Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля.


Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста
в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля.
Баркалов Александр Сергеевич,
концертмейстер фольклорного отделения
МБОУ ДО «Детской школы искусств» №7 г. Курска
В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и работа музыкантов. Но, разумеется, самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения.
Не может не огорчать и настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых «минусовок», активно используемых в концертах разного уровня, более того, не редки они и в конкурсных выступлениях солистов - «народников».
На мой взгляд, творческая деятельность концертмейстера включает в себя две основные составляющие: рабочий процесс и концертную деятельность.
Концертмейстер в фольклорном ансамбле является основополагающей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно весома. На нем лежит большая ответственность: он должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и быстро реагировать на возникающие «внезапные ситуации» (умение своевременно сменить тональность, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли и т.п.).
Важным качеством концертмейстера является также и умение создать звуковой баланс между аккомпанементом и исполнительским голосом, а также реализовать темповое и смысловое развитие произведения. В аккомпанемент необходимо добавлять вариативность, создавать иллюзию звучания других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры, зачастую требуется дописать некоторые партии, сочинить подголоски, уметь транспонировать песню в любую тональность.
Во время исполнения концертного номера важным является умение концертмейстера держать установленный на репетициях темп каждого произведения, помнить, какой ритм наиболее удобен для детей, уметь при необходимости быстро переключаться на новый темповой вариант. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру-баянисту важно удержать их в темпе вступления, или в близком вступлению темпе с помощью, например, более акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то на протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять детский ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно.
Но бывает и так, что «подгона» просто не избежать. Представьте, что произведение быстрое, зажигательное, а дети поют совершенно в недопустимом темпе. Тогда концертмейстеру придётся вводить учащихся  в нужный, или близкий к таковому темп, иначе номер просто не удастся. И это необходимо сделать менее заметным для зрителя, слушателя.
Концертмейстер здесь не только сотоварищ, но и надёжный тыл. Он должен чувствовать состояние голоса, дыхание, психологически-эмоциональный настрой учащегося. Не редки ситуации, когда от волнения дети забывают слова, а этом случае нужно тихо подсказать, пропустил какую-то долю такта фразы - необходимо быстро «поймать», подхватить. Поэтому концертмейстеру приходиться вынужденно менять размер в конкретно-сложившейся ситуации. Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий с детскими фольклорными ансамблями или солистами выступает в нескольких ролях. На первом этапе работы над произведением он наряду с педагогом - грамотный наставник, а в сценическом выступлении - равноправный участник.
Концертмейстера можно с уверенностью назвать педагогом-психологом ведь для эффективной его работы с детским фольклорным ансамблем ему необходимы такие личностные и профессиональные качества как позитивный эмоциональный настрой, сопереживание, внимательное и дружеское отношение к детям.
Важна и готовность оказать помощь на сцене. Понятно, что концертмейстер-баянист не является солистом, но если детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним,  даже запеть с какого-либо места, если у них этого не получилось. Бывает и наоборот. Ребёнок не садится в темпе, а бежит и бежит вперёд. Глотает окончания слов, берёт недостаточное дыхание, волнуется. С одной стороны легче ребёнка «подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же, это услышит зритель. Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий человек в праве его решать по-своему. Но главное помнить основную роль концертмейстера – роль помощника во всём.
Таким образом, концертмейстеру необходимо:
1.  Быть в постоянном контакте с детьми;
2.  Знать психологию ребёнка;
3.  Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей;
         Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Возьмём, например, конечную точку изучения музыкального номера – выступление на сцене. Концертмейстер играет вступление, дети начинают петь. Здесь возникает первая проблема. Очень часто дети в пении под баян после отзвучавшего вступления начинают петь в более медленном темпе. Это происходит из-за того, что они своим слуховым восприятием не всегда понимают баянное вступление.
         Тезис «знать психологию ребёнка» так же очень важен, особенно, при аккомпанементе солисту. В отношении детей-солистов концертмейстер-баянист никогда не должен аккомпанировать одинаково. Даже если для двух разных детей педагог взял в работу одну и ту же песню. Каждый ребёнок одарён по-своему, имеет разное мышление, слышит музыку по-разному, берёт неповторимо вокальное дыхание, на своём уровне реагирует на ошибки, переживает не так как другие, рисует для себя только ему понятные образы. Поэтому нельзя играть для каждого ребёнка одинаково. Важно отобразить в аккомпанементе черты, которые были бы характерны только для него, дышать вместе с ним, помогать на столько, насколько  ему это необходимо.
         Тезис «уметь предотвращать и исправлять ошибки детей» плавно вытекает из двух вышеописанных.
Концертмейстер должен обладать выдержкой и интуицией, предвидеть возможное развитие ситуации, должен всегда быть готовым к какому-то неожиданному повороту событий. Даже аккомпанируя солисту или ансамблю несложные русские народные песни или припевки, необходимо находиться в контакте с исполнителями, аккомпанировать, постоянно поддерживая визуальный контакт. Следовательно, концертмейстер не имеет права на ошибку во время концертного выступления, а если и имеет – то на такую, которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.
Никто не оспаривает ведущую роль руководителя творческого коллектива в вопросах предконцертной подготовки учащихся. Но в условиях концерта, конкурсного выступления руководитель всегда находиться в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая партнером в ансамбле, не только сопереживает, но и реальными действиями оказывает помощь и поддержку учащимся. Дети очень отзывчивы на доброе и участливое отношение к ним. И если концертмейстер - это не просто должность и деловое выполнение служебных обязанностей, а старший, более опытный и заинтересованный музыкант, то именно с его появлением в классе начинается самая интересная творческая работа.
Хочется отметить, что сегодня понимание истинной роли и места концертмейстера в творческом коллективе постепенно меняется к лучшему. Так, стало доброй традицией на конкурсах различных уровней награждать дипломами и концертмейстеров. Так как их деятельность напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на уровень совместных концертных выступлений и успех коллектива в целом.

Литература:
Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения/ Н.А. Крючков. М: Музгиз,1981г.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5
Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху/ В.Мотов. М.:Музыка 1989 г.
Шахов Г.И. Концертмейстерский класс/ Г.И.Шахов. М.,2000 г.