Конспект урока Нашествие татаро-монголов на Русь для коррекционной школы


Нашествие монголо-татар на Русь.
Цель: формировать представления о нашествии монголо-татар на Русь.
Задачи:
-добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар; подвести учащихся к пониманию, почему монголо- татарам удалось завоевать русские земли; на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков.
-закреплять умения ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.
-через образ сражающегося и непокорившегося народа воспитывать у учащихся любовь к своей великой родине, чувство гордости за героический народ.
Основные знания: 1223 год-первая встреча русских с монголо-татарами, 1237 год- нашествие на Русь.
Словарные слова: таран.
Оборудование и материалы: карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», презентация «История государства Российского. Нашествие», лента времени, карточки с опорными словами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
ОргмоментПовторение пройденного материала -Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
-Кто такие монголо-татары?
Работа с таблицей «Монголо-татары и русские».
Игра «Штурм» Вспоминают и называют тему предыдущего урока.
Дают полный ответ.
Участвуют в игре: ученики с места задают вопросы стоящим у доски.
Актуализация знаний, объявление новой темы. Вводное слово учителя.
Работа с картой « Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков».
1) Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета?
2) Что происходило в этот период на Руси?
3) Какой можно сделать вывод?
В случае затруднений задаёт наводящие вопросы.
Слабоуспевающим ученикам показывает опорное слово: междоусобица.
Сообщение темы урока: «Нашествие монголо-татар на Русь» Рассматривают карту.
Дают ответы.
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала. Рассказ учителя о битве на р. Калке.( с показом слайдов).
-Когда состоялась первая битва с монголо-татарами?
-Чем закончилась эта битва?
Работа с картой.
Показ направления войск монголо-татар, г. Рязань.
Беседа по вопросам.
1. Что ответили рязанцы монголо-татарам?
2. Чем защищались рязанцы?
3. Сколько времени продержались жители города?
4. Почему никто не пришёл на помощь к рязанцам?
Запомните эту дату-
1237 год. Поставьте на ленте времени.
Просмотр видеофильма «История государства Российского. Нашествие»
Физминутка.
Кратко проговорив изученный материал, учитель совместно с учащимися делает вывод.
Слушают, смотрят презентацию.
Дают ответ.
Дают ответ.
Следят за показом на карте.
Дают ответы.
Ставят дату на ленте времени.
Смотрят фрагмент видеофильма.
Совместно с учителем формулируют вывод.
Первичное закрепление нового материала. Вопросы и задания.
-Что произошло в 1223 году?
-Покажите на карте откуда пришли на Русь монголо-татары?
-Какой город первым подвергся нападению? Покажите на карте.
Работа с лентой времени. Поставьте даты 1223 год, 1237 год.
-Как защищали рязанцы свой город? Дают ответ.
Дают ответ. Показывают на карте.
Один ученик ставит даты на ленте времени.
Дают развёрнутый ответ.
Рефлексия.
Подведение итогов. Комментарии. Объявление оценок за работу. Домашнее задание. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы. Записывают домашнее задание.
Индивидуальное задание. Прочитать указанные абзацы, дать ответ на первый вопрос. Слабоуспевающие учащиеся выполняют задание на карточках.