Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-м классе
Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-м классе
Чернова Таисия Николаевна – преподаватель теоретических дисциплин
Разделы: Преподавание музыки
Тема урока: «Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-ом классе ДШИ».
Цель урока:
развитие у детей чувства ритма;
развитие навыков интонирования звуков.
Задача:
привить детям умение слышать и понимать музыку.
Используемей материал:
карточки с музыкальными знаками;
наборное полотно;
конверт с письмом (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3);
деревянные ложки;
нотная тетрадь;
учебники «Сольфеджио I-II классов» и «Забавное Сольфеджио».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Сообщается тема урока: «Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-ом классе ДШИ».
III. Игровой момент. Работа с письмом
Я, Великая Королева страны Музыки, повелеваю:
1) Чтобы отныне ноты жили каждая в своём домике, который называется ТАКТ.
2) В каждом такте чтобы была одна доля СИЛЬНАЯ - опорная, а остальные – слабые.
3) Конец такта отмечаем ТАКТОВОЙ чертой.
4) Чтобы знать, сколько можно поселить длительности в такте, при ключе должны стоять цифры, называем их РАЗМЕРОМ.
5) Ноты до первой тактовой черты называем ЗАТАКТ.
6) Затакт – это НЕПОЛНЫЙ такт.
7) Знак молчания – это ПАУЗА.
8) Самое маленькое расстояние между двумя соседними нотами равна 1/2 ТОНА.
9) Для изменения звука на 1/2 тона есть два знака:
- понижающий - БЕМОЛЬ, - повышающий - ДИЕЗ.
10) Отменить эти знаки может – БЕКАР.
На этом я заканчиваю своё письмо. Пусть у всех жителей нашего королевства будет весёлое МАЖОРНОЕ настроение.
IV. Сольфеджирование1) Поётся тоника в гамме до мажор.
2) Поётся гамма до мажор: половинными, четвертными, восьмыми длительностями в размере 2/4.
Что такое темп? Назвать темпы:
медленный (Adagio);
умеренный (Moderato);
быстрый (Allegro).
3) Назвать строение мажорной гаммы: 1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2.
4) Что такое тон и полутон?
5) Назвать и пропеть устойчивые ступени в гамме до мажор (I-III-V).
6) Работа с учебником Сольфеджио I-II классов для ДМШ под редакцией Н.И.Демьянова страница 20 упражнение а) и б). Сольфеджирование I-III-V ступени с дирижированием.
7) Что такое вводные звуки? Назвать ступени окружающие тонику ( II и VII ). Спеть по схеме вводные звуки в гамме до мажор: T-II-T-VII-T.
8) Закрепить тему «Вводные звуки» №79 стр.28 учебник Сольфеджио I-II классов ДМШ под редакцией Н.И.Демьянова.
9) Что обозначает цезура в музыке?
10) Что такое фраза?
11) Дать музыкальный разбор №79 по схеме:
определить тональность;
назвать размер;
сколько музыкальных фраз;
определить строение фраз по мелодическому и ритмическому рисунку.
12) Назвать знаки альтерации.
Закрепить тему «Фраза» в песне «Про диез», «Про бемоль» и «Про бекар».Музыка и слова Л.Абелян стр.17. Учебник «Забавное Сольфеджио» учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва 1985г.
13) Сделать музыкальный разбор этих песен.
V. Работа над развитием чувства метроритма
1) Хором читается стих с простукиванием деревянными ложками длительностей:
2) Дается ритмический рисунок с простукиванием деревянными ложками.
Учащиеся повторяют данные учителем ритмические рисунки.
3) Услышанный ритмический рисунок составить на наборном полотне из музыкальных знаков.
На наборном полотне учащиеся составляют из карточек ритмический рисунок.
4) Работа у доски. Расставление тактовых чёрточек.
Учащиеся выполняют задание на повторение пройденного материала: длительности, паузы, размер. После чего простукивают ритм ложками.
5) Восприятие мелодии и ритма. Диктант.
Услышанную мелодию, учащиеся записывают в нотную тетрадь.
VI. Подведение итогов урока
Какие темы мы повторили сегодня?
Длительности.
Строение мажорной гаммы.
Вводные звуки.
Устойчивые ступени.
Тоника.
Темп.
Цезура, фраза.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Пауза.
VII. Домашнее задание
Записанную мелодию выучить наизусть с дирижированием.
Придумать ритмический рисунок в размере 2/4 ( 8 тактов ), с использованием различных длительностей и пауз. Простучать со счётом вслух ритмический рисунок.
Повторить теорию.