Урок литературы в 8 классе на тему: Контраст как основной приём раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Тема урока: «Контраст как основной приём раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» (8 класс)
Цели урока:
Образовательная: определить жанровые и композиционные особенности рассказа Толстого «После бала», показать значение контраста как основного приёма раскрытия авторской идеи; совершенствовать умение анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Развивающая: развивать аналитические, мотивационные, рефлексивные способности, эмоционально-художественную сферу (способность воспринимать мир звуков и цветовой колорит текста), речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению высокохудожественных произведений, побуждать к «диалогу» с писателем, к осмыслению авторской позиции и приёмам её выражения, к сотрудничеству в учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: анализ эпического произведения.
Оборудование: текст рассказа «После бала».
Методы: самостоятельная работа, консультирование.
Приёмы: построение системы заданий: заполнение таблицы, сопоставление фрагментов текста, портретных характеристик, исследование жанровых и композиционных особенностей произведения; постановка учебной проблемы; дифференциация заданий, стимулирование инициативы, мотивация и рефлексия деятельности.
Информационные источники:
Публикации в газете «1 сентября. Литература»:
1) Бушина Е.Н Урок литературы в 8 классе на тему «Утро, изменившее жизнь».
2) Кашанова Е.В. Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала».
3) Шабалина Н.В. Урок литературы в 8 классе на тему «Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за происходящее вокруг» (на примере «После бала»).
Ход урока
№ Элемент урока и его содержание: Деятельность
учителя обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Организационный момент
Целеполагание и мотивация обращения к теме
- На прошлом уроке мы обратились к жизни и творчеству Льва Николаевича Толстого: познакомились с некоторыми фактами его биографии; увидели, насколько он велик не только как писатель, но и как личность, как человек; познакомились с жизненными источниками и историей создания рассказа «После бала». Сегодня перед нами стоит цель понять через анализ текста, что хотел Толстой сказать читателю и как использовал для раскрытия своего замысла приём контраста.
- Как вы думаете, почему для нас так важно достичь этой цели? (Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя.)
- Чтобы достигнуть поставленной цели, вы будете работать в группах. Напоминаю, что от слаженности вашей работы, от умения слушать и слышать друг друга, уважительно относиться к разным мнениям, зависит положительный результат.
Анализ произведения
1) Самостоятельная работа в группах
Задания для групповой работы:
а) Для учащихся с низким уровнем литературного развития:
Заполнить таблицу, используя текст рассказа.
на балу после бала
Обстановка б) Для учащихся со средним уровнем литературного развития:
Заполнить таблицу, используя текст рассказа; сделать вывод о полученных результатах работы.
Полковник
Наказываемый Результат сопоставления
в) Для учащихся с высоким уровнем литературного развития:
Дать аргументированные ответы на вопросы:
- Почему «После бала» является рассказом?
- Что необычного вы видите в построении рассказа?
2) Проверка самостоятельной работы
- Начнём проверку вашей самостоятельной работы с выступления представителя третьей группы. Какая задача стояла перед вами и для чего вы её решали? (Определить жанровые и композиционные особенности «После бала» для того, чтобы увидеть взаимосвязь содержания произведения с его формой.)
- Почему «После бала» является рассказом? (В центре повествования лежит одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму, в нём небольшое количество действующих лиц.)
- Уточните, о каком важном событии из жизни героя идёт речь в рассказе? (Потрясение героя от увиденного после бала.)
- Что необычного вы видите в построении рассказа? (Это «рассказ в рассказе». Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)- В чём заключается особенность истории, рассказанной Иваном Васильевичем? (Она делится на две части, контрастные между собой.)
- Итак, с вашей помощью мы выяснили, что Л.Толстой создаёт контрастные картины. Из этого закономерно вытекает вопрос: зачем контраст нужен в рассказе? Прежде чем ответить на него, вспомним, что такое контраст в литературоведении.
Контраст – антитеза, противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Является выразительным приёмом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
- Проверяем работу первой группы. Какая задача стояла перед вами? Зачем вы её решали? (Сопоставить с помощью текста обстановку бала и после него, сделать вывод. Работа с текстом помогает понять авторский замысел.)Примерный вариант:
на балу после бала
Обстановка Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.
- К какому очень важному для нас выводу вы пришли, заполняя таблицу? (Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)- Какую роль играет контраст светлых и мрачных красок изображаемых сцен? (Контраст помогает понять, что настроение рассказчика начинает резко меняться.)
Какой цвет доминирует в первой части рассказа? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистоту, мечту, идеал.)
- Почему у Ивана Васильевича такое радостное восприятие бала и людей? (Он влюблён и счастлив.)
- Какие цвета задействованы во втором эпизоде? Что они символизируют? (Чёрный, красный – цвета тревоги, предупреждения о чём-то, белый – муки, боли.)
- Толстой не случайно выбирает контрастные цвета. Согласитесь: на фоне черных людей «белый оскал зубов» выглядит особенно ужасным! Но автор помогает читателю не только увидеть, но и услышать происходящие события. И опять контраст. Что он помогает понять читателю? (Иван Васильевич уже не может испытывать прежние чувства.)
- В какой момент Толстой говорит об изменениях в настроении и в восприятии мира у Ивана Васильевича? (В сцене наказания татарина.)
- Слово представителю второй группы. Какая задача стояла перед вами и зачем вам нужно было её решить?
Примерный вариант
Полковник
Наказываемый Результат сопоставления
Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идёт спотыкаясь и корчась от боли. Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика.
Вывод: Контраст цвета и звуков, описания полковника и солдата в сцене наказания помогли писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. Чувство восторга сменилось ужасом и стыдом.
- Когда контраст усиливается в этой сцене? (Когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)
3) Определение идеи рассказа учащимися
- Почему происходит перелом в душе рассказчика? (Он увидел жестокость, которую не может принять, потому что у него есть душа, он умеет сострадать, испытывать боль от страданий другого человека.).
- В чём же заключается идея рассказа «После бала»?
Вывод: Толстой выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.
4) Обобщение учителя
- Толстого волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие как долг, честь, совесть, гуманность.
- Выяснение идейного содержания рассказа мы продолжим на следующем уроке, когда обратимся к подробному анализу образов Ивана Васильевича и полковника.
Подведение итогов урока
1) Определение результатов работы
- Итак, сегодня на уроке мы пришли к следующим результатам:
определили жанровое и художественное своеобразие рассказа «После бала»;
выявили, что основным приёмом раскрытия идеи этого рассказа является контраст;
определили, что одной из основных идей «После бала» является протест против насилия, гнёта, бесчеловечного отношения к людям;
учились понимать писателя, выполняя задания по тексту.
- Давайте оценим вашу работу на уроке.
2) Подведение итогов работы групп
- Оцените работу своей группы и работу других групп. Кто, на ваш взгляд, наиболее точно выполнил свою задачу, убедительно и ясно аргументировал свои ответы текстом?
Контроль за усвоением знаний
Тест
Часть А1. Жанр произведения -
а) очерк; б) повесть; в) рассказ.
2. Тема произведения -
а) рассказ о полковнике; б) показ «перелома» в душе главного героя; в) повествование о любви Ивана Васильевича.
3. Идея произведения –
а) протест против жестокости и бесчеловечности к людям; б) бунт против лицемерия и подлости полковника; в) поиски счастья Иваном Васильевичем.
4. Раскрытию идеи произведения помогает:
а) контраст; б) гипербола; в) олицетворение.
5. В сценах бала и наказания татарина автор использует контраст
а) звуков и цвета; б) звуков, цвета и поведения героя; в) звуков, цвета, поведения и настроения героя.
Часть В6. Какой цвет появляется как контрастный в первой и второй частях рассказа?
7. Какие детали портрета полковника повторяются в сцене бала и после него?
8. Какая фраза звучит в сознании Ивана Васильевича в течение многих лет?
Часть С
9. Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»? Проверка готовности учащихся к уроку, создание благоприятного психологического настроя
Формулирование образовательной цели урока и определение мотивов обращения к теме
Формулирование воспитательной цели
Распределение заданий для групп
Контроль и консультативная помощь (по необходимости)
Контроль и консультативная помощь (по необходимости)
Выслушивание ответов, дополнения, уточнения, обобщения
Стимулирование инициативы
Стимулирование инициативы
Стимулирование инициативы
Стимулирование инициативы
Обобщение
Определение перспективы дальнейшей работы над рассказом
Стимулирование инициативы
Оценка работы групп и отдельных учащихся
Организация письменного тестирования учащихся
Запись числа, темы урока в тетрадях
Формулирование мотивации обращения к теме урока
Самостоятельное выполнение заданий
Заполнение таблицы на основе работы с текстом
Заполнение таблицы на основе работы с текстом, письменное формулирование вывода
Формулирование ответов на вопросы, подбор аргументов
Формулирование задачи выполнения задания, мотивов её решения (читательского восприятия)
Ответы на вопросы
Запись всеми учащимися аргументов, обосновывающих жанр «После бала»
Запись всеми учащимися композиционных особенностей рассказа
Запись определения
Формулирование задачи выполнения задания, мотивов её решения (читательского восприятия)
Представление заполненной таблицы, устное формулирование вывода
Ответы на уточняющие вопросы
Формулирование задачи выполнения задания, мотивов её решения (читательского восприятия)
Представление заполненной таблицы
Формулирование и запись вывода
Ответы учащихся
Формулирование и запись вывода
Запись вывода
Формулирование результатов урока учащимися совместно с учителем
Самооценка и оценка работы групп
Выполнение теста