Урок по всемирной истории на тему Вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию (6 класс)


Урок № 16 Дата __________
Тема: Вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию.
Цель:
1.Сформировать знания о борьбе народов Средней Азии против иноземных завоевателей. Рассмотреть личность Спитамана – предводитель борьбы; раскрыть историческое значение борьбы.
2. Развивать мышление, кругозор знаний по предмету.
3. Осуществлять воспитание патриотизма и гражданского долга.
Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, работа в парах и индивидуальная.
Межпредметная связь:
Модули: Новые подходы в преподавании: Обучение тому, как обучаться; Обучение через диалог. Обучение критическому мышлению. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Использование ИКТ. Обучение талантливых и одаренных детей. Управление и лидерство. Обучение в соответствии с возрастными особенностями.
План урока:
I Орг момент:
II Опрос д\з:
III Активизация ЗУН:
IV Новая тема:
V Проверка понимания:
VI Закрепление:
VII Задание на дом:
VIII Итог урока: Оценки
Ход урока: I Орг момент:
Тренинг «Ледокол»
Если вы хотите чтобы в будущем вы стали успешными – хлопните в ладоши.
Если вы патриоты своей страны – топните ногой.
Если вы хотите чтобы гос-во процветало – возьмитесь за руки.
Если вы хотите чтобы все были дружными – шаг вперед.
Если вы хотите чтобы быть достойными своей страны – шаг вперед.
Если вы хотите чтобы добились своих целей – руки вверх.
Постановка темы, целей и плана урока.
II Опрос д\з:
1. Самым известным кушанским царем был:
А) Канышке. B) Ксеркс. C) Телепин. D) Кушан. E) Мардук.
2. Государство сасанидов появилось в:
A) I веке. B) II веке. C) III веке. D) IV веке. E) V веке.
3. Человек по имени Мани основал:
A) Буддизм. B) Даосизм. C) Синтоизм. D) Манихейство. Е) Ламаизм.
4. Символ царской власти:
A) Корона. B) Колпак C) Шапка. D)Meч Е) Скипетр.
5. В южных восточных частях Кушанского царства исповедовали :A) Буддизм. B) Даосизм. C) Синтоизм. D) Ислам Е) Ламаизм.
6.Самый удобный и выгодный торговый путь через Кушанскую империю для купцов из:
A) Китая. B) Индии C) Египта D)Сирии Е) Вавилона
7.Достижением культуры кушан явлется храм:
A) Канышке Победителя B) Артемиды C)Зевса D)Помпей Е) Афины
8.«Храм Канышке Победителя» построен на холме:
А)Загра В )Масиос С) Сурх- Котал D) Уппсала Е)Тоскана
9.Земли Бактрии разделили на :A) 5 регионов B) 6 регионов C)7 регионов D)8 регионов Е) 9 регионов
10.Золотые манеты выпускали при правителе :А) Канышке. B) Ксерксе C) Телепине D) Катпызе E) Мардуке.
Б) Какие виды хозяйства были развиты у кушанов?
Виды
хозяйства


III Активизация ЗУН:
1. Персия
2. Хеттское царство
3. Урарту
4. Бактрия
5. Ассирия
А. Турция
Б. Ирак
В. Иран
Г. Таджикистан, Афганистан
Д. Армения
IV Новая тема:
А. Македонский:
Г\ж 356-323 гг до н.э. – (Искандер Зулкарнай) знаменитый военнаначальник и гос-ный деятель древнего мира. Когда ему исполнилось 13 лет его отец Филипп II пригласил великого ученого Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Аристотель несколько лет занимался с Александром, обучая его различным отраслям знаний, необходимых для будущего правителя и полководца.
Буцефал – конь А. Македонского
Совершил военные походы в Персию, Малую Азию и Египет (без сопротивления, Александрию на берегу Нила), Среднюю Азию и Индию.
За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках.
Вторжение А. Македонского в Среднюю Азию:
→ разгромив Персию – отправился на восток.
В 330 г до н.э. перешел Амударью захватил г. Самарканд.
Грабежи насилие – там, где оказывали сопротивление.
Очень тяжело было подчинено Согдийское гос-во. → А. Македонский направил войско к Срырларье (саки)↔ не смог подчинить подкупом сакских правителей
Спитамен - знаменитый руководитель борьбы за нез-ть:
В 329 г до н.э. Спитаменн объединил народ и вошел в Самарканд. В борьбе войска Македонского впервые потерпели крупное поражение.
Приговоренные к казни 30 представителей знати приняли смерть с песнями о Родине.В 328 г до н.э. Спитамен предпринял попытку освободить столицу согдийцев – Самарканд.
Их борьба длилась более 3 лет, вконец была измученная и обессиленная армия Македонского, и он был вынужден отступись.
Историческое значение борьбы народов Ср. Азии против завоевателей.
Воевали не только мужчины но и женщины и дети.
Воевали до последнего защитника.
Представители народа такие как Томирис, Спитамен оставили потомкам умение сражаться и побеждать.
Рассказ о подвиге Ширака знали не только в Ср. Азии но и далеко за ее приделами, как настоящий, патриотический, героический подвиг.
Потомки, следуя примеру героических подвигов предков народов Ср. Азии, сегодня стоят у развернутого знамени своей независимой отчизны.
V Проверка понимания:
Что вы знаете об А.М?
Рассказать о походе в Ср. Азию
Кто такой Спитамен?
Почему А. Македонский вынужден был вернуться назад?
В чем проявился героизм борьбы народов Ср Азии за свою нез-ть?
Чему можно научиться на примере этой борьбы?
VI Закрепление:
Эссе «Патриотизм»
Задание на дом: Параграф 14 на страницах
Итог урока: Оценки: