Исследовательский проект на тему По правилам орфоэпии (5 класс)
МБОУ СОШ № 13
Исследовательский проект
« По правилам орфоэпии»
Выполнили:
Евсеев Антон, Садовая Мария,
Пилипенко Дарья, Глущенко Валерия,
учащиеся 5 класса
Руководитель:
Проскурякова Е.Д.,
учитель русского языка и литературы
2015 год
Введение.
Однажды на уроке при изучении раздела «Орфоэпия» учащиеся пришли к выводу, что разговорная речь представляет собой своеобразную систему, существующую параллельно с книжной речью в пределах общенационального языка. Мы решили выяснить, почему же так или иначе, но противопоставление двух форм языка, устной и письменной, имеет достаточные основания, а также поговорить о другом – о нормах литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле слова. Соответственно целью нашего проекта, который называется «По правилам орфоэпии», стало
во-первых, максимально способствовать филологическому образованию;
во-вторых, не только расширить познания в области орфоэпии, но и развить у школьников языковой вкус и чутье, неравнодушное отношение к небрежному, ненормированному произношению, пробудить интерес к науке, которая называется языкознанием;
в-третьих, решать проблемы правильного произношения;
в-четвертых, формировать ключевые коммуникативные компетенции: человек - я, человек-человек, человек-общество, компетенции по выработке практических умений (поиск, действие/начало, проект, промежуточная цель, результат.), комплекс практических компетенций (т.е. создавать что-то.)
Для реализации поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- выяснить, что изучает орфоэпия;
- выявить правила русского произношения;
- найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение;
- составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
На наш взгляд, актуальность данного проекта очевидна, потому что несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм) может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению.
Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. Кроме того, единство произносительных норм поддерживается и правилами правописания орфографическими правилами), которые тем самым обеспечивают адекватное восприятие письменного текста.
Надеемся, что наша работа будет полезной для многих .
Этапы подготовки и реализации проекта:
ЭТАП 1. Разработка проектного задания
1. Класс делится на 3 группы, которые получают задания
1 группа - исследовать данные науки по вопросам:
1) Что является предметом изучения орфоэпии?
2) Как сформировалось современное русское литературное произношение?
3) С чем связаны трудности русского ударения?
4) Основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.
2 группа - исследовательская работа; объект исследования: слушание с
фиксированием внимания на фонетических особенностях звучащего слова в речи окружающих, анализ речи с позиций правильности-неправильности дикторов радио и телевидения.
3 группа – изучение орфоэпических словарей; подбор слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).
ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
Самостоятельная работа групп
Консультации учителя.
ЭТАП 3. Осуществление результатов.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Консультации учителя.
ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
ЭТАП 5. Проведение урока " По правилам орфоэпии".
Итоги работы над проектом:
Учащиеся усвоили значение понятия "орфоэпия", познакомились с колебаниями в ударении, с правилами орфоэпии, с орфоэпическими словарями.
Создали презентации «По правилам орфоэпии», «Звучащее слово в речи окружающих», «На нормативное произношение равняйсь!» ( По материалам орфоэпических словарей).
Сделали подборку слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "На нормативное произношение равняйсь!"
Ресурсы, задействованные для реализации проекта:
1. Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII XX вв. Формы словоизменения. М., 1979
2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76000 словарных единиц. М., 1993.
3. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997.
4. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000. В словарь включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось.
5. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007.
6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 8-е изд., испр. и доп. М., 2000.
7. Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Л.И. Скворцова. М.ОНИКС, 2005.
9. Интернет-ресурсы.
Начиная работу над проектом, мы обратились к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, чтобы уточнить значение слова «орфоэпия». Мы выяснили, орфоэпия – правила образцового литературного произношения.
Затем нами было проведено анкетирование среди учеников нашего класса. Мы задали ребятам три вопроса:
Чем вы объясните наличие двух произносительных вариантов в некоторых словах (с петлёй – с пЕтлей, творОг – твОрог, кулинАрия – кулинарИя, ржАветь – ржавЕть)?
В чём трудность русского ударения?
Какую роль играет нормативное произношение в процессе общения людей?
В анкетировании приняли участие 16 человек. Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что большинству учеников известно, что нарушение норм в области орфоэпии мешает правильному восприятию содержания высказывания, а вот, с чем связаны трудности правильной постановки ударения, как определить место ударения в формах различных частей речи, практически для всех остается загадкой. Поэтому мы решили узнать это сами и рассказать другим.
Работа 1группы. Научные данные.
Что является предметом изучения орфоэпии?
Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) –
1. система единых норм произношения в литературном языке;
2. наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Что является предметом изучения орфоэпии?
Предметом изучения орфоэпии являются: звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам);
правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);
правильное произношение звукосочетаний;
правильное произношение отдельных слов и их форм
Как сформировалось современное русское литературное произношение?
Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Современное русское литературное произношение
сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов).
Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и частично в разных стилях. Здесь просматривается следующая ситуация: новое произношение вытесняет старое, но может быть, что и то и другое произношение сосуществуют параллельно достаточно длительное время.
Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При
этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.
С чем связаны трудности русского ударения?
Ударение это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, безударные.
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
Большинство слов русского языка имеет одно ударение основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.
Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.
Роль ударения в слове:
различает разные слова: мука мука, замок замок;
различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки кружки;
различает формы одного слова: снега снега, носите носите.
Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.
Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.
Все эти особенности можно представить в виде таблицы.
Особенность
Пояснения
Примеры
1. Разноместность
Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)
на первый - иконопись, на второй - эксперт, на третий – жалюзи, на четвертый - апартаменты
2. Подвижность
Может перемещаться при изменении слова
Вода - воды
3. Вариантность
(вариативность)
Наличие слов с разными вариантами ударения
Творог, одновременно, петля, камбала
4.Стилистическая функция
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению
Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)
5. Смыслоразличительная
функция. Явление омографии.
Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл
Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый.
Основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.
Как и в большинстве языков мира, гласные звуки в русском языке подразделяются на ударные и безударные, причём ударные гласные имеют наиболее отчетливое звучание. В безударном положении наблюдается менее чёткое произношение.
С ударениями в начальной форме слов можно справиться путём их запоминания (нужно чаще «читать» орфоэпические словари), для определения места ударения в производных формах слов (блъна или блинб) существуют свои правила:
У существительных женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснуй – веснй – веснэ, бронёй – бронй – бронъ и т.д.), однако некоторые существительные женского рода с окончаниями на -а, -я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (буроду, гуру, дуску, зймлю, зъму, пуру, спъну, стйну, цйну, щёку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бурону и боронэ, рйку и рекэ, кйту и кетэ.
Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстъ, в костъ, в кровъ, в ночъ, в связъ, в степъ, в тенъ, в честъ, на грудъ, на печъ, на цепъ и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверъ и на двйри, в клетъ и в клйти и др.).
Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения (см. примеры в таблице):
На основе
На окончании
вариативность
возвьншенностей, глэпостей, дйрзостей, мйстностей, пбстей, пучестей, пръбылей, пруповедей, пряўдей, прурубей, рбдостей, шблостей
горестйй, должностйй, жердйй, кистйй, крепостйй, лопастйй, мастйй, мелочйй, новостйй, областйй, очередйй, плетйй, плоскостйй, площадйй, повестйй, сетйй, ролйй, щелйй, скатертйй, стерлядйй, тростйй, четвертйй
утраслей и отраслей, вйдомостей и ведомостйй
Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени может быть разделена на три группы (см. таблицу):
Ударение на основе во всех формах
Ударение на основе, кроме формы женского рода
Ударение на приставке, кроме формы ж.р.
бить – бъл, бъла, бъло, бъли; по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять
брать – брбл, бралб, брбло, брбли; по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дбло и далу), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взяўло и взялу), жить, лить, пить и др.
донять – дунял, донялб, дуняло, дуняли; по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть
Согласные звуки имеют больше особенностей (назовем основные):
а) согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох], «господи» - [хоспад’и], в междометия – «ага» ([аха]), «угу» ([уху]) и т.п., но, как вы заметили, это происходит вовсе не обязательно в тех позициях, в которых для русского языка характерно оглушение;
б) согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;
в) звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими (кроме сонорных и [в]) озвончаются;
г) в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн];
д) буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы], «ничто» - [н’ишто], но «чтение» - [ч’т’энийэ], «чтить» - [ч’т’ит’] и т.д.;
е) на стыке значащих частей слова, а также предлога с последующим словом звуки [с] и [ж], [з] и [ж] произносятся как долгий звук [ ж(___) ], а звуки [с] и [ш], [з] и [ш] как долгий глухой [ ш(___) ], например: «сжал» - [ж(____)ал], «с жиру» - [ж(____)ыру], «из жизни» - [иж(____)ыз’н’и]; «с шахматами» - [ш(___)ахматам’и], «из Шарана» - [иш(___)арана];
ж) на стыке корня и суффикса звуки [з] и [ч’], [с] и [ч’] произносятся как долгий [ щ(___) ], например: «рассказчик» - [раскащ(___)’ик], «доносчик» - [данощ(___)’ик].
3. Произношение некоторых морфем в составе отдельных слов также не должно игнорироваться теми, кто знакомится с правилами русской орфоэпии:
а) окончания прилагательных, находящихся в форме именительного падежа множественного числа произносятся буквосочетания [-ыи], [-ии]: «красные» [красныи], «карие» [кар’ии];
б) в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, родительном падеже произносятся звукосочетания [-ова], [-ава], [-ива]: «больного» - [бал’н
·ва], «балльного» - [ббл’нава], «карего» - [кар’ива];
в) окончания глаголов на -тся, -ться произносятся как [ца]: «веселится» - [в’ис’ил’ъца].
Работа 2 группы. Исследовательская работа.
Образцы правильной постановки ударения должны показывать радио и телевидение. В течение месяца мы внимательно следили за речью дикторов. Оказалось, что многие современные ведущие говорят неправильно. Например, мы обратили внимание, что допускают ошибки и дикторы телевидения, и актеры, и ведущие различных программ. Так во время концерта (канал РЕН ТВ) Михаил Задорнов произнес слово кухонный с ударением на втором слоге, а Тина Канделаки в программе «Самый умный» несколько раз повторила слово столяр с ударением на первом слоге. Очень часто допускают ошибку в слове свёкла (канал «Еда»), ударение ставят на второй слог.
Не имея на слуху образцы, не заглядывая в орфоэпические словари, часто люди произносят слова неправильно.
Мы решили проверить, как современные школьники произносят слова, трудные с точки зрения постановки ударения. Были опрошены 30 обучающихся 5-9 классов МОУ СОШ №13 ст Надёжной. Ниже приводится, какие слова были предложены ученикам, и сколько процентов детей произнесли их неправильно.
1. Квартал – 10% 2. Звонит – 20% 3. Свекла – 27% 4. Оптовый – 33%
5. Торты – 27% 6. Банты – 47% 7. Включит – 50% 8. Красивее – 17%
9. Жалюзи – 10% 10. Сливовый – 20% 11. Откупорить –40%
12. Обеспечение – 27% 13. Повторит – 10% 14. Столяр – 3%
15. Кралась – 47% 16. Щавель – 7% 17. Досуг – 3%
Как видно из проведённого исследования, ни одно из слов не было произнесено правильно всеми участниками опроса. Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», «досуг», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «оптовый», «откупорить».
Работа 3 группы. Изучение орфоэпических словарей. Подбор слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
Словарь-минимум. Запомните ударение в словах.
На 1-м слоге
На 2-м слоге
На 3-м слоге
На корне
На окончании
Верба
Досуг
Договор
Сливовый
Хитра
Банты
Недуг
Апостроф
Рыбина
Добра
Гербовый
Квартал
Каталог
Соломина
Ловка
Пихта
Кормящий
Несказанно
Горошина
Брала
Кухонный
Крапива
Холоднее
Картофелина
Взяла
Свёкла
Столяр
Мизантроп
ВодопровОд
Приняла
Начал
Маляр
Документ
ГазопровОд
Взята
Понял
Корысть
Поделённый
ПутепровОд
Занята
Мельком
Поминки
Паралич
Шарфы
Принята
Иконопись
Красивее
Временщик
Порты
Включит
Принял
Цыган
Баловать
Грунты
Звонит
Сваты
Ворота
Агрономия
Возрасты
Кузова
Насмерть
Дремота
Информировать
Корпусы
Вороха
Тотчас
Завидно
Искони
БухгАлтеров
Фронты
Черпать
Брелоки
Диспансер
Торты
Штабы
Пахота
Сорит
Жалюзи
Клала
Хутора
Средства
Заплесневеть
Километр
Наверх
Нажита
Отрочество
Закупорить
Мозаичный
Нарост
Окружит
Статуя
Приданое
Прозорлива
СирОты
Одолжит
Стихотворения, чтобы запомнить трудные ударения.
1) Долго ели тОрты
Не налезли шоОрты!
2) Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзиИ.
3) Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша
·рфы!
4) Тяжела была работа –
В теле всём ломОта.
5) Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
3. Рифмующиеся слова
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.
договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства.
4. Наличие двух произносительных вариантов в некоторых словах.
С петлёй – с пЕтлей
творОг – твОрог
кулинАрия – кулинарИя
ржАветь – ржавЕть
заИндеветь – заиндевЕть
кАмбала и (разг.)камбалА
кИрзовый и (разг.)кирзОвый
Заключение.
Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка. Часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее.
Причём, как было выявлено в ходе проекта, обучающиеся редко обращаются к словарям вне уроков.
13PAGE 15
13PAGE 141415
15