Реализация средств ИКТ на уроках окружающего мира в 1 классе


РАБОТА
по теме «Реализация средств ИКТ на уроках окружающего мира в 1 классе»
Выполнил учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Сырейка
Уханова Екатерина Александровна
Самара – 2014
Реализация средств ИКТ на уроках окружающего мира в 1 классе
«Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [5.ст.66].
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
«Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
раскрытия творческого потенциала обучающихся;
освоения студентами современных информационных технологий..» [2].
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
« Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [3].
«К 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения. Каждый ребенок-инвалид сможет (по выбору) получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации…» [1] .
«В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:
расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования…» [4].
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
К сожалению, на практике использование ИКТ обучающимися начальных классов затруднено, в связи с длительной поставкой оборудования( к нам в школу оно пришло всего около 3 месяцев назад). Был оборудован только один класс, а классов, занимающихся по новым федеральным государственным стандартам 4 – это 1, 2, 3 и 5 классы.
Таким образом, использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной темой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Выбор темы работы обусловлен тем, что в декабре 2013 года в школу, где я являюсь учителем начальных классов, а именно 1 класса, было предоставлено ИКТ оборудования, для детей обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. И проблем с их применением в образовательном процессе больше, чем выходов из них. Что заставляет задуматься над тем, а что можно сделать для улучшения моей работы, и улучшения образовательного процесса в целом.
Таким образом выявляются явные противоречия; с одной стороны – обществу нужны дети, подготовленные к овладению современными компьютерными технологиями и способные применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования; с другой стороны – отсутствие учителей, умеющих работать с новым ИКТ оборудование, не полное оснащение классов ИКТ-оборудованием, проблемы с выходом в интернет . С внедрением ФГОС главной задачей образования является формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, уметь использовать ИКТ. Из проведённого выше анализа можно выявить профессиональную проблему по реализации ИКТ в образовательном процессе, а именно на уроках окружающего мира в 1 классе. Профессиональная проблема заключается в том, что возможности учителя, школы, оснащенность специализированным оборудованием классов в настоящее время не является эффективными и не приносят качественный новый результат.
Использование современных данных технологий способствует повышению у учащихся мотивации к учебной деятельности. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате исследования мотивации у учащихся класса по методике Н.Лускановой.
Табл.1
Изменение мотивации обучения у младших школьников
Показатель На начало года, % На начало второго полугодия, % Динамика, %
Высокий уровень 17 51 34
Средний уровень 35 20 -15
Низкий уровень 48 29 -19
а) Содержание. Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
повысить мотивацию обучения у обучающихся;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Первое полугодие обучения первоклассников окружающему миру проходило с минимальным качеством использования ИКТ, так как на класс был только 1 учительский ноутбук, который не давал возможность каждому ученику развивать свои ИКТ-компетенции, использование электронного пособия, идущего в комплекте с учебником окружающего мира было затруднено тем, что только часть детей могли увидеть задания, что затрудняло процесс обучения. Мотивация детей на уроках была не высокая, многие упражнения для них были не интересны и не познавательны.
Так как в конце первого полугодия школа была оснащена новым ИКТ оборудование необходимость изменения содержания образовательного процесса на всех уроках было необходимым процессом.
Изменения произошли в распределении урочного времени, так как на использование ИКТ должно выделяться 10-15 минут. Это время должно быть использовано в середине урока, так как использование ИКТ повышает интерес к уроку, повышает мотивацию.
Обучающиеся большее время проводят поисково-исследовательскую работу, вместо работы с учебником, они самостоятельно проводят эксперименты, выводят результат.
Изменения произошли в том, что урок подготавливается в виде презентации, которая позволяет сохранить урочное время, повысить интерес к уроку, сфокусировать внимание учеников на данной учителем информации.
б) Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.
Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты).
Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках.
Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.
Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;
Одной из новых ИКТ технологий, которые повышают мотивацию к обучению младших школьников это модульная система экспериментов Pro Log. Проведение учебных экспериментов в современной школе, особенно на уроках естественнонаучного цикла и уроках окружающего мира в начальной школе, настоятельно требует использования современных измерительных приборов, что нашло отражение в ФГОС. Особенно востребованными в учебном процессе оказываются цифровые лаборатории, поскольку позволяют:
реализовать принцип наглядности в учебном процессе;
показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла;
обеспечить точность количественных измерений;
повысить ИКТ-компетентность учителя и ученика;
облегчить труд учителя.
Модульная система экспериментов PROLog – это цифровая лаборатория, основанная на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга. Для работы системы в комплекте с персональным компьютером применяется программное обеспечение PROLog и учебно-инструктивные материалы для учителя и ученика. В состав системы могут входить устройства считывания информации:
персональный компьютер;
графический модуль отображения информации (графический дисплей);
числовой модуль отображения информации (числовой дисплей),
модули беспроводной связи (радиомодули), которые позволяют проводить измерение на расстоянии до 30 м от компьютера.
в) Использование ИКТ на уроках окружающего мира привело к следующим результатам:
повышение мотивации обучения на 34%.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass предназначена для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися.
Может использоваться на любом этапе занятий для диагностики знаний учащихся (текущий, тематический, итоговый контроль знаний) посредством выполнения ими тестовых заданий, результаты которых система PROClass учитывает, автоматически обрабатывает и представляет в форме отчетов.
При проверке знаний учащихся могут применяться как заранее подготовленные и настроенные тесты в Power Point, так и тестовые задания, сформулированные педагогом непосредственно перед опросом и представленные на любых носителях.
Система PROClass обеспечивает проверку знаний учащихся и без готовых тестов. Записав вопрос и варианты ответов на доске или на обычном листе бумаги, педагог помещает их под объектив документ-камеры и запускает систему PROClass для начала опроса. Уровень понимания учебного материала учащимися можно оценить сразу по завершении контроля. Результаты тестирования могут быть представлены как для всего класса, так и для отдельных учащихся. При необходимости сведения об успеваемости учащихся могут быть экспортированы при помощи табличного редактора Excel для математической обработки и всестороннего анализа.
а)Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества образования. На данном этапе работы необходимо:
Повышение ИКТ-компетенции педагогов
Прохождение курсов повышения квалификации, направленные на использование ИКТ на уроках
Введение в штат психолога, для проведения качественных диагностик обучающихся в связи с введение ФГОС
б) Научно-методические изменения должны расширить знания педагогов по использованию ИКТ, по реализации средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Необходимо создать систему курсовых подготовок педагогов по использованию нового оборудования, проведение мастер-классов и семинаров.
в)Материально-техническое изменения необходимы для улучшения качества работы педагогов и обучающихся. Необходимо:
Оборудование каждого класса, занимающегося по ФГОС, специализированным оборудованием.
Увеличение количества компьютеров(ноутбуков) на класс.
г)Нормативно-правовые. Необходимо на методобъединении рассмотреть вопросы по темам «Реализация средств ИКТ у младших школьников», «Эффективное использование специализированного оборудования на уроках».
д)Информационные изменения так же необходимы. Необходимо эффективное использование интернет-ресурсов, ИКТ как урочной, так и во внеурочной деятельности.е)Организационные изменения проявляются в изменении структуры урока, основная часть урока должна быть направлена на проведение исследовательской, поисковой деятельности.
Список использованных источников и литературы
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020годы [Электронный ресурс]. Режим доступа http://минобрнауки.р/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образование(Проект).pdf. Дата доступа 24.02.2014г.
Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022 Дата доступа 24.02.2014г
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г от 7 сентября 2010г. №1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»[Электронный ресурс]. Режим доступа http://government.consultant.ru/page.aspx?1296742.Дата доступа 24.02.2014г.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ( Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011г № 2227-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016. Дата доступа 24.02.2014г.
ФЗ РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 [Электронный ресурс].Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681. Дата доступа 26.02.2014г.