План урока по истории на тему Начало вторжения монголо-татар на русские земли.(10класс)
10 класс. История России.
Тема: Начало монголо-татарского вторжения.
Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?
Задачи урока:
1. Дать представление о возникновении и завоеваниях монгольской империи.
2. Определить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.
3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала; ассоциативное мышление.
4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету, чувство патриотизма и любви к Родине.
Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проектная; работа в учебных группах.
Оборудование урока: компьютеры; проектор; учебники истории России:
А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2010 год.
Исторические документы, задания в рабочих листах для групп;
Карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.
Презентация.
Этапы урока.
Оргмомент.
Постановка темы урока, проблемы, определение задач для решения проблемы.
Изучение нового материала. Работа в учебных группах. Создание минипроектов. Соединение их в единый проект по проблеме урока в виде презентации (работа лидеров групп с учащимся- координатором). Выводы учащихся по отдельным вопросам.
Представление каждой группой минипроекта.
Подведение итога по решению проблемы урока (координатор - итоговые слайды)
Сообщение о перспективе изучения на следующем уроке (учитель. Слайд 5)
Проблемное задание: Какие уроки должна была извлечь Русь из поражения? Слайд 6
7.Закрепление изученного материала (блиц-викторина).
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Опережающее задание на следующий урок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).
- Ребята, какую большую тему мы изучили? (Русь в 11-12веках). Какое главное изменение произошло в русских землях в начале 13в.? (наступила раздробленность). Мы повторяли с вами о последствиях раздробленности для Руси и знаем, что наряду с положительными были и негативные. Какое самое серьезное, на ваш взгляд? ( ухудшение обороноспособности страны). С этим явлением связаны события, с которых мы начнем изучать новую главу “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока.
2. Постановка темы урока, проблемы, определение задач для решения проблемы.
Сегодня мы выясним о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.
Вы сами уже можете назвать тему урока? Презентация 1. (Слайд 1-1 щелчок)
Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения" (Слайд 1-2 щелчок)
Слайд 2
Основные вопросы урока:
1. Рождение монгольской империи.
2. Чингисхан.
3. Завоевания монголов.
4. Трагедия на Калке.
Ребята, как вы думаете, что нас с вами – потомков жителей Руси в этой теме больше всего волнует и интересует? (Причины поражения русских дружин в битве на Калке) Какие уроки Русь должна была извлечь из поражения? Мы вместе определили проблему урока. Слайд 3
Ребята, на пути к решению проблемы, какие задачи можно поставить? Слайд 4
1.Узнать особенности образа жизни монголо-татар. Слайд 4, 1-й щ.
2.Сравнить развитие государственности монголо-татар и Руси.
3.Определить, в чем сила войска монголов.
4.Проанализировать события на р.Калке.
3. Изучение нового материала. Работа в учебных группах. Создание минипроектов. Соединение их в единый проект по проблеме урока в виде презентации(работа лидеров групп с учащимся- координатором).
Учащиеся по группам получают рабочие листы с заданиями и источниками. Лидеры- карту для оценивания.
В группах распределяются задания, выполняются, подводятся итоги и оформляются в минипрезентацию.
Выводы учащихся по отдельным вопросам (к документам).
4. Представление каждой группой минипроекта.
5. Подведение итога по решению проблемы урока (координатор - итоговые слайды)
6. Сообщение о перспективе изучения на следующем уроке (учитель. Слайд 5)
В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Смертельная угроза нависла над Русью.
- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?
(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности) Это уже тема разговора следующего урока.
Проблемное задание: Какие уроки должна была извлечь Русь из поражения? Слайд 6
7.Закрепление изученного материала (блиц-викторина). Слайд 7
8. Рефлексия. Заполняются листы: узнал(а) на уроке; хочу узнать.
9. Домашнее задание. Опережающее задание на следующий урок. Слайд 8
§ 19 + сообщение “Александр Невский”.
- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке? (эссе)