Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения игре на баяне
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
МАСТЕР-КЛАССА
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(ПЕДАГОГ - МАСТЕР - МАРКЕЛОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА)
ЕВПАТОРИЯ
2016
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым»
План-конспект мастер-класса
Тема: Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения игре на баяне.
Педагог-мастер: Маркелова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Дата проведения: 03 ноября 2016 года.
Время проведения: 10.00 – 10.45.
Место проведения: МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Продолжительность мастер-класса: 45 минут.
Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования, концертмейстеры, методисты МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник», учащийся музыкальной студии 1 года обучения.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе изучения педагогического опыта Маркеловой И.Н. при работе с обучающимися по формированию навыков меховедения на начальном этапе обучения игре на баяне.
Задачи:
- ознакомление с опытом педагогической деятельности Маркеловой И.Н., педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»;
- показ особенностей работы по формированию навыков меховедения на начальном этапе обучения игре на баяне;
- показ использования разнообразных упражнений для овладения обучающимся навыками меховедения на начальном этапе обучения;
- дальнейшее совершенствование музыкальной культуры педагогов и участников мастер-класса.
Оборудование: музыкальный инструмент для учащегося (баян), музыкальный инструмент для педагога (баян), пульт, нотная литература, карточки с картинками.
Структура мастер-класса:
Организационная часть: создание комфортных условий в аудитории для проведения мастер-класса (подготовка аудитории, подготовка оборудования).
Вводная часть:
Презентация детского объединения «Музыкальная студия». Введение в тему мастер-класса.
2. Основная часть: Раскрытие темы мастер-класса «Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения игре на баяне» в форме открытого урока с обучающимся 1 года обучения.
Структура открытого урока:
I. Вводная часть.
Музыкальное приветствие. Слушание: «Колыбельная» Т. Хренникова (иллюстрация педагогом).
II. Основная часть.
Мотивация, постановка цели урока: Объявление темы занятия, беседа по теме занятия.
Актуализация знаний: Повторение пройденного материала. Устное чтение нот с листа: А.Лепин «Веселый турист», А.Филиппенко «Новогодняя».
Усвоение новых знаний: Изучение основных схем и видов ведения движения меха. Игра упражнений «Морской ветерок», «Волнение моря», «Спокойное дыхание моря» с воздушным клапаном.
Игра упражнения «Четыре братца» на левой клавиатуре.
Игра упражнений «Самолет улетел», «Самолет прилетел» на правой клавиатуре.
Игра небольших пьес: Русская народная песня «Барашечки», Русская народная песня «Солнышко».
Физминутка. Упражнения на освобождение корпуса и рук, расслабление мышц: «Шалтай-болтай», «Солдатик и медвежонок», «Лебедушка».
Закрепление знаний и умений:
Игра «Изобрази картинку».
Исполнение музыкальных произведений: Белорусская народная песня «Колыбельная», «Праздничная елочка» Е.Тиличеевой.
Домашнее задание.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Анализ деятельности на уроке.
3. Заключительная часть: Подведение итогов мастер-класса и обмен мнениями. Заключительное слово педагога-мастера Маркеловой И.Н.
Ход урока
I. Вводная часть (2 минуты).
1. Музыкальное приветствие:
«Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой,
Тебя, поздравляю с началом урока!»
Педагог: Итак, наш урок мы начнём со звучания музыки.
Послушай, пожалуйста, известную песню. Педагог исполняет песню Т. Хренникова «Колыбельная».
II. Основная часть.
Мотивация, постановка цели урока (2 минуты).
Педагог: Красивая музыка?
Учащийся: Да.
Педагог: Эта песня – «Колыбельная», написал ее композитор Тихон Хренников. Как ты думаешь, какая эта песня по характеру?
Учащийся: Спокойная, певучая, мягкая.
Педагог: Правильно. А передать такой характер этой песни помогает нам движение меха на баяне. А как? Вот мы и должны сейчас с тобой разобраться в этом. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах, и поражениях русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древнем певце - сказителе его именем - баян. Баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно « спеть» задушевную песню. У него глубокий «дышащий» звук и он «дышит» как человек, а без этого дыхания игра на баяне невозможна. Поэтому выразительное исполнение музыки во многом от того, как баянист владеет техникой ведения меха. Мех баянисты даже называют легкими инструмента.
И тема нашего урока сегодня будет посвящена меховедению. Мы должны научиться понимать несложные схемы ведения меха и освоить основные виды движения и смены меха в процессе исполнения небольших произведений.
Актуализация знаний (5 минут).
Педагог: Отгадай загадку:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?..
Учащийся: Гармонь.
Педагог: Мы уже с тобой говорили об истории возникновения баяна, и ты помнишь, что гармонь была его предшественницей.
Давай сейчас вспомним, как называются составные части баяна?
Учащийся: Правый полукорпус, левый полукорпус, мех.
Педагог: Верно. Как ты думаешь: какая же составная часть баяна помогает ему «дышать»?
Учащийся: Мех.
Педагог: Правильно. А благодаря чему появляется звук на баяне?
Учащийся: Звучанию металлического язычка - «голоса».
Педагог: Для того, чтобы перейти непосредственно к звучанию металлических язычков «голосов», т.е. к работе на инструменте, повторим расположение нот в скрипичном ключе и устно почитаем ноты с листа.
Учащийся читает с листа устно песни: А.Лепин «Веселый турист», А.Филиппенко «Новогодняя».
Усвоение новых знаний (25 минут).
Педагог: Для того, чтобы достичь цели сегодняшнего урока и сформировать навыки правильного меховедения, нам нужно выполнить несколько упражнений, которые помогут тебе хорошо научиться играть на баяне. Выполним
·первое упражнение: Возьми в левую руку карандаш и проведи в воздухе линию, похожую на линию движения меха. Сделать это нужно медленно и плавно, без рывков, а рука должна двигаться так, как движется мех баяна.
Учащийся выполняет упражнение.
Педагог: А сейчас выполним несколько других упражнений, но уже на баяне с применением воздушного клапана.
Первое упражнение называется «Дыхание»: учащийся нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая его - разжим, и закрывая - сжим. Самое главное – медленно и плавно вести мех. Если движение меха будет ровным, то и при нажатии клавиш, динамика звука будет такая же ровная и тихая.
А сейчас попробуем различные способы ведения меха для передачи характера различных упражнений. Выполняются они также с нажатым воздушным клапаном. Так как мы живем у моря, то и упражнения у нас связаны с морской тематикой: «Морской ветерок», «Волнение моря», «Спокойное дыхание моря».
Учащийся выполняет упражнения.
Педагог: Теперь перейдем к более сложному упражнению. Называется оно - «Четыре братца». Педагог показывает упражнение на левой клавиатуре: четыре пальчика-братца находятся на основном ряду на клавишах соль, до, фа, си-бемоль. Педагог вторым пальцем извлекает два длинных звука – один на разжим, другой на сжим на клавише соль; третьим пальцем - на клавише до; четвертым пальцем - на клавише фа, пятым пальцем - на клавише си-бемоль.
Далее это упражнение разучивает ученик без счета вслух, при игре старается контролировать ровность ведения меха, качество звукоизвлечения. Педагог также контролирует ведение меха и звукоизвлечение, при необходимости поправляет учащегося и просит повторить упражнение.
Педагог: Попробуем выполнить более сложное упражнение: изменять динамику звука с помощью меха. Я думаю, ты слышал, как изменяется звук самолета, когда он приближается или отдаляется, улетает. Упражнения так и называются «Самолет улетел» и «Самолет прилетел». Что происходит со звуком, когда самолет улетает?
Учащийся: Звук ослабевает.
Педагог: Что происходит со звуком, когда самолет прилетает?
Учащийся: Звук усиливается.
Педагог: Давай попробуем это изобразить на правой клавиатуре, нажимая клавишу «до» вторым пальцем. Выполняя эти упражнения, старайся изменять громкость звука постепенно, контролируй движение меха, добиваясь правильного звукового результата. Ускорение и замедление движения меха в дальнейшем мы будем использовать для выразительного исполнения музыкальных фраз в музыкальных произведениях.
Учащийся выполняет упражнения. Педагог контролирует правильность выполнения упражнений, при необходимости поправляет учащегося и просит повторить упражнение.
Педагог: Сегодня на уроке мы много выполнили упражнений на движение меха и смену его направления. У тебя все получалось хорошо. Такое же хорошее меховедение у тебя должно быть при исполнении небольших пьес, которые мы изучаем. Старайся контролировать движение и смену меха, мех вести ровно, без толчков и рывков.
Учащийся исполняет небольшие пьесы: Русская народная песня «Барашечки», русская народная песня «Солнышко», контролирует движение и смену меха, мех ведет ровно, без толчков и рывков.
Проведение физминутки.
Педагог: Сегодня на уроке ты много потрудился, старался очень хорошо выполнять упражнения, левой рукой расжимая и сжимая мех, и нашим мышцам необходимо теперь расслабиться и отдохнуть.
Педагог предлагает упражнения:
«Шалтай-болтай» - упражнение на освобождение корпуса и рук, расслабление мышц. Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого, толстенького медвежонка.
«Лебедушка». Выполняется сидя на стуле. Учащийся поднимает руки горизонтально полу и взмахивает ими как крыльями, затем опускает резко вниз, потряхивая ими.
Все упражнения повторяются несколько раз.
Закрепление знаний и умений (8 мин.).
Педагог: После того, как мышцы отдохнули, снова можно взять наш любимый инструмент.
Мы поиграем сейчас с тобой в звуковую игру. Она называется «Изобрази картинку». Я показываю тебе картинку, на которой изображен какой-либо предмет, а ты должен изобразить этот нарисованный предмет. А делать ты это будешь с помощью звука, играя на правой клавиатуре от звука «ми», изменяя громкость звука, усиливая или ослабевая движение меха.
Педагог показывает картинки «Самолет прилетел», «Самолет улетел», «Мишка в лесу», «Морской шторм», «Одуванчик-Пушинка», «Крепкая веревка» или другие по выбору педагога.
Учащийся выполняет упражнения.
А теперь сыграем еще белорусскую песню «Колыбельная» и пьесу Е.Тиличеевой «Праздничная елочка». Веди мех без толчков, плавно, не нарушай мелодическую линию, старайся, чтобы звук был мягким и певучим.
Учащийся исполняет пьесы, выполняя все рекомендации педагога.
Домашнее задание (2мин.).
1. Играть упражнения с воздушным клапаном «Морской ветерок», «Волнение моря», «Спокойное дыхание моря», упражнение «Четыре братца» - на левой клавиатуре.
2. От звуков «до», «ми», «фа» играть упражнения «Самолет прилетел», «Самолет улетел».
3. Закрепить смену меха в русских народных песнях «Барашечки», «Солнышко», белорусской народной песне «Колыбельная», пьесе Е.Тиличеевой «Праздничная елочка».
4. Повторять расположение нот первой октавы в скрипичном ключе.
III Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Рефлексия (1 мин.).
Педагог: Скажи, о чём ты узнал сегодня на уроке?
Учащийся: О направлениях ведения меха, о том, что звук при игре на баяне зависит от умения владеть мехом.
Педагог: Полученные знания, умения и навыки, полученные сегодня на уроке мы будем совершенствовать на каждом уроке, и в дальнейшем они очень будут нужны в овладении игрой на баяне, в передаче художественного образа в музыкальном произведении.
Заголовок 115