Рабочая программа по русскому языку, обучению грамоте, письму (Школа России)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Образовательная система «Школа России»
1 класс
Срок реализации 1 год
Составитель: Юдина Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов
Аша
№ п/п Содержание стр.
2-3
1 Пояснительная записка к рабочей программе. 4-7
2 Русский язык
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного курса.
- Место учебного предмета в учебном плане.
- Ценностные ориентиры.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса.
- Содержание курса.
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методический комплекс.
- Материально-техническое обеспечение. 7
8-9
9-10
10
10-12
12-16
17-38
39-40
41-42
Пояснительная записка к рабочей программе
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011г., рег. № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011г., рег. № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано 16 марта 2011г. Регистрационный №
19993.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ № 3207 «О рабочих программах учебных предметов».
9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23 мая 2012 г. № 01-1414 «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
10. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 01 февраля 2011г. № 103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области».
11. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26 августа 2011г. № 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО».
12. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч.1./ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.- М.: Просвещение, 2007.
13. Учебный план МКОУ «СОШ № 7» г. Аши Челябинской области на 2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка к рабочей программе
Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) в значительной степени достигается благодаря эффективной системе учебников «Школа России» издательства «Просвещение», рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями, интернет поддержкой и пр.
Система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС, построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
- реализации идеологической основы ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы для обучающихся посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться;
-организации учебной деятельности обучающихся на основе системно - деятельностного подхода.
Отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Эффективность реализации идеологической основы ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России», достигается особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Система учебников «Школа России» как важнейший компонент духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника, в соответствии с требованиями ФГОС:
- формирует личностные результаты освоения программы, посредством формирования личностных УУД;
- реализует систему базовых национальных ценностей и основные направления духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования;
- эффективно интегрируется в систему урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Метапредметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия с помощью педагога в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы учебников «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения, посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.
Предметные результаты
Решение основных задач реализации содержания всех предметных областей учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, представлено в содержании, дидактическом и методическом обеспечении системы учебников «Школа России».
Возможности методического аппарата системы учебников «Школа России» направлены на реализацию системно - деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения. Для этого методический аппарат учебников построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
- ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение обучающихся в учебную деятельность, творческую деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ребёнка, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
- практические работы, учебные диалоги;
- возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет - ресурсов, различных мультимедийных приложений.
Заключение
Таким образом, объединение завершенных предметных линий в систему учебников «Школа России», осуществляется посредством:
- базовых предметных и межпредметных понятий, заложенных в содержание системы учебников с целью формирования у школьников целостной картины мира;
- системы заданий, учитывающих специфику предметного содержания и направленных на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения.
- создания методических условий для реализации системно - деятельностного подхода.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. В этот период дети начинают читать литературные тексты. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном
средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку.
Ценностные ориентиры начального образования для обучающихся на современном этапе относят:
- формирование основ гражданской идентичности личности;
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
Результаты изучения курса
Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, нч, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик -ключика, замочек-замочка).
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
- Тематическое планирование по обучению грамоте: к Азбуке В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); к Прописям Н. А. В. Г. Горецкого (обучение письму).– М.: Просвещение.
- Тематическое планирование по русскому языку к учебникам: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение.
Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
- гласные ударные и безударные:
- твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- звонкие и глухие согласные звуки;
- правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и ь;
- делить слова на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов;
- переносить слово по слогам;
- вычленять слова из предложений;
- находить границы предложения: употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
- устно составлять текст из 3 – 5 предложений на определенную тему.
- применять правило правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;
- писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
- приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, позравления.
Обучение грамоте и письмо
(207 ч)
Календарно-тематическое планирование
(115 ч)
№ п /п Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата
Добукварный период (подготовительный) – 19 часов
Пропись 1
1 История возникновения письма.
Знакомство с новым предметом. Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку. 2 Гигиенические правила письма.
Рабочая строка. Уметь обводить по контуру предметы. 3 Гигиенические правила письма.
Рабочая строка. Знать гигиенические правила письма. 4 Письмо наклонных, прямых с закруглением внизу. Знать гигиенические правила письма. 5-6 Письмо наклонных, прямых с закруглением вверху и внизу. Знать рабочую строку. Нахождение схожих элементов в рисунке. 7-9 Письмо удлинённой петли вверху и внизу. Знать рабочую строку. 10-12 Письмо полуовалов «левых» и «правых». Письмо овалов. Уметь писать по образцу элементы букв. Анализ и выделение общих элементов букв к, н, п, т, ю. Пропись 2
13 Строчная буква а. Анализ начертания строчной буквы. Знать формы всех изученных письменных букв. 14 Прописная буква А. Знакомство с написанием прописной буквы А. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Уметь писать и распознавать изучаемую букву. 15 Строчная буква о. Прописная буква О. Письмо буквы О по образцу. Знать формы всех изученных письменных букв.
Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы. 16 Строчная буква и.
Прописная буква И. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «сливы», «нитки». Письмо буквы и. Уметь писать и распознавать изучаемую букву. Написание заглавной буквы И. 17 Письмо буквы ы. Написание буквы ы. Письмо под диктовку: а, и, о. 18 Строчная буква у. Уметь писать и распознавать изучаемую букву. 19 Прописная буква У. Письмо изученных букв. Написание предложений. Анализ предложений. Уметь писать и распознавать изучаемую букву. Букварный период (основной) – 65 часов
20 Строчная буква н. Знать формы всех изученных письменных букв. Написание слогов и слов с буквой н.
Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы. 21 Прописная буква Н. Письмо слогов, слов и предложений с буквой Н. 22 Строчная и прописная буквы с, С. Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой С. 23 Строчная буква к. Запись слогов и слов, предложения. Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы. 24 Прописная буква К. Написание заглавной буквы К. 25 Строчная и прописная буквы т, Т. Письмо букв т, Т, слов и предложений с ними. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. 26 Письмо изученных букв. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. 27-28 Строчная и прописная буквы л, Л. Знать формы всех изученных письменных букв.
Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы. Письмо слогов, имен и предложений. 29-30 Строчная буква р. Знать формы всех изученных письменных букв.
Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы. Анализ и выделение общих элементов букв п, р, г. 31-32 Прописная буква Р. Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. 33-34 Строчная и прописная буквы в, В. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные 35 Строчная буква е. Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного и звук [э]. 36 Прописная буква Е. Уметь соотносить печатную и письменную буквы. Пропись 3
37-38 Строчная и прописная буквы п, П. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. Письмо слов и предложений. 39-40 Строчная и прописная буквы м, М. Письмо слов и предложений с буквами м, М. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. 41-42 Строчная и прописная буквы з, З. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить печатную и письменную буквы. 43–45
Строчная и прописная буквы б, Б . Написание строчной буквы б и заглавной Б, слов и предложений. Звуки и буквы: гласные и согласные. Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. 46–48 Строчная и прописная буквы д, Д. Письмо букв д, Д. Название рек, городов. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. 49-51 Строчная и прописная буквы я, Я. Письмо букв я, Я, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яблоко», «Зоя». Запись предложений с проговариванием. Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного. 52–54 Строчная и прописная буквы г, Г. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. 55-56 Строчная и прописная буквы ч, Ч.
Сочетания ча, чу. Письмо букв ч, Ч, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Знать правописание ча, чу.
Уметь соотносить печатную и письменную буквы. 57–59 Буква Ь – знак мягкости.
Буква Ь в середине слова. Письмо слов с Ь. Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука. Пропись 4
60–62 Строчная и прописная буквы ш, Ш. Письмо букв ш, Ш. 63–65 Строчная и прописная буквы ж, Ж.
Написание слов с жи-ши. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «лужа», «жук», «ежи». Написание жи-ши, слов и предложений.
Знать правописание жи-ши. 66–67 Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после гласных. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ёжик», «ёлка». Письмо слов и предложений. 68–69 Буква й. Слова с буквой й. Письмо буквы й, слов и предложений.
Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву.
Письмо букв щ, Щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами.
Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв.
Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. Запись предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных. 70-71 Строчная и прописная буквы х, Х. Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. 72-73 Строчная и прописная буквы ю, Ю. Письмо букв ю, Ю, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. 74-75 Строчная и прописная буквы ю, Ю. Буква ю после согласных. Слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой ю после гласных и в начале слова. Письмо слов и предложений. 76-77 Строчная и прописная буквы ц, Ц. Письмо слов и предложений с буквами ц, Ц. 78-79 Строчная и прописная буквы э, Э. Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов: «Эдик», «Эмма». Письмо предложений.
Знать, что Э не пишется после Ч, Ш, Ц, Ж. 80-81 Строчная и прописная буквы щ, Щ. слог ща. Письмо слов и предложений с буквами щ, Щ. 82–83 Строчная и прописная буквы ф, Ф. Письмо слов и предложений с буквами ф, Ф.
84 Буквы Ь, Ъ. Правописание разделительный Ь и Ъ. Знать, в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь. Послебукварный период (заключительный) - 31 час
85 Алфавит. Алфавит. Гласные и согласные звуки.
Знать алфавит. Уметь соотносить печатную и письменную буквы. 86 Повторение по теме «Парные согласные звуки».
Списывание текста (15 мин). Гласные и согласные звуки. Парные согласные звуки. Списывание текста.
Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв, соотносить печатную и письменную буквы. 87 Словарный диктант (15 мин). Запись под диктовку слов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв. 88 Оформление предложений в тексте. Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь составлять предложения из слов. 89-90 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Анализ предложения. Орфографическая работа. Слова, обозначающие предметы. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь находить имена существительные в тексте. 91-92 Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие действие предмета.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предмета. 93-94 Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (15 мин) Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие признаки предметов.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. Запись предложения, его анализ. 95-96 Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверяемых слов для безударных гласных букв в корне слова.
Уметь подбирать проверочные слова. Подбор проверяемых слов для безударных. 97-98 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор слов для проверки написания парных согласных на конце слова.
Уметь проверять написание парных согласных на конце слова. 99-100 Правописание жи-ши. Запись текста по вопросам. Сочетание жи-ши
Знать правописание сочетаний жи-ши. 101-102 Правописание ча-ща. Запись и анализ предложений. Сочетание ча-ща
Знать правописание сочетаний ча-ща. 103-104 Правописание чу-щу. Запись и анализ предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «щука», «чудеса»
Знать правописание сочетаний чу-щу. 105-106 Правописание чк-чн, щн. Запись и анализ предложений. Сочетания чк-чн, щн
Знать правописание сочетаний чк-чн, щн 107-110 Заглавная буква в именах собственных.
Письмо предложений с именами собственными
Списывание текста с доски. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Знать правописание имен собственных.
Уметь списывать слова без искажений, замены и пропусков букв, соотносить печатную и письменную буквы. 111 Контрольное списывание. Списывание текста с доски. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Уметь списывать слова без искажений, замены и пропусков букв. 112 Работа над ошибками. Закрепление пройденного. Письмо предложений с именами собственными.
Знать правописание имен собственных. Уметь писать слова без искажений, замены и пропусков букв, соотносить печатную и письменную буквы. 113-115 Закрепление пройденного. Уметь проверять написание безударных гласных в корне слова, парных согласных на конце слова. Уметь писать слова без искажений, замены и пропусков букв, соотносить печатную и письменную буквы. Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (92 ч)
№ п /п Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата проведения
Подготовительный период - 16 часов (4 недели)
1 Мой первый школьный учебник
« Азбука». Общее представление. Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. 2 Предложение и слово. Знать отличия предложения от слова. Графическое изображение слова, предложения. 3 Слог, ударение. Уметь делить слова на слоги. Находить ударный слог.
Составление предложений. 4 Предложение и слово. Слог, ударение. Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. 5 Звуки в речи. Выделение звуков из слов. Уметь отличать гласные и согласные звуки. 6-8 Слияние согласного звука с гласным Уметь определять количество звуков в слове. 9 Алфавит. Уметь отличать гласные и согласные звуки; сравнивать буквы. 10 Слияние согласного звука с гласным. Различение на слух гласных и согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) звуков. 11 Гласный звук [а], буквы А, а. Выделение звука [а] из речи. Звукобуквенный анализ слова. Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями. 12 Гласный звук [о], буквы О, о. Выделение звука [о] из речи. Звукобуквенный анализ слова. Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями. 13 Гласный звук [и], буквы И, и. Выделение звука [и] из речи. Звукобуквенный анализ слова. 14 Гласный звук [ы], буква ы. Выделение звука [ы] из речи. Звукобуквенный анализ слова. 15 Гласный звук [у], буквы У, у. Выделение звука [у] из речи. Звукобуквенный анализ слова. 16 Гласные звуки и буквы (обобщение). Выделение звуков из речи. Звукобуквенный анализ слова. Букварный период - 61 час (16 недель)
17 Звуки [н], [н’], буквы Н, н. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 18 Звуки [н], [н’], буквы Н, н. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 19-20 Звуки [с], [с’], буквы С, с. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 21-22 Звуки [к], [к’], буквы К, к. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 23-24 Звуки [т], [т’], буквы Т, т. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 25-26 Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 27 Звуки [р], [р’], буквы Р, р. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 28 Звуки [в], [в’], буквы В,в. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 29-31 Буквы Е, е.
Буква Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии. Знать, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й], [э].Уметь обозначать мягкость согласного звука после е. 32-33 Звуки [п], [п’], буквы П,п. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 34-35 Звуки [м], [м’], буквы М , м. Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений. 36-37 Звуки [з], [з’], буквы З, з. Работа с текстом. Звукобуквенный анализ слова. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. 38-42 Звуки [б], [б’], буквы Б , б. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки. 43-44 Звуки [д], [д’], буквы Д, д. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки. 45-48 Буква Я, я.
Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Знать, что буква Я обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука).
Уметь обозначать мягкость согласного звука после я. 49-50 Звуки [г], [г’], буквы Г, г. Звукобуквенный анализ слова. Сравнение произношения и написания слов 51-52 Звук[ч’], буквы Ч, Ч. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение. 53-55 Буква Ь.
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.
Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. Звукобуквенный анализ слова. 56-59 Звук [ш], буквы Ш, ш. Знать звонкие и глухие парные согласные.
Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить. 60-61 Звук [ж], буквы Ж, ж. Дифференцирование шипящих твердых согласных звуков [ж] и [ш]. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения 62-63 Буква Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Знать, что буква Ё обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). Уметь обозначать мягкость согласного звука после ё. 64 Звук [й], Буква й. Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение. 65-66 Звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение текстов. Составление устного рассказа по теме «Хлеб». 67-68 Буквы Ю, ю.
Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Уметь понимать, что буква Ю обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). 69-70 Звук [ц], буквы Ц, ц. Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение. 71-72 Звук [э], буквы Э, э. Чтение текстов с буквой Э. Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч, Ш, Ц, Ж. 73-75 Звук [щ’], буквы Щ, щ. Знать, что [щ’] глухой мягкий непарный звук. 76 Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Сопоставление парных звонких и глухих согласных. 77 Буквы Ь, Ъ. Чтение текстов. Роль Ь и Ъ знаков в речи. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Знать, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков. Послебукварный период - 15 часов (3 недели)
78-79 Алфавит. Алфавит. Чтение текстов, стихов. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. 80 Повторение по теме «Алфавит».
К. Ушинский «Наше отечество». Чтение текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. 81 В. Куприн «Первоучители словенские». Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. 82 В. Куприн «Первоучители словенские». «Первый букварь». Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. 83 А. С. Пушкин «Только месяц показался». Уметь различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости). 84 Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский
о детях. Работа с текстом. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. 85 К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница». Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. 86 В. В. Бианки «Первая охота». Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять. 87 С. Я. Маршак «Угомон». «Дважды два». Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. 88 М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам. 89 А. Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. 90 С. В. Михалков «Котята». Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; читать выразительно наизусть. 91 Б. В. Заходер
«Два и три»,
«Песенка-азбука». Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); отвечать на вопросы 92 В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом», «Любили тебя без особых причин», «Непослушная кукла», «Дерево», «Нофелет». Уметь приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. Календарно – тематическое планирование по русскому языку (50 ч)
№ п /п Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата проведения
Наша речь (2 ч) 1-2 Знакомство с учебником.
Язык и речь, их значение в жизни людей. Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа - русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Текст, предложение, диалог (3 ч)
3 Текст
.
Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. 4 Предложение Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. 5 Диалог.
Различать диалог.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Наблюдать над постановкой тире в диалогической речи.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Слова, слова, слова … (4 ч)
6 Слово. Роль слов в речи.
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использовать в речи «вежливые слова».
Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.
Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 7 Слова-названия предметов и явлений. Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. 8 Слова-названия признаков предметов. Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных. 9 Слова-названия действий предметов. Составлять текст по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
10-11 Слово и слог
Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.
Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 12-13 Перенос слов
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).
Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).
Переносить слова по слогам. 14-15 Ударение.
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.
Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.
Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).
Различать ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Составлять простейшие слогоударные модели слов.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке Звуки и буквы. (35 ч)
16-17 Звуки и буквы.
Различать звуки и буквы.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. 18-19 Русский алфавит, или Азбука. Высказываться о значимости изучения алфавита.
Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Применять знание алфавита при пользовании словарями.
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 20-22 Гласные звуки.
Различать в слове гласные звуки по их признакам.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.
Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..
Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.
Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. 23-26 Ударные и безударные гласные звуки.
Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.
Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны — слóн, трáва — трáвы).
Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.
Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. 27 Проверочный диктант.
Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 28-30 Работа над ошибками. Согласные звуки.
Буквы Й и И.
Различать в слове согласные звуки по их признакам.
Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.
Определять согласный звук в слове и вне слова.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Дифференцировать гласные и согласные звуки.
Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.
Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). 31 Буквы Й и И.
Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].
Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).
Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 32-34 Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.
Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].
Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость - мягкость согласного звука.
Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 35 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.
Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.
Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).
36-39 Согласные звонкие и глухие
Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.
Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.
Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.
Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.
Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.
Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб - дубы, снег - снега).
Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.
Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.
Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 40 Проверочный диктант. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). 41-45 Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки.
Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки.
Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. 46 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 47-48 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.
Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).
49-50 Заглавная буква в словах.
Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.
Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.
Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.
Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.
Учебно-методический комплекс по обучению грамоте и письму.
Класс Кол-во часов Нормативно-правовые материалы Учебные материалы Учебно-методические материалы
Программа Требования к уровню подготовки Учебник Учебные пособия Методические пособия Контролирующие материалы
1 Б кл. (ОО вид)
9 часов в неделю (207 ч)
Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова. Обучение грамоте. 1 класс. Рабочие программы по системе учебников «Школа России», 2012.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования». БиболетоваМ.З.- М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижений планируемых результатов в нач. школе. Л.А.Алексеева, М.З Биболетова, А.А.Вахрушев. - М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс В 2 частях
М.: Просвещение», 2013 г. Горецкий В. Г. Прописи .1 класс 4 части. - М.: Просвещение, 2015.
Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
Горецкий В. Г. Тесты по обучению грамоте 1 класс. По новому образовательному стандарту (второго поколения). К учебнику В.Г.Горецкого 1, 2 части. - М.: Просвещение, 2014.
Учебно-методический комплекс по русскому языку.
Кл. Кол-во часов Нормативно-правовые материалы Учебные материалы Учебно-методические материалы
Программа Требования к уровню подготовки Учебник Учебные пособия Методические пособия Контролирующие материалы
1Б кл. (ОО)
5 часов в неделю (50 часов)
Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2015.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижений планируемых результатов в нач. школе. Л.А.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А.Вахрушев - М.: Просвещение, 2011
Планируемые результаты начального общего образования». Биболетова М..З.- М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
В.П. Канакина . Русский язык. Учебник для 1 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 20113. В.П.Канакина. Русский язык. 1 кл. Рабочая тетр. для нач. шк. В 1 ч. - М.: Просвещение, 2015 .
Электронное приложение к учебнику Русский язык В.П.Канакина.
В.П.Канакина., Горецкий В.Г. - Методическое пособие к комплекту. Русский язык. 1 класс. - М.: Просвещение, 2014. Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику Русский язык, В.П.Канакина.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2- 4.
Дидактическое и методическое обеспечение
Таблица 2
Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Учебники
Обучение грамоте
Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
Русский язык
Канакина В.П.
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2013.
Прописи (Обучение грамоте)
Горецкий В.Г., Федосова Н.А.Прописи. 1 класс в 4 частях - М.: Просвещение, 2015.
Рабочие тетради (Русский язык)
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2015.
Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова. Обучение грамоте. 1 класс. Рабочие программы по системе учебников «Школа России», 2012.
Материально-техническое обеспечение
Таблица 3
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: орфографический, толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Классная доска
Телевизор
Компьютер
Принтер
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Информационно – коммуникационные средства
Таблица 4
Цифровые образовательные ресурсы Ресурсы Интернета
Канакина В. П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронные пособия.
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);