Межпредметная интеграция в системе образования музыкально одаренных детей
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
(из опыта работы Донецкой областной специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей)
В.В. Бойко, заместитель директора по учебной работе
КУЗ «Донецкая областная специализированная музыкальная
школа-интернат для одаренных детей»
Тема конференции «Интеграционные процессы украинского образования в области культуры: традиции инновационные тенденции» - очень актуальна в свете изменений, происходящих во всех сферах жизни нашего общества, и становятся факторами изменений в образовании вообще и в образовании в сфере искусства в частности. Сегодня молодой образованный человек должен быть подготовленным к интеграции в современное общество, должен иметь высокий уровень компетентностей, креативности, общей культуры и нравственности, быстро и продуктивно реагировать на изменения. А это требует от всех образовательных звеньев новых инновационных технологий и методик для развития и обучения ребенка. Инновация образования – это целенаправленный процесс частичных изменений или целенаправленных изменений, который заключается в появлении новой технологии или в изменении принципов, на которых базируется функционирование системы обучения. Основными современными инновационными системами обучения являются:
личностно ориентированное обучение;
компетентностно ориентированное обучение;
интерактивные технологии обучения;
интегрированное обучение;
профильное обучение;
проектные технологии;
развивающее обучение;
оценивание учебных достижений учащихся, в частности комплексная оценка дидактического процесса.
Внедрение и использование всех этих систем предусматривается новыми Государственными стандартами начального и базового и полного общего среднего образования, где четко сформулирована цель образовательной отрасли «Искусство» и задания по ее реализации: «формирование у учеников в процессе восприятия, интерпретации, оценивания ими произведений искусства и проведения практической деятельности системы ключевых, межпредметных эстетических и предметных искусствоведческих компетентностей как целостной единой основы мировоззрения, а также способности к художественно-творческой самореализации и культурному самовыражению».
Донецкая областная специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей в организации учебно-воспитательного процесса изначально реализует задачу целостного художественно-эстетического развития личности учащегося путем комплексного овладения разними видами искусства и координации знаний, умений и представлений, приобретение которых необходимо для формирования в сознании учеников поликультурного и полихудожественного образа мира. Ключевую позицию в решении этой проблемы занимает внедрение интеграционных процессов в учебно-воспитательную работу. Перед учителями и преподавателями поставлена цель сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, ведь изучение музыкального искусства предполагает гармоничное соединение высокого технического исполнительского мастерства с глубоким осмыслением содержания и художественной неповторимости произведения. И именно межпредметная эстетическая компетентность дает возможность формировать у учеников способности выражать эстетическое отношение к миру в разных сферах деятельности человека, оценивать предметы и явления, их взаимодействие, которые формируются в процессе изучения разных видов искусства; способность к пониманию и творческому самовыражению в сфере музыкального искусства, которое формируется во время восприятия произведений разных видов искусства и их исполнения. Интеграция – это не просто объединение частей в целое, а система, которая дает возможность качественных изменений. Интеграция осуществляется поэтапно, на разных уровнях: внутрипредметная, межпредметная, межсистемная. Межпредметная интеграция заключается в использовании законов, теорий, методов учебной дисциплины при изучении другой. На этом уровне систематизация содержания формирует целостное представление об окружающем мире в сознании учащихся, что, в свою очередь, стимулирует появление качественно нового типу знаний. Особенно актуальна для нас интеграция курсов «музыкальная литература», «мировая литература», «украинская литература», «история». На заседаниях методических объединений учителя гуманитарных дисциплин и преподаватели музыкально-теоретических дисциплин сформировали единый культурологический подход к изучению произведений музыкального искусства. Такой подход предусматривает изучение творчества композитора в контексте истории, мирового музыкального процесса, культуры и быта того времени, связей с литературой и другими видами искусства. Музыкальное произведение изучается як феномен культуры, а культура – как среда, контекст возникновения и существования произведения. Ведь каждое произведение искусства содержит в себе определенный эстетический идеал, раскрывает главные ценности человеческого бытия (духовно-нравственные, эстетические, мировоззренческие), которые формируются в результате жизнедеятельности личности в определенном культурно-историческом пространстве и времени. Поэтому наша работа началась с интеграционного изучения этапов мирового искусства от Античности до ХХ века. Ведь именно фундаментальные знания исторических процессов, влияющих на формирование философских и художественно-эстетических принципов в культуре, позволяют понять идейно-художественное значение произведения, и соответственно раскрыть его в исполнении. Так, были изготовлены наглядные пособия «Этапы итальянского Возрождения» и «Романтизм».Стремление оптимально соединить традиционные и инновационные формы обучения стимулируют постоянное развитие педагогического сотрудничества. В феврале 2013 года в результате серьезной интеграционной работы преподавателей камерного ансамбля, концертмейстерского класса, музыкальной литературы, сольфеджио, гармонии, литературы которую возглавила кандидат искусствоведения, профессор Глазунова Г.Ф., в областной универсальной научной библиотеке имени Н.К. Крупской учащимися 10 класса была проведена музыкальная гостиная «В гостях у П.И. Чайковского». И именно культурологический аспект позволил раскрыть глубокое содержание музыки композитора через понимание времени, биографических фактов, связей с литературой. Следующим шагом стало проведение музыкального собрания для учеников 9-11 классов с обсуждением базового доклада ученика 10 класса Илющенко М. «П. И. Чайковский – педагог. Гармонии Чайковского» (руководитель Гайдук О.А., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин). Такая работа формирует у детей навыки научного поиска, анализа и синтеза, развивает логику, закрепляет умения анализа музыкального и литературного произведения, имеет просветительское значение.
Для нас важно создавать условия для проведения учащимися исследовательских и прикладных научно-творческих исследований. Ежегодным итогом такой работы является общешкольная научно-творческая конференция «Музыкальное искусство – путь в науку». Процесс подготовки ученических докладов включает широкую внутрипредметную и межпредметную интеграцию, о чем свидетельствуют темы работ: «Роль музыки в кинематографе ХХ века», «Саксофон в академической и джазовой музыке», «Нетрадиционные исполнительские приёмы игры на флейте», «Творческие связи в контексте педагогической преемственности», «Проблема психологического волнения музыкантов-исполнителей», «Влияние музыки на организм человека», «Международный фестиваль оперного искусства «Золотая корона»: к проблеме популяризации классической музыки» и др. Дальнейшим результатом такой работы стали успешные выступления наших учащихся на научно-практических конференциях разных уровней. Так, в прошлом учебном году ученик 11 класса Репин Ю. (класс преподавателя Садовничей Е.А.) успешно принял участие в Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство: взгляд в будущее», Международном фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Москва, Россия) и в Международной научно-практической конференции «Молодые музыковеды Украины» (Киев). Интересно, что в работах именно этого ученика ярко проявилась неожиданная интеграция музыкально-теоретических дисциплин, литературы и предметов точного и естественного циклов: работа «Периодическая система оперного творчества Джузеппе Верди» издана отдельным тиражом и отправлена во все музыкальные училища Украины, а поэма о Верди стала подарком каждому победителю конкурса-фестиваля, статья «Оперные фестивали в истории музыкального искусства» опубликована в сборнике ВАК.Активному процессу всестороннего развития наших учеников на базе межпредметной и межсистемной интеграции способствует издание общешкольного арт-журнала «CRESCENDO». Такая работа дает возможность в интересной творческой форме вести музыкально-просветительскую работу, стимулировать социально-культурное развитие детей, которые должны стать не только профессионалами в выбранной специальности, но и культурно развитыми людьми, носителями новых знаний. Особой популярностью пользуются такие разделы арт-журнала как «Музыкальный календарь», «Знакомьтесь, наш класс», «Донбасс музыкальный», «Партитурка», «Фоторепортаж». Наши воспитанники подбирают материалы, берут интервью, шифруют на нотному стане имена учителей и преподавателей, публикуют свои музыкальные и поэтические произведения, рассказывают о внеклассной жизни.В 2012 – 2013 годах школа получила гранты Донецкого областного совета для создания и реализации творческих проектов в жанре музыкального искусства: это культурно-просветительская акция «Одаренные дети» и «Творческая молодёжь Донбасса в культурной жизни Украины». В рамках реализации этих проектов прошли творческие встречи в пятидесяти школах области. Прошли мастер-классы лучших педагогов и концерты учеников и выпускников. Это стало ярким событием в творческой музыкальной жизни нашего Донбасса. Такая работа органично соединила традиции и инновации в организации просветительской работы. Ведь мастер-класс всегда был эффективной формой научно-методической деятельности по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Еще В. Сухомлинский считал, что совершенствование педагогического мастерства прежде всего происходит через творческое заимствование педагогического опыта других педагогов: «Заимствование лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи. Чтобы учиться у лучших мастеров, нужно в чем-то убедиться». Осмысление опыта учителя-мастера, по мнению исследователя, помогает проследить взаимосвязи в собственной практике, является толчком к рождению собственных педагогических идей. А новые педагогические идеи сегодня рождаются именно в системе интеграции разных видов искусства, разных наук, разных сфер деятельности.
Не отделена от этого процесса и воспитательная внеклассная работа в школе. Традиционные праздники: Посвящение в музыканты, праздничные и тематические концерты объединяют литературно-музыкальные традиции, гармонично раскрывая потенциал наших детей в новой форме. Так, в процессе подготовки традиционных праздников Масленицы и Рождественских святок учителя – филологи, хормейстер, хореограф, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин смогли создать органичную атмосферу традиционных празднований, донося до детей важную информацию детям во время репетиций и праздников, соединяя музыкальную, литературную, историческую, театральную, гастрономическую, хореографическую составляющие: готовились музыкально-литературные инсценировки, демонстрировался Вертеп, звучали фольклорные песни в традиционном исполнении, готувались и подавались традиционные блюда, озвучивались исторические справки, пояснялось значение обрядов. Среди интересных форм внеклассной работи в этом направления хочу выделить брейн-ринг для учеников 1-4 классов «Музыкальная шкатулка», где дети на базе знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам постепенно раскрывали для себе новые грани окружающего мира, сами становились исследователями и композиторами, дирижерами и исполнителями. А готовят и проводят эти мероприятия старшеклассники, нарабатывая опыт и передавая младшим наши традиции.
На протяжении многих лет наши выпускники вступают в высшие музыкальные учебные заведения с самым высоким итоговым баллом. А в 2012, 2013 годах школа вошла в десятку лучших общеодразовательных заведений г. Донецка по результатам внешнего независимого оценивания випускников:
Предмет 2012 год 2013 год
украинский язык VIII место II место
история УкраиниVII место ІV место
Такой результат свидетельствует о правильной организации учебно-воспитательного процесса, эффективное руководство педагогическим и ученическим коллективом, конкретной реализации целей и задач развития и воспитания музыкально одаренных детей на пересечении традиционных и инновационных тенденций.