Учимся применять орфографические правила. Значения фразеологизмов. Использование фразеологизмов 2 класс УМК Начальная школа XXI века
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 2 КЛАСС)
ТЕМА УРОКА: УЧИМСЯ ПРИМЕНЯТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Педагогическая цель
Создать условия для использования фразеологизмов в устной и письменной речи; способствовать развитию умения определять значение фразеологизмов
Тип урока
Урок отработки умений и рефлексии (комбинированный)
Планируемые
результаты
(предметные)
Сравнивают фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Определяют значение слова с помощью словаря. Осмысливают текстовый материал; выделяют предмет речи и его свойства
Личностные результаты
Владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; проявляют устойчивое стремление к общению, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; вырабатывают адекватную позитивную самооценку
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
Регулятивные – в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные – представляют существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме; строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения
Основное содержание темы, понятия, термины
Фразеологизмы. Значения фразеологизмов. Антонимы
Оформление урока
Маркерная доска(экран), презентация в программе PowerPoint, учебник «Русский язык» 2 класс
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма
контроля
Осуществляемые действия
Формируемые умения
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная.
Словесный. Слово учителя
Приветствие учеников.
– Проверим готовность к уроку.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать великий и могучий русский язык, с его богатыми и меткими словами и выражениями, сегодня мы в этом убедимся и если не будем сидеть сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
- Сто такое «сидеть сложа руки», «не успеешь оглянуться»?
- Что такое фразеологизмы?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Фразеологизмы
Устойчивые сочетания, которые употребляются в речи неделимыми
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Отвечают на вопросы учителя
II. Актуализация знаний
Фронтальная.
Словесный. Слово учителя
- А начну я с шуточного стихотворения.
Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос,
Он в этот час, как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чем же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?
-Назовите фразеологизмы, которые вы услышали?
-Что обозначает каждый из фразеологизмов?
-Какие еще фразеологизмы со словом «нос» вы можете назвать?
-Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат листы с заданием. Нужно соединить фразеологизмы, которые в располагаются первой колонке соединить с их значением. Значение фразеологизмов – это вторая колонка. На выполнение этого задания я вам отвожу 2 минуты
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Как вы думаете, зачем нам нужно знать фразеологизмы?
повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться, баклуши бил
повесил нос – был в плохом настроении
краснеет до корней волос – испытывает чувство стыда
сквозь землю провалиться – испытывает неловкость, стыд
бить баклуши – бездельничать
(ответы уобучающихся)
фраз
знач
Задирать нос
Потерпеть неудачу
Водить за нос
Близко
Клевать носом
Хорошо знать
Остаться с носом
Обманывать
Встретиться нос к носу
Гордиться
Зарубить на носу
спать
(ответы обучающихся)
III. Каллиграфическая минутка
Индивидуальная. Практический. Письмо
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- на следующей сроке прописываем буквосочетание –оро-
Выполняют письмо по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
Правильное написание
IV. Словарная работа
Фронтальная.
Словесный. Слово учителя Индивидуальная. Практический. Письмо
- Давайте вспомним, в каких словарных словах – названиях птиц встречается это буквосочетание?
Для этого отгадаем загадки:
-Запишите эти слова, подчеркните при помощи линейки простого карандаша буквосочетание –оро-
- С этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Может быть кто-нибудь из вас знает эти фразеологизмы?
-Например, фразеологизмы:
-белая ворона
-считать ворон
-трещать как сорока
-сорока на хвосте принесла
-стреляный воробей
-Кто может объяснить значение этих фразеологизмов?
Ворона
Сорока
Воробей
Выполняют письмо по образцу
(возможные ответы обучающихся)
Отличается от других внешним видом или поступками
Отвлекаться, думать о своем
Говорить очень быстро, громко, без умолку
Неожиданное сомнительное известие
Опытный человек, которого невозможно обмануть
V. Постановка учебной задачи
Фронтальная.
Словесный. Сообщение учителя,
беседа
– Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу урока
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми фразеологизмами, определять их значение и научимся использовать некоторые из них в речи.
Читают тему, предлагают учебную задачу урока
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя
VI. Применение знаний и способов дей-ствий.
Значения фразеоло-гизмов
Групповая работа. Практический. Упражнение
- Из великого множества фразеологизмов, которыми богат русский язык часто встречаются близкие по смыслу. А как называются слова, близкие по смыслу?
- Открываем учебник на стр 110, находим упр № 1. Какое задание имеется к этому упражнению?
опираясь на рубрику «Подсказка»
1 группа- Вы подбираете из подсказки фразеологизмы, близкие по значению к значению – «усердно, прилежно трудиться»
2 группа Вы подбираете из подсказки фразеологизмы, близкие по значению к значению «бездельничать»
3 группа Вы подбираете из подсказки фразеологизмы, близкие по значению к значению «мало»
4 группа Вы подбираете из подсказки фразеологизмы, близкие по значению к значению «быстро бежать»
-Проверяем:
Синонимы
Читают задание.
Выбирают фразеологизмы по их значениям
Принимают участие в работе группы; контролируют действия партнеров; осуществляют анализ
Упражнение
Слайды – сверяем ответы
Физминутка
- А теперь немного отдохнем:
Если в называемых мною фраза вы услышите фразеологизм – встают девочки, если обычное словосочетание встают мальчики
Золотые руки
золотые зубы
Медвежья услуга
медвежья берлога
Волчий хвост
волчий аппетит
Горькая микстура
горькая правда
Выйти из положения
выйти из комнаты
Вставание и выход из-за парт
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Девочки
мальчики
Фразеологизмы и антонимы
Индивидуальная. Практический. Упражнение
- Выполняя предыдущее упражнение мы узнали что фразеологизмы бывают близкими по значению. Бывают фразеологизмы и противоположными по значению и смыслу.
-Вспомните, как называются слова, противоположные по значению?
-Найдите в учебнике на с. 112 упражнение № 3. Опираясь на рубрику «Подсказка» каждый из вас самостоятельно должен подобрать из записать фразеологизм-антоним к любым трем на ваш выбор имеющимся фразеологическим оборотам парами.
Подбирают к фразеологизмам
Антонимы
записывают
парами
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Упражнение
Фразеологизмы в современном русском языке
Фронтальная. Словесный. Упражнение
Организует работу
с упр. 4 устно, если времени будет достаточно – письменно по заданию учебника
Читают фразеологизмы, отвечают на вопросы
Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания
Упражнение
VII. Домашнее задание.
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Дома вы будете выполнять задание на с. 111 под № 2. Используя рисунки-подсказки нужно закончить предложения.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 111,упражнение № 2
Слушают объяснение учителя.
Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Упражнение
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Итак, что же такое фразеологизмы?
- Какие бывают фразеологизмы?
- Где можно посмотреть значение фразеологизмов?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Посмотрите на доску и закончите фразы:
Я повторил(а)
Я узнал(а)
Я научился(ась)
Мне захотелось
- Покажите при помощи цветовых кругов как вы оцениваете сегодняшний урок?
Мне понравилась на сегодняшнем уроке работа: (выставление отметок)
Отвечают на вопросы
Устойчивые выражения
В фразеологическом словаре
Фразеологизмы могут быть близкими и противоположными по значению
Ответы некоторых учеников
Определяются и поднимают круг, выбранного цвета
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция
15