План — конспект урока Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения в классе баяна
План - конспект
урока специального инструмента – баян
Тема: Формирование навыков меховедения на начальном этапе обучения в классе баяна.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формировать навыки ведения меха на начальном этапе обучения игры на баяне с практическим применением их в художественном материале.
Задачи урока:
-научить понимать несложные схемы ведения меха;
-освоить на музыкальном материале основные виды движения меха (ровное движение, ускорение и замедление движения меха);
-развивать слуховой контроль, творческую активность учащегося через различные виды деятельности;
-воспитывать устойчивый интерес и потребность к музыкальному исполнительству.
Вид урока: урок на основе метода системно-деятельностного подхода.
Образовательные технологии:
- личностно – ориентированная;
-технологии развивающего, проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно – коммуникационная технология;
- здоровьесберегающая.
Методы: беседа, образное сравнение, метод диалога, ансамблевый метод, практический показ на инструменте, проблемный, демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности).Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; учебники: Г.И. Крылова «Азбука маленького баяниста» (1 часть), «Азбука маленького баяниста» (2 часть), А.Ф.Денисов, В.В. Угринович «Баян», репродукция картины Шишкина «Три медведя»).Структура урока
I. Организационный этап. (2мин)
1. Музыкальное приветствие.
2.Слушание: «Спят усталые игрушки» А. Островского (иллюстрация педагогом).
II. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.)
Беседа, объявление темы урока.
III. Актуализация знаний (5-7мин.)
1.Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов.
2.Устное чтение нот с листа
IV. Первичное усвоение новых знаний (20 мин.)
1.Изучение основных схем и видов ведения движения меха.
2.Игра упражнений «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание» с воздушным клапаном.
3.Игра упражнения «Три медведя» на левой клавиатуре.
V. Первичная проверка понимания (5 мин).
Игра песенок:
Детская песенка «Василек»
Р.н.п. «Как под горкой, под горой»;
Слушание: Л. Книппер «Полюшко-поле», краткий сравнительный анализ.
VI.Первичное закрепление (7мин.)1.Игра «Звуковые картинки».
2.Исполнение музыкальных произведений в ансамбле: Е. Тиличеева «Небо синее», детская песенка «Машенька-Маша».
7. Информация о домашнем задании, инструктаж.(2мин.)
1.Нарисовать графическое изображение звуков на бумаге и звуковые от любой клавиши: «Крепкая веревка», «Толстый тяжелый корабельный канат», «Самолет пролетал».
2.От звуков «ми», «фа» играть упражнения «Самолет прилетел», «Самолет улетел».
3.Закрепить смену меха в песенке «Василек», «Спать пора».
8. Рефлексия. (1 мин.)
Анализ деятельности на уроке.
Связь знаний, полученных на уроке, с жизнью
Вывод обучающегося о значении урока в его жизни.
Выставление отметки за работу.
Ход урока
I. Организационный этап. (2мин)
1. Музыкальное приветствие
«Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой,
Тебя, поздравляю с началом урока!»
-И так наш урок по специальному инструменту - баян мы начнём с звучания музыки.
-Пожалуйста, присаживайся на свой стул поудобнее. Я предлагаю тебе послушать песенку. Звучит песня А. Островского «Спят усталые игрушки». (Исполняет педагог). ………………………………. Слайд (1)
II. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.)
-Красивая музыка? И, наверное, знакомая? (Да).
-Где же ты мог ее слышать? (Пела мама, по телевизору).
-Прослушав данную песенку, что ты можешь сказать о ее характере? (Спокойный, певучий, мягкий)
-Правильно. И передать данный характер этой песни помогает нам движение меха на баяне. А как? Вот мы и должны сейчас с тобой разобраться в этом. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах, и поражениях русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древнем певце - сказителе его именем - баян. Баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно « спеть» задушевную песню. У него глубокий «дышащий» звук и он «дышит» как человек, а без этого дыхания игра на баяне немыслима. Поэтому выразительное произношение музыки во многом определяется развитой техникой ведения меха, который баянисты часто называют легкими инструмента, одушевляя тем самым эту деталь.
И тема нашего урока сегодня будет посвящена меховедению. Мы должны научиться понимать несложные схемы ведения меха и освоить на музыкальном материале основные виды движения и смены меха.
III. Актуализация знаний. (5мин.)
- Попробуй отгадай загадку:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
- Как ты уже знаешь из истории возникновения баяна, что гармонь была его предшественницей.
-А теперь возьми резонатор и попробуй извлечь звук, дуя в круглые отверствия, как на губной гармони. Здорово! Молодец!
-Давай сейчас вспомним как называются составные части баяна? (Правый полукорпус, левый полукорпус, мех.). Верно.
-Как ты думаешь: какая же составная часть баяна помогает ему «дышать»? (Мех). Правильно.
-А благодаря чему появляется звук на баяне? (Звучанию металлического язычка- «голоса»). ………………………………. Слайд (2)
-Сейчас я предлагаю тебе устно почитать ноты с листа: закличка - «Приди, приди, солнышко», Г. Стативкин «Две частушки». Ты хорошо запомнил имена нот и уверенно справился с этим заданием.
IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)
-Перед тем как ты начнешь извлекать звуки, я предлагаю тебе взять в левую руку карандаш и провести в пространстве воображаемую горизонтальную линию, аналогичную траектории движения меха. Сделай это медленно и плавно, то есть без рывков, а направление движения руки должно соответствовать траектории движения меха.
-У тебя хорошо все получилось, молодец.
-Вот теперь мы попробуем извлечь звук на баяне, где тебе нужно сделать такое же движение, но в более сложных условиях управления мехом инструмента. Эту работу мы начнем с тобой тоже с упражнений. При выполнении этих упражнений на инструменте ты должен ощутить различные режимы (степени) натяжения меха и полученные в зависимости от этого звуковые результаты.
-И так первое упражнение - «Дыхание»: ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая (разжим, обозначается знаком V) и закрывая (сжим, обозначается знаком Г) его. Основное условие его выполнения – медленное и плавное ведение меха после предварительно нажатой клавиши. Динамика звука ровная и тихая движение меха тоже называется ровным.
-Сейчас я предлагаю тебе различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для передачи характера того или иного упражнения: «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем».
-Как ты считаешь можно изменения динамических уровней звучания ассоциировать с пространственными представлениями? Например: («Самолет улетел»), («Самолет прилетел») и что происходит со звуком? (Можно. Звук то усиливается, то ослабевает). Давай попробуем изобразить эти «самолеты». При выполнении данных упражнений старайся, чтобы твой слух контролировал постепенность изменения громкости звука, соизмеряй ее со степенью натяжения меха, концентрируй внимание на движениях меха (функция пальцев ограничивается нажатием клавиш) и сопоставляй физические ощущения со звуковым результатом. Ускорение и замедление движения меха используется как средство выразительности фразы.
-Давай вспомним с тобой героев сказки «Три медведя» и постараемся каждого героя изобразить звуками на левой клавиатуре. Михаил Потапыч: педагог извлекает два длинных звука – один на разжим, другой на сжим вторым пальцем на клавише соль; Настасья Петровна: третьим пальцем на клавише до; Мишутка: четвертым пальцем на клавише фа. А мы придумаем с тобой этой сказочке свой конец: Машеньке удалось вовремя убежать из избушки, она спряталась за кустиками и передразнивает медведей. У нее получается вот так. Педагог играет пятым пальцем на черной клавише. Далее это упражнение разучивает ученик без счета вслух, при игре контролирует ровность ведения меха, качество звукоизвлечения.
(Схемы графического изображения звуков,…………………..Слайд(3,4), репродукция картины Шишкина «Три медведя»).
V. Первичная проверка понимания (7 мин.)-А теперь давай постараемся полученные навыки движения и смены направления меха на упражнениях, применить при игре песенок.
Детская песенка «Василек»;
Р.н.п. «Как под горкой, под горой». Замечательно! Ты контролировал движение и смену меха, не допускал толчков, рывков меха.
Слушание Л. Книппера «Полюшко-поле». Исполняет учитель.
-Сейчас я предложу тебе несколько вариантов исполнения данной пьески. Обрати внимание на ведение меха мной и звучание последней фразы.
-Что ты необычного увидел и услышал в моем исполнении? (Толчки меха).
-Подходит ли для моего исполнения такое образное сравнение как «Самолет улетел» (Нет. «Самолет улетел» – звук затихает, а я услышал последнюю фразу на усиление звука). -Ты правильно заметил неровность движения меха и тонко подметил звучание последней фразы. Молодец! В дальнейшем, когда мы будем с тобой разбирать «Полюшко-поле», ты должен будешь следить за игрой коротко звучащих аккордов. А почему? Да это и приводит к вздрагиванию корпуса баяна и нарушает плавное течение мелодии. …………………………(Слайд 5)
Физминутка. (3)
Наши мышцы напряжены и им нужно дать возможность расслабиться. Сейчас мы проделаем ряд упражнений на расслабление мышц:
-упражнение на освобождение корпуса и рук, расслабление мышц «Шалтай - болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в это время произносятся слова: «шалтай-болтай». Упражнение повторяется 3-4 раза.
-«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик!» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок!» расслабить, округлить спину, как у толстенького медвежонка. На выполнение каждой команды дается пять секунд. Упражнение повторяется несколько раз.
-«Лебедушка». Выполняется сидя на стуле. Ученик поднимает руки горизонтально пола и взмахивает ими как крыльями, затем опускает резко вниз, потряхивая ими. Упражнение повторяется несколько раз.
VI.Первичное закрепление (8 мин.)
И так мы отдохнули, расслабили все мышцы, а значит снова можем сесть за инструмент.
-Сейчас я тебе предлагаю поиграть в игру «Звуковые картинки». Я буду тебе показывать картинки с изображением предметов, а ты игрой на правой клавиатуре на любой клавише с помощью звука, изменяя громкость его – громко, тихо, усиливая, ослабляя, должен изобразить контуры нарисованных предметов: «Паутинка», «Веревочка», «Корабельный канат», «Широкая труба», «Самолет прилетел», «Самолет улетел».
Ты выполнил все грамотно. - Ну а теперь играем с тобой в ансамбле. Ты знаешь что такое ансамбль? (Это совместное исполнение). Вот сейчас своей игрой ты покажешь как ты усвоил основные направления движения меха. Мы исполним с тобой детскую песенку «Небо синее» Е. Тиличеевой и детскую песенку «Машенька-Маша». Молодчина! Твой мех плыл как «ручеек» – без толчков, плавно, ты не нарушил мелодическую линию, звук был мягким, певучем. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж. (2мин.)
-Наш урок подходит к концу и мы должны сформулировать задание на дом:
1.Нарисовать графическое изображение звуков как на бумаге так и звуковые от любой клавиши: «Крепкая веревка», «Толстый тяжелый корабельный канат», «Самолет пролетал».
2.От звуков «ми», «фа» играть упражнения «Самолет прилетел», «Самолет улетел».
3.Закрепить смену меха в песенке «Василек», «Спать пора».
4.Правой рукой играть по слуху песенку «Пошел кот», применяя варианты: игра и пение мелодии со словами, без слов.
8. Рефлексия. (1 мин.)
-Скажи, о чём ты узнал на сегодняшнем уроке? (о направлениях ведения меха, о том, что звук при игре на баяне зависит от умения владеть мехом).
-Каким показался тебе материал урока? (понятным, полезным).
-Как ты думаешь, эти знания, навыки могут тебе пригодиться далее в овладении игрой на баяне, в передаче художественного образа в музыкальном произведении, а далее и в жизни? (Да. Я научусь хорошо играть на баяне, играть в ансамбле, буду участвовать в концертах, в конкурсах).-С каким настроением ты уходишь с урока? (С приподнятым).
Ты большой умница! Замечательно, активно и с интересом работал на уроке. На этом мы прощаемся. Жду тебя на следующий урок.