Методическая разработка урока НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ. 10 класс
Тема: «НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ» (§ 19)
Цели урока: определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар
Основные понятия: монголо-татары, нукер, нойон, курултай,
Основные даты и события:
1206 – образование монгольского военно-кочевого государства, ориентированного на агрессию и захват чужих территорий, во главе с Тэмучэном (Чингизханом)
1206-1227 - правление Чингисхана в Монгольской державе.
1215 - захват Чингисханом Пекина - столицы Китая.
1223, 31 мая - битва на реке Калке.
Оборудование урока:
1. Настенная карта «Русь в XII начале XIII в.».
2. Виртуальная карта Азии.
ХОД УРОКА
Урок начинается с изучения нового материала.
План изучения нового материала:
I. Создание монгольской империи.
II. Чингизхан.
III. Завоевания монголов
IV. Битва на р.Калке.
I. Создание монгольской империи.
1. Первый вопрос учитель раскрывает в соответствии с текстом учебника.
Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в начале XIII века в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства. К концу XII - началу XIII века монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере.
(демонстрация виртуальной карты Азии)
Выступление учащегося: «Монголы»
Во второй половине XII - начале XIV в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголо-татары.
Татары были небольшого роста, широкоплечи, коренасты, с большими головами, которые они брили. Их широкие, смуглые и скуластые лица с небольшими узкими глазами казались нашим предкам отвратительными и страшными. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство. У них было множество разного скота - верблюдов, быков, особенно же овец и лошадей. Ели татары всякое мясо и жидкую кашу из проса - брали куски пищи руками, обтирали их о свои кафтаны, сапоги или траву. Любимым напитком их был кумыс (лошадиное молоко). Владея огромными стадами, они не оставались долго на одном и том же месте, а беспрестанно перекочевывали с пастбища на пастбище, с реки на реку. Городов и прочных постоянных жилищ поэтому они не строили, а жили в круглых юртах (кибитках), сплетенных из хвороста и покрытых войлоком. Посредине юрты разводили огонь, дым от него уходил в отверстие, бывшее наверху. Такие юрты легко разбирались, когда надо было, а то и неразобранные ставились на телеги и перевозились на другое место.
Мужчины у татар обыкновенно присматривали за стадами, любили верховую езду и стрельбу из лука. Стрелки и наездники они были превосходные. Дети у них уже с малых лет ездили верхом и пускали стрелы в цель. Они само собою приучались к войне, потому что круглый год проводили на охоте. Девушки и женщины тоже ездили верхом и хорошо владели луками, притом были очень трудолюбивы - все хозяйство лежало на их руках: они стряпали, шили платье, сапоги, чинили телеги, вьючили верблюдов.
Вожди племен носили звучные прозвища: батор – богатырь, сэчэн – мудрость, мэрген – меткий стрелок, бильгэ – мудрый, букэ – силач. Вокруг вождя собиралась племенная знать – нойоны, у каждого из которых была группа друзей – родственников, соплеменников(нукеров), по сути составлявших дружину нойона.
Среди монгольских племен происходили те же процессы, что и в западных государствах, на Руси. Отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. Но монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью примерно на четыре столетия. В монгольском обществе возникали феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища.
С самого начала монгольская государственность носила военизированный характер. Ханы в полной мере использовали военную сноровку монголов, их способность к быстрым и дальним передвижениям в седле и в кибитках. Дух дружинной удали захватил в ту пору монгольское общество. Начались войны между племенами, возвышение одних ханов и падение других, их отчаянные схватки за власть, за пастбища, за скот и табуны коней. Монгольские вожди мечтали о дальних походах и завоеваниях.
Знакомство со схемой 1. Родоплеменная знать монголов
Показ презентации
2. По второму вопросу
1. Просматривается видеофрагмент из Интернета «BBC Чингис-Хан Документальные Фильмы Онлайн.mht»
2. Прослушивается фрагмент из аудиоучебниа А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века»: «Чингизхан».
В 1150 - начале 1160-х гг. одному из ханов - Есугаю - удалось подчинить себе большинство монгольских племен. Но вскоре он погиб от рук убийц. Его старший сын, Темучин, вынужден был скитаться по монгольским степям, бедствовать. Лишь после того, как он: подрос, Темучин сумел собрать новую дружину. С этого он начал путь наверх. В отчаянной борьбе ему удалось подчинить своему контролю основную часть монгольских племен и занять трон всех монголов.
Уже в то время Темучин показал себя отважным воином, смелым до безрассудства. Он отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Такими же были и другие вожди на заре государственности в Европе и Азии, в том числе и на Руси - смелые, коварные и беспощадные.
Подчинив себе большую часть монголов, Темучин провел ряд реформ. В частности, ввел десятичную систему организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на тьмы (10 тыс.), тысячи, сотни и десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. Если кто-либо из десятка бежал с поля боя, уничтожалась вся семья. Так в монгольском войске поддерживалась жесткая дисциплина.
В 1206 г. Темучин на курултае (общем съезде монгольских ханов) был провозглашен Чингисханом (великим ханом). Под этим именем он и вошел в историю. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевание мирового господства.
Знакомство со схемой 2 и 3. Структура монгольского войска.
Показ презентации
3. По третьему вопросу просматривается видеофрагмент из Интернета Карамзин «История Государства российского»: «Завоевания Чингизхана»
(Борьба Руси за независимость в XIII в_Интерактивный обучающий тест онлайн с иллюстрациями)
4. Работа с историческими источниками.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК СЕРЕДИНЫ XIII в.ПЛАНО КАРПИНИ О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ МОНГОЛО-ТАТАР
Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооруженная лошадь, прикрытая для голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках
ВОСТОЧНЫЙ АВТОР XIII в.О МЕТОДЕ ВЗЯТИЯ ГОРОДОВ МОНГОЛО-ТАТАРАМИ
Укрепления они завоевывают следующим образом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь А когда они уже вошли, то одна часть бросает огонь, чтобы сжечь его, а другая часть борется с людьми того укрепления.
Когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топорами. Во время войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов.
II. Битва на р. Калке.
Излагая материал, учитель демонстрирует продвижение монгольских и русских войск к месту битвы по карте, показывает русские княжества, дружины которых приняли участие в битве на Калке, и княжества, которые не участвовали в битве.
Дополнительный материал для учителя:
·ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О БИТВЕ НА КАЛКЕ
Три Мстислава решили двигаться навстречу врагу, сразиться с татарами в «поле половецком», как называли тогда половецкие степи. Узнав о русско-половецком союзе, татары направили послов к русским князьям. «Слышали мы, что идете вы против нас, послушавшись половцев, говорили послы. А мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел ваших, и пришли не на вас. Но пришли мы, посланные Богом, на конюхов и холопов своих, на поганых половцев, а вы заключите с нами мир. И если прибегут половцы к вам, вы не принимайте их и прогоняйте от себя, а добро их берите себе. Ведь мы слышали, что и вам они много зла приносят, поэтому мы их также бьем».
Эти вкрадчивые, льстивые слова были очень похожи на те речи, с которыми всего лишь год назад, готовясь напасть на аланов, обращались татары к самим половцам. «Мы и вы один народ и из одного племени, аланы же нам чужие, говорили тогда монголы. Мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только предоставьте их (аланов) нам».
Русские князья остались верны своему слову. Второе монгольское посольство, как и первое, осталось без ответа. Три Мстислава шли по правому берегу Днепра все дальше на юго-восток, навстречу неведомому врагу. Возле острова Хортицы, на расстоянии около 500 километров от Киева, русские дружины соединились с половцами. Вскоре на другом берегу показались татары. Мстислав Удалой с тысячей воинов, перейдя Днепр вброд, внезапно напал на татарский сторожевой отряд и разбил его. Оставшиеся в живых татары заняли оборону на вершине древнего кургана. Окруженный со всех сторон русскими и половцами, предводитель татарского сторожевого отряда Гемябек решил спасти свою жизнь. Он спрятался в яме и велел воинам забросать его землей. Вскоре русские и половцы овладели курганом. Половцы обнаружили заживо погребенного. Получив разрешение героя этой схватки Мстислава Удалого, они казнили хитрого воеводу.
Татарские отряды были отброшены от Днепра. Теперь можно было начинать переправу основных сил. Это была непростая задача. Множество ладей двинулось по быстрым водам широко разлившегося Днепра. Внимательно следили за переправой три князя, три Мстислава.
Повсюду слышен был скрип уключин, надсадные крики гребцов. Вот ткнулась в береговой песок еще одна ладья. В ней храбрые путивличи. С высоких берегов Сейма привыкли они далеко глядеть в степь. Им ли остановиться на краю Поля Половецкого!
А вот и «галицкие изгнанники» мятежные бояре, бежавшие от гнева своего князя Романа Мстиславича и поселившиеся с семьями, со дворами и слугами в низовьях Днестра. И они решили послужить общему делу: собрали множество воинов и, снарядив тысячу ладей, поплыли вниз по Днестру в море, потом вдоль берега моря до устья Днепра, а оттуда вверх по Днепру к Хортице. Во главе «выгонцев галичских» опытные воеводы Юрий Домамерич и Держикрай Владиславич.
А вот сходят на берег, сдерживая вздрагивающих коней, дружинники из Курска. Это о них говорил герой «Слова о полку Игореве» «буй-тур» Всеволод, князь курский:
А мои-то куряне опытные воины;под трубами повиты,под шлемами взлелеяны,с конца копья вскормлены,пути им ведомы,овраги им знаемы,луки у них натянуты,колуны отворены,сабли изострены,сами скачут, как серые волки в поле,ища себе чести, а князю славы.
И не раз, должно быть, вспоминалось русским князьям в этом походе знаменитое «Слово». Ведь и они, подобно князю Игорю, шли в глубь степей, в самое сердце Поля Половецкого. Конечно, сил у них было куда больше, чем у Игоря, но ведь и враг был не тот, что прежде. Он страшен был уже одной своей неизвестностью, загадочностью. Недаром же говорили книжники-монахи, что неведомые пришельцы, сокрушившие аланов и половцев, и есть те самые племена медиантов, которые некогда были побеждены и изгнаны в пустыню Етривскую библейским полководцем Гедеоном. Это о них, говорили монахи, пророчествовал в древности Мефодий, епископ Патарский: «Придет время явятся они снова и пленят всю землю И возложат они тяжкое ярмо на выю всем другим людям, и не будет народа или царства, которое смогло бы противостоять им»
Переправившись на левый берег Днепра, русско-половецкое войско двинулось на восток. Вскоре впереди показался татарский отряд. Первыми его заметили ехавшие впереди «молодые» князья. Бой с татарами был недолгим. Обратившись в бегство, они оставили победителям свои стада и имущество.
Первая крупная победа вдохновила воинов. Всем хотелось завершить столь удачно начавшуюся войну полным разгромом врага. Не теряя времени, армия трех Мстиславов двинулась по следам татар. Восемь дней длилось преследование. Кругом лежала бескрайняя цветущая степь. Наконец впереди заблестела полоска воды. Это была небольшая степная речка Калка. Здесь, недалеко от Азовского моря, утомленные русские полки остановились и разбили лагерь. Высланные вперед дозоры вскоре заметили татар. Стало ясно, что враг где-то неподалеку
Найти истину среди противоречивых свидетельств различных летописей иногда бывает очень трудно. Примером может служить описание битвы на Калке. Одни летописи возлагают вину за поражение на Мстислава Удалого, другие на Мстислава Киевского, третьи на половцев. Сопоставляя летописные известия, можно лишь в общих чертах представить ход событий.
Узнав о близости татар, Мстислав Удалой вместе со своим зятем Даниилом Волынским переправился на другой берег Калки. Там они и поставили свои шатры, отдалившись на значительное расстояние от основного войска.
31 мая 1223 г. произошла печально знаменитая битва на Калке. Первыми двинулись татары. Увидев приближающиеся татарские полки, Мстислав Удалой бросился вперед. Два других Мстислава оставались в главном лагере, ничего не зная о начавшейся битве. Однако победить татар на этот раз оказалось совсем не так просто, как думал Мстислав Удалой. Ведь недаром Джэбэ и его товарищ Субэдэй-багатур уже двадцать лет ходили в походы под «великим белым знаменем» одного из крупнейших завоевателей в истории Азии. Громадный боевой опыт полководцев Чингисхана умножался стойкостью рядовых всадников. Татары сражались в чужой земле, за много дней пути от дома, и не могли надеяться на спасение в случае неудачи. Они сражались с яростью обреченных.
Постепенно битва разгоралась. В нее втягивались новые и новые русские полки. Подоспели Олег Курский и Мстислав Немой со своими дружинами. Впереди всех геройствовал тяжело раненный, но не замечавший этого в пылу схватки Даниил Волынский. В первых рядах начали битву половцы. Однако вскоре они дрогнули и обратились в бегство, сметая шатры и обозы русского лагеря. На протяжении всей битвы дружины Мстислава Киевского и его родичей стояли на месте. Мстислав понял, что Удалой хотел опередить его, и теперь, стоя на вершине холма, злорадно наблюдал, как редеют галицкие полки, как, истекая кровью, покидает поле битвы Даниил Волынский.
Собрав остатки своих дружин, Мстислав Удалой и Даниил решили поскорее уходить назад, к Днепру. Судьба хранила их: оба живыми вернулись на Русь.
Мстислав Киевский решил укрепиться на высоком каменистом берегу Калки и ждать, пока татары уйдут прочь. Возможно, Мстислав Старый надеялся, что все татары кинутся в погоню за бегущими, оставив поле боя. Но князь ошибся. В то время как большая часть татарского войска бросилась в погоню за русскими и половцами, два воеводы Чегирхан и Тешухан остались осаждать лагерь Мстислава.
Три дня штурмовали татары эту наспех сооруженную из бревен и камней крепость, но взять ее так и не смогли. Тогда они прибегли к хитрости. Среди них оказался русский воевода, изменник по имени Плоскиня. По поручению татар он вступил в переговоры с осажденными, обещая Мстиславу жизнь и свободу. Послушав Плоскиню, Мстислав приказал прекратить сопротивление. Расплата за малодушие оказалась скорой и жестокой. Перебив безоружных русских воинов, татары уложили связанных князей на землю и придавили толстыми досками. Предсмертные хрипы князей заглушались веселым гоготом победителей: рассевшись на досках, они принялись за обед
Тяжелы были потери, понесенные Русью в битве на Калке. Преследуя отступавшие русские дружины, татары перехватили и убили шестерых князей, в их числе и третьего Мстислава, князя черниговского.
Из рядовых воинов домой вернулся лишь каждый десятый. Отряды Джэбэ и Субэдэя дошли до Днепра, захватили многие городки по южным окраинам Руси. Пощады не было никому. Татары убивали даже тех, кто, поверив их обещаниям, сдавался без боя. «И был плач и вопль во всех городах и селах», заканчивает летописец.
И все же в 1223 г. Джэбэ и Субэдэй не решились глубоко вторгаться в русские земли. Пограбив окраины Руси, они повернули коней на восток и ушли за Яик, на соединение с основными силами армии Чингисхана.
Выслушав отчет о действиях «моих дворовых псов», как называл он за их преданность, Джэбэ и Субэдэя, Чингисхан решил, что степи Восточной Европы уже покорены. Он передал их во владение своему старшему сыну Джучи, который был очень обрадован таким подарком. «Во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих», говорил он о половецких степях.
15