Организационный»
Задачи блока:
Приветствие участников группы;
Проверка и анализ домашнего задания.
Упражнение 1 Процедура "Приветствие"
Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
2 блок – «Целеполагание»
Задачи блока:
Рассматреть такие понятия как, творческие задатки, творческий потенциал, воля и мотивация.
Демонстрация медеа-презентации, чтение мини-лекции.
3 блок – «Основной»
Задачи блока:
Запустить механизм развития творческих способностей
Формирование волевых качеств личности;
Развитие мотивации.
Упражнение 2 «Сумасшедший генетик»
Цель: развитие творческого, не стандартного мышления.
Ход упражнения: Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше – процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.
Упражнение 3 «Безумный архитектор»
Цель: развитие творческой креативности и воображения.
Ход упражнения: Давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
Упражнение 4 "Любовь к боли"
Цель: Техника предназначена для разработки силы воли. В ней предлагается поработать со своим чувством боли (если, конечно, таковое имеет место). Через глубокое осознание боли вырабатывается любовь к ней, способность преодолеть её.
Ход упражнения:  Возьмите чистый лист бумаги. Подумайте о боли, которая терзает вас в настоящий момент или в прошлом. Возможно, вы захотите подумать про боль, которая вас ожидает. Это тоже допустимо. Главное - чтобы боль была вполне реальной, чтобы вы могли её хорошо себе представить. 
Дайте название этой боли. Напишите его сверху. 
Ниже напишите: "Когда я испытываю (испытывал, буду испытывать) эту боль, то чувствую (чувствовал, буду чувствовать): ..." Теперь попытайтесь вспомнить, представить, понять эту боль во всех деталях. Запишите каждую деталь. Не пожалейте времени на это, не ограничивайте себя только одним ответом. Позвольте всем своим негативным ощущениям найти выражение в боли. 
Когда закончите описывать детали боли, то заполните ещё несколько пунктов: "Боль полезна мне тем, что...", "Боль даёт мне...", "Боль позволяет достичь мне...", "В боли я понимаю, что...", "Я хотел бы подружиться с болью, потому что..." Если вам не хватило одного листа бумаги, возьмите другой. Напоследок нарисуйте боль, как вы её видите, как она вам кажется. Посмотрите на этот рисунок и попробуйте полюбить его.
Упражнение 5 "Мой герб"
Цель: Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу. В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать всю свою волю в кулак.
Ход упражнения:  Попробуйте придумать свой личный герб, наподобие тех, что были у знатных людей в средние века. Для этого можете использовать следующий шаблон:      "Счастье" - изобразите что-то, что символизирует для вас наивысшее счастье (если не можете ограничиться чем-то одним, то нарисуйте два или даже три обозначения).   "Достоинства" - изобразите символы того, чем вы гордитесь, чем вы довольны, что придаёт вам силы и влияния.   "Общество" - символически изобразите себя глазами общества, свою Личность, своё место в мире.   "Свершения" - к каким вершинам вы стремитесь.   Сами слова ("счастье" и т.д.), разумеется, не нужны.   Свой герб вы можете, например, изобразить в своей записной книжке. В минуты тяжёлых сомнений, выбора, потери силы воли взгляните на свой герб, это придаст вам сил.
Упражнение 6 -просмотр видео ролика «Действуй!»
Цель: развитие мотивации.
Обсуждение:
Что вы чувствовали при просмотре видео ролика?
какие мысли приходили вам в голову?
о чем вы в серьез задумались?
часто ли вы обращаете внимание на то, на что обращали внимание в этом видео?
что вы можете сделать сейчас?
чего бы вам хотелось сделать сейчас?
4 блок – «Обобщающий»
Задачи блока:
Подвести итог 2 модуля;
Получить ответную реакцию на второй тренинговый день;
Узнать где и что было упущено;
Дать домашнее задание.
Вопросы для рефлексии:
Что вы сейчас чувствуете?
Какое из упражнений вызвало у вас затруднение?
Какое из упражнений было наиболее легким для вас?
Что в наибольшей степени запомнилось из сегодняшней встречи?
С чем вы сегодня уходите?
Что новое отметили для себя?
Домашнее задание:
Упражнение 7 Техника "Герой нашего времени"
Цель:  Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Здесь уместна аналогия с точками роста у растений, через которые они и вырастают сами в себя. Так и человек, нащупав в себе еще маленькие, незаметные "точки роста", через них может вырасти в значительную и замечательную, самобытную личность.
Ход упражнения:  Люди в своих желаниях очень похожи друг на друга. Все мы любим поесть, поспать, посмотреть интересный фильм или почитать интересную книгу, пообщаться с интересным человеком и т.д. Почему же с возрастом в своих достижениях люди все больше и больше начинают различаться? Кому-то помогают природные задатки, у кого-то сложились удачно или неудачно обстоятельства. Данная техника поможет найти у себя, выкристаллизовать точки роста.   Каждый писал в школе сочинение. В таких сочинениях школьники умело или не очень умело анализируют поступки героев романов, причины того, что их судьба сложилась так, а не иначе. А что если попробовать написать сочинение по вымышленному роману вымышленного автора, главным героем которого являетесь вы? Это сделать совсем не сложно.   1. Придумайте название сочинения. Например такое: "Образ современного менеджера среднего звена в романе Иванова "Герой нашего времени"".   2. "Вспомните" что же этот Иванов написал в своем романе (на самом деле его роман - это ваша жизнь в своих существенных обстоятельствах).   3. Составьте план сочинения. Желательно, чтобы в этом плане присутствовало 3-7 основных тезисов вашего сочинения. Обязательно отведите хотя бы 1-2 тезиса на выявление индивидуальности главного героя ("Отличия главного героя от других менеджеров среднего звена", "Самобытный внутренний мир главного героя" и т.п.)   4. Напишите сочинение. Постарайтесь все время думать про себя (главного героя) в третьем лице. Это поможет быть более логичным и объективным.   5. Напоследок прочитайте сочинение и поставьте себе оценку за него.
Техника развития воли "Завтрак надо заслужить" дается как добавочная для выполнения на каждый день.
Цель:  Техника поможет существенно развить волевые способности, собранность на действие.
Ход упражнения: Простая и очень эффективная техника развития силы воли. Она заключается в том, чтобы ограничивать себя в чём-то приятном, пока не сделано что-то важное, но не очень приятное. Самовнушения должны выглядеть при этом примерно следующим образом:   - Я не получу завтрака, пока не сделаю гимнастику!   - Пока не сделаю чего-нибудь существенного по учебе - гулять нельзя!   - Пока не сделаю чего-нибудь важного по дому - спать не лягу!   Чем дольше вы проводите такие самоограничения, тем лучше. Разовое использование самоограничения почти не даст никакого видимого эффекта. Однако ежедневное его использование, в одной и той же форме, за месяц сделает из вас уже другого человека.   При этом увидите, что то, что казалось раньше тяжёлым и бесконечным трудом, с новой мотивацией окажется лёгким развлечением.   Если вы страдаете от лишнего педантизма, слишком застреваете на второстепенном, это упражнение тоже поможет вам в том, чтобы научиться делать дела шустро и если надо - поверхностно.5 блок – «Расслабляющий»
Цель блока: при помощи аффирмации повысить уверенность в себе.
Упражнение 8 «Положительный настрой на себя»
Ход упражнения: Под спокойную мелодичную музыку руководитель группы читает аффермации задача участников погрузиться в себя и повторять эти аффирмации.
Я принимаю свою индивидуальность.
Я люблю в себе всё. Я люблю каждую частицу своего тела и свою душу.
Я позволяю себе идти своим путем, исполняя свои мечты.
Я достойна лучшего и я позволяю себе иметь лучшее.
Я замечаю и усиливаю свои хорошие стороны.
Я ощущаю себя уверенно.
Я уверена в себе и с легкостью выбираю правильное решение.
Я свободен в своих решениях. Я знаю, что добьюсь всего, чего намерен.
Я имею право жить своей жизнью и исполнять свое предназначение.
Мне нравиться расширять зону комфорта и идти к новому.
Я  с гибкостью принимаю перемены и наслаждаюсь ими, видя во всем зерно успеха.
Я ценю свои способности.
Я верю в себя! Я знаю, что способен сделать себя счастливым.
Я хозяин своего будущего!
В любом обществе я чувствую себя уверенно.
Я  ответственна за свой мир.
Я уверена в своих целях и намерена их достичь.
Я знаю, что вселенная заботиться обо мне.
Я ощущаю спокойную уверенность в любой ситуации.
Я  уверенно выражаю свое мнение.
Я развиваю уверенность и жизненную силу.
Я  позитивно думаю о своем теле.
Моя уверенность на адекватном уровне.
Я испытываю любовь и другие позитивные чувства по отношению к себе.
Я взращиваю свою уверенность постоянно.
Упражнение 10 «Спасибо за приятный день»
Ведущий. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!»
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.
3 модуль – «Формирующий»
Цель: формирование умения принятия решения, развитие умения говорить «НЕТ», помощь самоопределения в мире профессий.
1 блок - «Организационный»
Задачи блока:
Приветствие членов группы
Проведение упражнения на принятие решения;
Проверка и анализ домашнего задания;
Рефлексия по проведенному упражнению.
Упражнение 1 "В детстве я хотел быть..."
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Ход упражнения: Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Упражнение 2 Принятие решений «Затерянный в джунглях»Данное упражнение позволяет проверить способность участников принимать решения.Цель – дать участникам осознать консенсус как способ принятия решений. Необходимый материал: (ссылка внизу)- Инструкция «Затерянный в джунглях»- Рабочий бланк - Список ответов- Инструкция для наблюдателейВремя – 30-40 минутХод упражнения: Представьте проблему, как описано ниже, и попросите участников внимательно прочитать инструкцию. Инструкция «Затерянный в джунглях»:Вы стоите у разбитого вертолета в джунглях Борнео. Пилот мертв, а радио сломано. Ваша одежда подходит для того чтобы идти по джунглям. У вас есть спички. Вы не ранены, не голодны и не устали. Вы знаете, что во время аварии пилот долго кружил и сбился с курса.Растительный полог простирается на 50 м вверх и неба не видно. Вы на холме и не видите дальше, чем на 10 м в любую сторону из-за густой растительности. Джунгли Борнео огромны, и вы где-то в середине. Местность гористая, много ущелий, на дне которых протекают быстрые реки. Вы помните о подобном случае, произошедшем с экспедицией Британской армии в 1994. Двигаться они не могли из-за полученных травм. Хотя поисковые группы знали их примерное местонахождение, понадобилось три недели на их спасение, т.к. из-за растительности вертолеты не могли приземлиться. Вывод: если вы способны передвигаться, необходимо идти, чтобы постараться выбраться из джунглей. Кроме одежды и спичек у вас в наличии 15 предметов, которые необходимо расставить в порядке приоритетности от 1-15.• Фонарик• 50 м веревки• 10 литров воды• Средство от москитов• 10 литров авиационного топлива• Компас• Сигнальные ракеты• Сигнальное зеркало• Карта• Пистолет с боезапасом• Коробка с консервированными продуктами• Спасательный жилет• Антибиотики• Таблетки для очистки воды• МачетеРаздайте участникам рабочие бланки и попросите заполнить ответы в индивдуальном порядке. Затем разделите группу на подгруппы по 3-4 человека и попросите заполнить колонку с общим решением. Перед тем, как начать процесс, объясните определение консенсуса.Консенсус имеет место, если ГРУППА соглашается принимать данные меры. У некоторых есть сомнения, но, тем не менее, они согласны на эти действия, т.к.:1. Последствия невыполнения или неудачи не кажутся существенными.2. Группа может сделать вывод из неудачи и улучшить результаты в следующей попыткеОтветы для упражненияВо-первых, необходимо понять, что оставаться у разбитого вертолета равносильно самоубийству. Единственный способ выжить – это постараться выйти из джунглей.Бессмысленно двигаться, не зная куда, поэтому КОМПАС (1) нужен для того чтобы продолжать движение. КАРТА (2) необходима для определения местонахождения и кратчайшего пути. МАЧЕТЕ (3) необходим для прохождения по джунглям, а ВЕРЕВКА (4) поможет справиться с другими препятствиями. Вам понадобится вода для поддержания формы – ТАБЛЕТКИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ (5) для этого очень важны. Без СРЕДСТВА ОТ МОСКИТОВ (6) вы не сможете спать. Инфекционная рана может быстро вывести вас из строя, поэтому нужны АНТИБИОТИКИ (7). СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ(8) понадобится вместе с веревкой для переправки через реки. Даже если вы не будете двигаться по ночам ФОНАРИК (9) необходим для освещения. КОНСЕРВЫ (10) в списке так низко потому, что, во-первых, они тяжелые, а, во-вторых, они быстро закончатся. В джунглях много еды. ПИСТОЛЕТ (11) может быть полезен для самообороны, однако большинство животных убегут от вас. Не рекомендуется использование СИГНАЛЬНЫХ РАКЕТ (12) - неразумно из-за густого полога. АВИАЦИОННОЕ ТОПЛИВО (13) можно использовать для определения местонахождения, но за густой листвой это может быть незаметно. СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО (14) непрактично, то же самое касается ВОДЫ (15).
Когда упражнение закончено, необходимо задать следующие вопросы:- Все ли участники группы согласились с каждым решением или некоторые люди просто «приняли» некоторые решения? Консенсус подразумевает, что все согласны с решением.- Имел ли место конфликт внутри группы? Конфликт необходим для аргументации в процессе принятия решений, а не для высказывания мнения.- Использовались ли методы снижения конфликтности, к примеру, голосование? При использовании голосования консенсус не может быть достигнут, но вследствие ограничения по времени, данный метод может быть использован для снижения конфликтности.
2 блок - «Целеполагание»
Задачи блока:
Ознакомить группу с сущностью принятия решения и ответственности за него (буклеты);
Провести мини-лекцию по теме «Что такое профессия»(презентация);
Представить наиболее актуальные профессии года (видео ролик);
Дать характеристики с помощью которых можно определиться при выборе профессии;
Тестирование на профессиональную пригодность и профориентацию. «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина3 блок - «Основной»
Задачи блока:
Разыгрывание проблемных ситуаций;
Выполнение упражнений на принятие решения, на доверие и умение говорить «Нет».

Упражнение 3 «Волшебный магазин» Цели: осознать свои истинные цели и желания в жизни; побудить к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение самостоятельности; научиться ставить конкретную цель в работе над поведением, описывать свою проблему в терминах наблюдаемого поведения. Ход упражнения: Ведущий изображает владельца волшебного магазина, в котором продаются чудесные вещи: любовь, мужество, талант, мудрость, богатство, счастье, успех, слава, уважение и т.д. Доброволец пытается выменять какой-нибудь товар, а хозяин лавки уточняет, сколько нужно уважения, от кого, в связи с чем. В уплату владелец магазина требует от участника выработки и осуществления программы действий, направленных на достижение желаемого.  Участнику предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной? 2. Что надо сделать, чтобы так и получилось? 3. Что вы готовы сделать? 4. Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? 5. Какие у вас есть способы саботировать работу над собой? Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? 
Упражнение 4 «Плюсы и минусы наших проблем»Цель: развитие навыков принятия решения.Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам выполнить следующую работу.
Разделите  лист бумаги на две части.
Справа сделайте надпись «Выгоды и преимущества существования проблемы». В этой колонке запишите, что вы приобретаете благодаря данной проблеме. 
Слева сделайте надпись «Ущерб, нанесенный мне данной проблемой». В этой колонке запишите, что вы теряете из-за не решения этой проблемы. 
Ничего нельзя исправлять и изменять, можно только убирать повторы.
Пронумеруйте списки.
Проведите черту под написанным. Теперь вы должны показать отрицательные стороны преимуществ существования проблемы и, наоборот позитивные стороны того, что вам мешает.
Обсуждение. Какую пользу вы извлекли  из этого задания? Как вы собираетесь в дальнейшем использовать его и как это изменит вашу жизнь? Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение, в чем заключались затруднения?
Упражнение 5 «Особенное доверие»Цель: Установить контакт друг с другом и развить у команды доверие друг к другу, сблизить команду ,что бы они ощущали доверие каждого из участников Ход упражнения: В ходе этого упражнения участники должны установить друг с другом контакт в течение 5 минут. Опыт этого упражнения вызывает в нас тот комплекс чувств, который мы испытывали в детстве, когда умели безболезненно освобождаться от напряжения и были особенно близки к родителям.1. Группа делится на две части. Члены одной из них в удобных позах ложатся на пол — поэтому в комнате должен быть ковер или подстилка. Эти участники держат глаза закрытыми на протяжении всего упражнения. Руки должны свободно лежать вдоль туловища, на полу или на бедрах (ни в коем случае нельзя скрещивать руки на груди). Предоставьте лежащим возможность отдохнуть и расслабиться, пусть они дышат глубоко, равномерно и представляют себе, как их беспокойство и напряжение уходят все дальше и дальше.2. Оставшиеся участники выбирают себе кого-нибудь в качестве партнера, подходят к ним и садятся рядом, скрестив ноги. Все это происходит в молчании. Лучше всего будет, если партнерами в этом упражнении станут люди, интересные друг другу и недостаточно знакомые. Сидящие участники стараются расслабиться и дышать в том же ритме, что и его лежащий партнер, пытаясь установить связь с ним. Для этого одна рука кладется под голову лежащего, а другая — под шею. После этого сидящий участник приподнимает голову своего партнера на пару сантиметров от пола. Тот ничего не предпринимает, он просто позволяет своему партнеру прочувствовать вес его головы.3. Затем сидящий начинает осторожно поворачивать голову лежащего из стороны в сторону, но так, чтобы лежащий имел возможность контролировать эти движения. Небольшие движения головой по кругу могут вызвать у лежащего приятное чувство расслабления и доверия. Через пару минут сидящий осторожно и мягко кладет голову лежаще¬го обратно на пол и через тридцать секунд после этого убирает руки из-под головы лежащего. У лежащего есть минута, чтобы прочувствовать свои ощущения. Только после этого он может открыть глаза и увидеть, кто сидел рядом с ним.
4. После этого все участники должны побыть в другой роли. Те, кто в предыдущей части упражнения сидел, ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и ждут своих партнеров.5. После второй части (которая также длится около 5 минут) все участники обмениваются впечатлениями:
Обсуждение:
Что я чувствовал, участвуя в этом упражнении?
Сложно ли мне было отдать себя во власть другого человека?
0 чем я думал во время упражнения?
Мог ли я довериться незнакомым рукам?
Что я чувствовал в роли сидящего?
Было ли мне легко прикасаться к голове другого человека, держать ее?
Сомневался ли я в том, что смогу сделать приятное своему партнеру?
Чему я научился в ходе упражнения?
Упражнение 6 «На доверии»
Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.
Ход упражнения: Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках.
Обсуждение: в кругу каждый член группы дает определение своего состояния и говорит о том, что он почувствовал.
Упражнение 6 (вариант 2) Упражнение "Верю - не верю"
Цель: сформировать доверительное отношение к людям, развитие умения выявлять обман.Ход игры-упражнения: ведущий вызывает одного или нескольких добровольцев. Они должны выйти за дверь. Ведущий проверяет, нет ли у вышедших возможности подслушивать под дверью. Далее следует произвести какие-то изменения в тренинговом зале. Можно сделать, например, следующее: - поменять местами стулья (не важно, одинаковые они или нет), - пересадить местами двух участников, - открыть или закрыть окно, - нарисовать на доске рожицу, - измазать ведущему обувь мелом и т.п. Это не должен делать сам ведущий, манипуляции должны быть произведены руками кого-то из участников (пусть это будет Василий). Ведущий произвольным образом разбивает участников на несколько групп. Одной группе он предлагает утверждать правду: "Василий взял и поменял местами вот эти два стула". Другим группам предлагается говорить ложь: "Это Ирина взяла и переставила стулья", "Это не Василий поменял стулья местами", "Василий вместе с Ириной поменяли стулья". Можно сделать и так, чтобы еще одна группа говорила истину: "Это не Ирина поменяла стулья". Когда заходит вышедший доброволец (или добровольцы), каждая группа начинает отстаивать свою точку зрения. Предварительно не стоит визуально распределять участников по этим "группам влияния", добровольцы не должны догадаться (сразу по крайней мере) кто какой "партии" принадлежит. Каждый из добровольцев должен сделать свой вывод и угадать, кто же произвел те или иные манипуляции. Упражнение желательно провести несколько раз.
Обсуждение:
Кто из добровольцев быстрее угадал истину? 
Как ему это удалось? 
Какие внешние признаки достоверно свидетельствуют об искренности, а какие - лишь косвенно? 
Можно ли каким-то специальным образом строить свои распросы, чтобы выяснить истину? 
Как лучше "уворачиваться"?
Упражнение 7 «Просьба - отказ».
Цель: формирование умения горорить «НЕТ»
Инструкция: «Выбираются по желанию два участника, Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.
Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Обсуждение: Что понравилось, что было трудно? Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?
4 блок - «Обобщающий»
Задачи блока:
Подвести итог 2 модуля;
Получить ответную реакцию за третий тренинговый день;
Узнать где и что было упущено;
Дать домашнее задание.
Вопросы для рефлексии:
Что вы сейчас чувствуете?
Какое из упражнений вызвало у вас затруднение?
Какое из упражнений было наиболее легким для вас?
Что в наибольшей степени запомнилось из сегодняшней встречи?
С чем вы сегодня уходите?
Что новое отметили для себя?
Домашнее задание:
Тест «Кто Я?» Тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
Цель: изучение содержательных характеристик личности, вопрос «Кто Я?», напрямую связан с характеристиками собственного воспириятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или «Я-концепцией».
5 блок - «Расслабляющий»
Задачи блока:
Завершение тренингового занятия;
Поднятие жизненного тонуса.
Упражнение 8 «Зернышко»
Опуститесь на землю на колени. Затем присядьте на корточки и наклонитесь так, чтобы голова касалась коленей. Обхватите их руками. Вы – в позе зародыша. Теперь сбросьте напряжение и  расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Вскоре вы почувствуете себя крошечным зернышком в уюте и покое почвы. Все вокруг вас излучает тепло и дарит приятные ощущения. Вы погружены в крепкий сон. Но вот шевельнулся ваш палец. Зернышко не хочет больше оставаться самим собой – оно хочет родиться. Вы начинаете медленно шевелить руками, и тело ваше постепенно и медленно расправляется и распрямляется, хотя вы по-прежнему сидите на корточках. Вы медленно-медленно поднимаетесь. Все это время вы представляете себя зернышком, которое становится ростком, пробивающимся сквозь толщу почвы наружу.
Теперь пришла пора пробиться сквозь почву и вырваться из земли. Вы медленно поднимаетесь, перенося тяжесть тела сперва на одну ногу, потом на другую. Вы находите равновесие, как росток, скромно, но напористо отвоевывающий свое жизненное пространство. И вот вы поднялись во весь рост. Представьте, что вас окружает солнце, ветер, поле, вода, птицы. Вы – уже принявшийся росток. Медленно поднимите руки к небу. Потом изо всех сил тянитесь, тянитесь, тянитесь, словно хотите ухватить огромное солнце, которое сияет над вами, притягивая вас и придавая вам сил. Ваше тело напрягается все больше, ваши мышцы деревенеют, а вы растете, растете, растете – и становитесь огромным. Напряжение в мышцах возрастает, и вот оно уже становится нестерпимо болезненным. Когда почувствуете, что больше не в силах выносить его, - крикните и откройте глаза.
Повторяйте это упражнение в одно и то же время семь дней кряду.
4 модуль – «Активизирующий»
Цель: ознакомление с понятием «харизма» и влияние её на достижение поставленных целей, приобретение навыков в направлении «Я-коммуникативен», а также диагностика и развитие уровня возможности приема помощи от близких и посторонних людей.
1 блок - «Организационный»
Задачи блока:
Приветствие членов группы;
Проверка и анализ домашнего задания;
Беседа об изменениях, происходящих в сознании ребят.
Упражнение 1 «Приветствие»
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому, что...».
Вариант 2
Упражнение 1 «Тепловое кольцо»
Группа садится кругом, взявшись за руки. Ведущий: «Закройте глаза, вытяните руки к центру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать их немного. Затем медленно опустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи... Постарайтесь ощутить тепло своего соседа слева через ладонь и, умножив его, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем наше тепло по кругу, с каждым разом все увеличивая его. Мы все чувствуем единое кольцо»
Вопросы для беседы:
Что вы чувствуете?
О чем чаще стали задумываться?
На что вы стали обращать внимание чаще?
На что не обращаете внимания вовсе?
Что в себе вам остается не понятно?
Нет ли в вас чувства опусташенности?
2 блок - «Целеполагание»
Задачи блока:
Чтение мини-лекции о коммуникативных навыках;
Раскрыть понятие «харизма»;
Что такое постановка цели и как её достичь (презентация);
Провести тестирование на принятие других (Диагностика принятия других В. Фейя");
Беседа о важности доверия людям и техниках его развития (в технике «круглый-стол»)
3 блок - «Основной»
Задачи блока:
Проведение ролевых игр в парах (разговор на заданную тему);
Выполнение упражнений на коммуникацию и принятие помощи и снятие напряжения;
Демонстрация видео ролика о доброте и взаимовыручке (дискуссия);
Упражнение 2 «Умение вести разговор»
Цель: упражнение снимает напряжение, возникающее при необходимости вступить в разговор, и позволяет попрактиковаться в коммуникативных умениях.
Ход упражнения: Группа разбивается на пары. На 1 этапе один из партнеров задает открытые вопросы другому. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе.
Например: »Где ты живешь?» «Я живу в студенческом городке в одном из этих новых общежитий, и со мной в комнате живут ещё трое»
Каждый из партнеров остается в своей роли в течении 5 минут, затем они меняются ролями.
На 2 этапе, один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор.
Например: Первый говорит: «Я вчера вечером специально прошелся по студ. городку, чтобы посмотреть места, где я ещё не был.», второй может продолжить разговор: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как велик студ. городок?» Через 5 минут участники диалога меняются ролями.
Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностей. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут усваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.
Вопросы на обсуждение:
Какие были трудности?
Какие ставили цели для решения поставленных задач?
Тяжело ли было рассказывать о своих впечатлениях?
Упражнение 3 «Сложные ситуации»
Ведущий: «Давайте выберем трудные для вас ситуации и сыграем их несколько раз до тех пор, пока не определим их эффективное решение».
Возможные темы.
Тема 1. «Трудный разговор»
Участнику нужно разыграть перед группой разговор, который является для него затруднительным либо из-за сложности темы, либо потому, что взаимоотношения, сложившиеся с тем или иным субъектом, делают разговор с ним неприятным.
Тема 2. «Просьба»
Участнику нужно попросить что-либо для него очень важное у человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу.
Тема 3. «Требование»
Нужно потребовать что-то у человека, который не склонен выполнить это требование.
Тема 4. «Обида»
Нужно высказать свою обиду другому человеку, который возможно считает, что она вполне заслужена.
Тема 5. «Неудовольствие»
Нужно выразить свое неудовольствие человеку, который считает, что поступил правильно.
Тема 6. «Знакомство»
Разыгрывается ситуация знакомства с незнакомым человеком в самых различных местах: в парке, на остановке, в подъезде и т.д.
Упражнение 4 снятие напряжения «Невербальный испорченный телефон»
Цель: раскрепощение участников.
Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.
На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.
Упражнение 5 «Вавилонская башня»
Цель: используется в тренингах командообразования.
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.
Упражнение 6 «Самоосознавание»
Цель:Основной целью этого упражнения является самоосознавание. Вам удастся определить, проявляете ли вы позитивное отношение и теплоту или осознать возникновение тенденций к пренебрежению, отвержению и холодности. Итак, постарайтесь узнать себя лучше, принять имеющиеся возможности и ограничения и обойдитесь с ними, проявив заботу и понимание. Старайтесь придерживаться следующих этапов:
Очевидно, вам известны люди, к которым вы совершенно или почти не испытываете принятия и позитивного отношения. Вспомните представителей близкого окружения и дайте каждому из них оценку (2 – отношусь с большим принятием, 1 – с незначительным принятием, 0 – совершенно не принимаю):
– участников обучающей группы;
– коллег по работе;
– клиентов;
– родственников;
– общественных деятелей (политиков, артистов, художников, спортсменов и т. п.).
По всей видимости, вы иногда проявляете достаточно позитивного отношения и теплоты, иногда мало, а порой не испытываете совсем (к определенным характеристикам личности, поступкам и т. д.); пожалуйста, опишите, что происходит с вами.
4 блок - «Обобщающий»
Задачи блока:
Подвести итог 4 модуля;
Получить ответную реакцию за четвертый день тренинга;
Узнать где и что было упущено;
Вопросы для рефлексии:
Что вы сейчас чувствуете?
Какое из упражнений вызвало у вас затруднение?
Какое из упражнений было наиболее легким для вас?
Что в наибольшей степени запомнилось из сегодняшней встречи?
С чем вы сегодня уходите?
Что новое отметили для себя?
5 блок - «Расслабляющий»
Задачи блока:
Завершение тренингового занятия;
Поднятие жизненного тонуса.
Упражнение 7 «... зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга. 
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.
5 модуль - «Заверщающий»
Цель: подведение итогов тренинга, создание коллажа «Мои цели», актуализацию жизненной энергии и закрепление лидерского поведения.
1 блок - «Организационный»
Задачи блока:
Приветствие членов группы;
Сеанс релаксации на актуализацию жизненной энергии (музыка);
Анализ теста на принятие других;
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: проанализировать, как мы приветствуем друг друга.
Ход упражнения: Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.
После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по небольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры. Это может выражаться и просто количеством похлопываний по плечу.
Вся группа поздравляет победителей. Победители исполняют показательный сеанс нескольких приветствий. Группа награждает победителей аплодисментами.
2 блок - «Целеполагание»
Задачи блока:
Демонстрация презентации «Где пригодятся мои навыки лидера».
3 блок - «Основной»
Задачи блока:
Создание коллажа «Мои цели и я»
Презентация своей работы (защита);
Упражнение 2 «Мои цели и я»
Цель: Активировать подсознание участников группы, увидеть результат тренинга.
4 блок - «Обобщающий»
Задачи блока:
Подвести итог тренинга;
Подарки участникам группы с их результатами тестов и буклетами-памятками по курсу тренинга.
Вопросы для рефлексии:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что в наибольшей степени запомнилось из всего курса тренинга?
- С чем вы выходите из группы?
- Что новое отметили для себя?
- Помог ли вам тренинг?
- Чувствуете ли вы себя уверенней?
- Что изменилось в вашей жизни?
- Что еще предстоит изменить?
5 блок - «Расслабляющий»
Задачи блока:
Завершение тренинга;
Поднятие жизненного тонуса.
Упражнение 3 «Как использовать»
Цель: Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».
Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.
Упражнение 4 «Последняя встреча»
Цель: совершенствование коммуникативной культуры. Ход упражнения: Занятия наши уже закончились, вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".