Конспект урока Русские княжества в период феодальной раздробленности

Тема: Русские княжества в период феодальной раздробленности.
Цели:
Показать особенности развития основных удельных княжеств Руси: Новгородское, Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское;
Рассмотреть последствия феодальной раздробленности Руси;
Развивать монологическую речь, умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы;
Развивать навыки работы с картой, с историческими источниками;
Отметить момент культурного единства Руси;
Воспитывать уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны.
Ключевые понятия: феодальная раздробленность, монархия, республика, ограниченная монархия, вече, посадник, тысяцкий, бояре, великий князь.
Оборудование: Карта “Русские княжества в XI – первой половине XIII веков”, атласы, рабочий лист урока, источники, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с терминами и понятиями.
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний
И шли года Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе
Но вот - скончался Мономах,
И на Руси - туга и горе.
О какой беде и горе подразумевается в четверостишии?
Тема сегодняшнего урока (Слайд №1): “Русские княжества в период феодальной раздробленности”. Значение данной темы высоко, так как раскрывает один из этапов развития российской государственности. Таким образом, мы продолжим изучение периода феодальной раздробленности, познакомимся с особенностями развития основных центров удельной Руси, рассмотрим последствия раздробленности.
Как мы будем строить работу на сегодняшнем занятии?
Таким образом будем учиться работать с источниками группах и коллективно, а так же работать с картой и развивать умение давать полные содержательные ответы.
План изучения темы (Слайд №2):
Галицко-Волынское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская земля.
Последствия периода раздробленности Руси.
На уроке вам понадобится знание понятий и терминов. Повторим их (Слайд № 3):
Феодальная раздробленность
Вече
Посадник
Тысяцкий
Бояре
Великий князь
Республика
Ограниченная монархия
Монархия

Как вами было уже сказано изучая особенности развития княжеств, вы будете работать группами с “интеллект-картами” с использованием источников, которые находятся у вас на столах. Работа в группах рассчитана на 20 минут. По истечение этого времени каждая группа должна дать полный содержательный ответ по следующему алгоритму (Слайд № 4). В течение занятия вами заполняются три таких карты. В конце урока мы дадим ответ на следующие вопросы (Слайд № 5):
1. Существуют ли различия в политическом устройстве? Докажите.
2. В чём отличия экономического развития княжеств?

Вступительное слово учителя
Период феодальной раздробленности охватывает XII-XV века. Если в XII веке насчитывалось 15 княжеств, то в конце XIV века – 250. Наиболее крупными из них были (Слайд №6): Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Северское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.
Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132г. Однако готова Русь к распаду была уже давно, не случайно В.О.Ключевский определяет начало “удельного периода”, т.е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132 г., а с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главной древнерусского государства.
В XII веке Киевское княжество утрачивает значение политического центра Руси. С одной стороны, киевский князь стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался «яблоком раздора» (шутили, что не было ни одного князя на Руси, не стремившегося «посидеть» в Киеве.

В каждом из выделившихся княжеств-земель на начальном этапе феодальной раздробленности происходили сходные процессы. Но вследствие особенностей их исторического развития, складывалось свое соотношение сил; на поверхность выступает свое особенное сочетание различных элементов. Для определения характерных черт этих элементов каждая группа приступает к заполнению «интеллект-карты» (Приложение 1).
III Самостоятельная работа (20 минут)
Работать вы будете коллективно с использованием дидактического материала (Приложение 2). Но в отчёте группы, каждый из вас будет принимать участие. Вы можете определить, кто будет ответственным за каждый пункт алгоритма.

IV Выступления
Галицко-Волынское княжество (Слайд №7). (5 минут)
В Галицко-Волынской земле наблюдалось крайне обостренное соперничество между князьями и местными боярами, существовало своеобразное «равновесие сил». Боярская оппозиция (постоянно опиравшаяся то на Венгрию, то на Польшу) не сумела превратить землю в боярскую республику, но существенно ослабила великокняжескую власть.

Владимиро-Суздальское княжество (Слайд №8). (5 минут)
Владимиро-Суздальское княжество историческое ядро будущего Московского государства, звено между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси.

Новгородская земля (Слайд №9). (7 минут)
Новгородская земля всегда тяготела к республиканскому правлению, но самостоятельная история Новгорода Великого закончилась в XV в.

Вывод
Мы дали характеристику трем наиболее крупным княжествам удельной Руси. А теперь ответим, на поставленные в начале урока вопросы:
1. Существую ли различия в политическом устройстве? Докажите.
2. В чём отличия экономического развития княжеств?

VI Значение периода раздробленности (коллективная работа)
Используя учебник на странице 111(94), определите положительные последствия раздробленности Руси.
Зная причины феодальной раздробленности, назовите отрицательные последствия.
(Слайд №10)
Положительные последствия.
Отрицательные последствия.

1. Активное развитие ремёсел.
2. Рост числа городов.
3. Заселение ещё неосвоенных земель.
4. Расцвет культурной жизни княжеств.
5. Усиление местного аппарата управления.
1. Происходит процесс дробления земель.
2. Велись бесконечные междоусобные войны.
3. Ослаблялся военный потенциал страны.


Был ли распад Руси окончательным и бесповоротным? Почему? (Слайд №11)
(Нет. Единая религия и церковная организация
Единый язык
Правовые нормы «Русской правды»
Осознание общей истории и исторической судьбы)

VI Итог урока
1. Рефлексия
Какие задачи мы с вами ставили в начале урока?
Какие виды работы выполняли, чему на них учились?
Где в жизни пригодятся эти умения?
2. Оценивание деятельности учащихся.
VII Д/З Используя «интеллект-карту» как алгоритм и учебник на странице 113-117 (95-97), дайте характеристику Чернигово-Северскому княжеству.























13PAGE 15


13PAGE 14415