Краткосрочное планирование урока естествознания по теме: Методы научного познания
Урок № 2
Предмет: Естествознание
Класс: 5
Тема урока: Методы научного познания природы.
Цель урока: Способствовать изучению методов изучения природы, формированию интереса к изучению природы.
Ученик:
- Знает основные методы изучения природы.
- Умеет работать с текстом, интерпретировать, применять знания в жизни.
времяЭтапы урока.
Задачи этапа. Деятельность учителя Деятельность ученика Интеграция модулей
1-2 мин Побуждение
-Создать условия для атмосферы сотрудничества Орг. момент. Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок. Приветствие учителя. Учащиеся делятся на группы. ВО
3-4 Проверка д-з Пересказ текста: Естествознание – совокупность наук о природе.
Вопросы в конце параграфа.
Карточки:
Записать в таблицу название наук
Название науки: Экология, Астрономия, Биология, География, Физика, Геология, Химия
Название науки Что изучает наука
Геология Форма и строение Земли
Биология Живые существа
География Наука о Земле
Химия Вещества и их превращения
Экология Взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой
Физика Явления природы
Астрономия Небесные тела
ВО, ТиО, ОдО,
8-12 мин -Пробуждение интереса для получения знаний
-постановка темы урока и целей Отгадайте загадки:
1.Он труслив, хоть и высок,
Прячет голову в песок.
А летать не может он,
Но зато, ребята,
В быстром беге чемпион
Он среди пернатых! (Страус)
2. Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (Воробей)
- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?
-Какие другие приёмы использует наука?
-Каким словом , в научной деятельности можно объединить понятия «наблюдение», «описание»?
Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
(почему для познания природы необходимо использовать много научных методов?)
-Какова цель урока?(изучение методов познания природы)
-Сформулируйте тему урока(Методы изучения природы)
Учащиеся слушают учителя, отгадывают загадку ВО
13-37 мин
20+5 мин физминуткиРеализация
-получение новой информации
-обсуждение результатов работы группы
-анализ изученной информации -А теперь выдвигаем гипотезу
(Если использовать различные методы исследования, то можно добиться научного результата или открытия)
Составление плана (основные методы науки).
2. - Как вы понимаете смысл слова «метод»?
– Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают.
– Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные?
Сегодня нам выпала честь попробовать себя в роли учёных орнитологов.
-Как вы думаете, что изучают учёные орнитологи?(стр.12, 1абзац)
-Сейчас каждая группа учёных будет осваивать один из научных методов , а затем поделится информацией которую мы зафиксируем в таблицу.
Обсуждение версий. Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника).
Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 12-13
Что такое метод наблюдения и описания?.
Задание: Рассмотрите перепелиное яйцо и опишите его внешний вид.
Группа №2. Объясните с помощью текста на с.-13, что такое метод измерение?
Задание: Используя линейку измерьте длину и ширину куриного и перепелиного яиц.
Группа №3 Объясните с помощью текста на с. 13-14., эксперимент.
Группа№4Объясните с помощью текста на стр.14 метод сравнения.
Задание: Найдите признаки сходства и отличия между куриным и перепелиным яйцами.
Метод моделирования(рассказ учителя)
Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.
.
Название
методаХарактеристика
НаблюдениеОписаниеИзмерениеЭксперимент СравнениеМоделирование — Групповая работа
ВО, Новые подходы в обучении-диалог через исследовательскую и кумулятивную беседу, КМ-мозговой штурм,
ОдО ИТ
38-42 мин Рефлексия
Анализ, интерпретация изученной информации Задания в рабочей тетради 1-4. Самооценка по алгоритму.
Работа с тестом
На доске под словами «усвоил», «испытываю трудности», « не понял» прикрепить квадратик того цвета , которым написаны слова. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Во, КМ, УиЛ, ОдО43-45 мин Дом. задание
§2-3, пересказ, заполнить таблицу:
Учёный Его вклад в естествознание
Г. Меркатор Изобрёл способ изображения поверхности Земли на карте
Общее количество 12 Учащиеся записывают в дневник дом задание ТиО, ИКТ, КМ, ВО, ЛиУ