Конспект урока. 10 класс. Образование Монгольской империи. Начало монголо-татарского вторжения..docx


Конспект урока по истории России в 10 классе.
Тема: Образование Монгольской империи. Начало монголо-татарского вторжения.
Цель урока:
Изучение процесса объединения монголов в единое государство во главе с Чингисханом, определение военизированного характера монгольской империи и основных направлений монгольской экспансии, знакомство с первым столкновением русских и монголов на р. Калке, что послужило началом монголо-татарского нашествия на Русь, рассмотрение хода сражения, итогов и значения трагедии на реке Калка;
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, работы с дополнительной литературой, историческими источниками, исторической картой, умения выявлять причинно-следственные связи событий и явлений, совершенствование навыков исторического анализа;
Формирование гражданской позиции и воспитание патриотических чувств на примере трагических событий 1223г.
Тип урока – комбинированный
Оборудование:
Учебное пособие – А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века» Т.1, 10 класс, М. ПросвещениеВидеопроектор, экран;
Иллюстративная видеопрезентация;
Раздаточный материал – Закон Чингисхана «Великая Яса» (фрагменты)
Историческая карта «Древнерусское государство в XII – XIII веках»
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы изучим процесс зарождения Монгольской империи и направления экспансии монголов, а также рассмотрим первое столкновение русских с монголами.
Но прежде чем приступить к изучению новой темы, я проверю, как вы усвоили домашний материал. Итак, повторение домашнего задания «Феодальная раздробленность Древнерусского государства».
II. Повторение изученного материала
Работа по карточкам (4 ученика)
Фронтальный опрос:
? Каковы причины феодальной раздробленности на Руси? Было ли это явление прогрессивным?
? Чем отличаются усобицы периода раздробленности Руси от усобиц предшествующего периода?
? Каковы положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности?
? Сравните географическое положение и природу крупнейших княжеств. Какими преимуществами расположения, природными богатствами можно объяснить их возвышение?
? Какие объединительные возможности прослеживаются уже на ранней стадии раздробленности Руси?
III. Изучение нового материала
Переходим к изучению нового материала.
В первой половине XIII в. у границ Древнерусского государства появилась новая опасность. Мы уже в 6 классе изучали монгольское нашествие на Русь и его последствия. Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким образом возникла Монгольская держава, укажем особенности этого государства и узнаем как произошла первая встреча русских и монголов. Итак, запишем тему урока – Образование Монгольской империи. Начало монголо-татарского вторжения.
Эпиграфом нашего урока будут слова древнерусской летописи «Никто точно не знает кто они, и откуда появились и каков их язык и какого они племени…»
Изучать новую тему мы будем по следующему плану: (на доске)
План:
Рождение Монгольской державы. Чингисхан
Завоевания монголов
Битва на Калке
Речь учителя:
1. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Это были монголы.
Как же происходило образование Монгольской державы? Каковы особенности этого государства? Об этом нам расскажет Сорокина Анастасия, которая подготовила дома сообщение.
Но мы не просто внимательно слушаем, а пытаемся сравнить Древнерусское государство и Монгольскую державу. Нарисуем в тетради таблицу.
Сравнение русского и монгольского государств:
Вопросы для сравнения Древнерусское государство Монгольское государство
Время возникновения Середина IX века Начало XIII века
Географическое положение, основные занятия населения Восточная Европа
Равнина, леса, многочисленные реки
Земледелие, скотоводство, бортничество, рыбная ловля, ремесло и торговля Восточная Азия
Степь
Кочевое скотоводство
Политическое устройство Монархия Монархия
И после сообщения вместе ее заполним (сообщение ученика – 4-5 минут)
Примерный текст сообщения:
В начале XIII века на Русь стали доходить слухи от купцов, путешественников о появлении на востоке мощной державы степных кочевников. Это были монгольские племена, одним из которых были монголы, другим – татары. Племена объединились под началом монголов. Монголы были кочевниками-скотоводами. С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников писал o них: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы росли крепкими, ловкими, смелыми.
К 1190 г. юному вождю Тэмучэну удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен. Одним из последних было подчинено племя татар. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. (1206 г.) Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т. e. «великим ханом».
Чингисхан показал себя смелым воином, отличался беспощадностью и коварством, умел отступать, когда этого требовали обстоятельства. Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ. Ввел десятичную систему организации общества и армии: все взрослое население делилось на тумены («тьмы», 10 тысяч), тысячи, сотни и десятки, причем десяток, как правило, совпадал c семьей.
В конце XII в. монгольские степи поразила страшная засуха. Монголам угрожала голодная смерть, стало нечем кормить скот.
На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства. Монгольская армия была хорошо обучена. Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках. В армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин (на основании созданного Чингисханом закона – Яса). Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. У каждого воина было не менее трех лошадей. В бою легкая конница атаковала первой, а затем отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Монголы жестоко расправлялись с противниками, непокорные города они уничтожали, а жителей уводили в плен, либо истребляли.
Девочка села.
Дополним наши сведения о монголах при помощи отрывка из закона Чингисхана…
(раздаточный материал – работа с историческим документом)
Вопрос: Какие выводы мы можем сделать из анализа этого документа?
Текст документа
Фрагменты закона Чингисхана.
1. Кто лжет c намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти.
2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
5. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину c прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать y него детей, a когда не было детей, то самого зарезать как барана.
6. Запрещается заключать мир c монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.
7. Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой.
Общий вывод по первому пункту плана.
Итак – основное занятие монголов - кочевое скотоводство. Постоянный поиск новых пастбищ предопределил воинственный характер монгольских племен. Объединенные Чингисханом в единое государство и укрепленные реформами и жестокой дисциплиной, монголы начали готовиться к завоеванию всего мира.
2. Речь учителя:
Итак, завоевательный поход монголов начинается в 1211 году (рассказ учителя сопровождается интерактивной картой), когда Чингисхан обрушился на Северный Китай и в течение нескольких лет завоевал его. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.
Как уже говорилось, Чингисхан располагал превосходной разведкой. Нередко роль разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.
После похода на Китай монголы повернули на запад.
В 1219—1220 гг. Чингисхан захватил Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран и появилось на Северном Кавказе.
На Кавказе монголы сломили сопротивление аланов (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя аланов, монголы появились и в землях половцев, в Крыму они овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком).
Итоговые вопросы:
Каким образом армия Чингисхана укрепилась в ходе завоевания Китая и Средней Азии?
Какова была политика Чингисхана по отношению к покоренным народам?
Общий вывод по второму пункту плана.
Итак – за короткий период времени монголы подчинили себе огромные территории и ресурсы. Завоевание Китая еще более укрепило монгольскую армию, монголы с успехом стали использовать военные изобретения китайцев. Кроме того, монголы приобрели в ходе завоеваний бесценный опыт. В отношении покорённых народов монголы проводили жестокую политику. Нужных им ремесленников и ученых забирали в рабство – всех прочих уничтожали и обкладывали данью…
Мы закончили изучение второго пункта плана, переходим к третьему.
Первое столкновение Руси с монголо-татарами произошло в битве на реке Калке. Запишем дату сражения в тетради – 31 мая 1223 года – битва на реке Калке.
В половецких степях и на границах Руси действовал отборный отряд войска Чингисхана под руководством его лучших полководцев — молодого талантливого Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэ. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Сейчас мы с вами посмотрим историческую реконструкцию «Битва на р. Калке». По окончании вопроса вам необходимо будет ответить на два вопроса.
Чем можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? Могла ли она закончиться иначе?
Каково историческое значение данной битвы?
Общий вывод по третьему пункту плана.
Итак – главной причиной поражения на р. Калке явилось – несогласованность действий русских князей, и неучастие многих из них в битве вследствие феодальной раздробленности. В результате русское войско было обескровлено, а монголы приобрели ценный боевой опыт, который очень пригодится им через 14 лет.
IV. Закрепление
Почему Монгольская держава, с самого начала своего существования проводила активную захватническую политику?
Какую роль сыграл Чингисхан в укреплении монгольского государства?
Каковы основные направления завоевательных походов монголов?
В чем состоит историческое значение битвы на Калке?
Вывод: Отвечая на поставленные вопросы, ученики приходят к выводу, что образовавшаяся Монгольская империя проводила активную внешнюю политику и одним из направлений завоеваний монголов были Русские земли. Первое столкновение Руси с монголами на р. Калке закончилось трагически.
Домашнее задание: п.19, задания номер 3(устно), 4 (письменно).
Итоги урока, выставление оценок (аргументировано)