Инновации в технологиях в образовании научно-технической школы в режиме сетевого взаимодействия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области















МОНОПРОЕКТ

«Инновации в технологиях в образовании научно-технической школы
в режиме сетевого взаимодействия»







Автор монопроекта – Орищенко Наталья Сергеевна,
заместитель директора по УВР МКОУ лицей № 4 г. Россоши






2016 1. Введение
В послании Президента В.Путина Федеральному Собранию РФ сформулированы глобальные проблемы, стоящие перед Отечеством: «Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию...Ужесточается конкуренция за ресурсы: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров».
По данным статистики, самые востребованные в России отрасли (после отрасли продаж) – промышленность и информационные технологии. Потребность высокотехнологических и наукоемких производств Воронежской области, Россошанского района в частности, в квалифицированных технических и инженерных кадрах, специалистах научно-технической направленности, постоянно возрастает. А значит, общеобразовательная школа должна стать школой высоких технологий. И если в Воронеже есть Центр научно-технического творчества детей и юношества «Техноград», то в Россошанском районе существуют лишь единичные группы заинтересованных и увлеченных научно-техническими направлениями.
Таблица 1
«Актуальность инновационного образовательного проекта»
Количественные показатели
Качественные показатели

Участники в межрегиональном открытом робототехническом фестивале РОБОАРТ от Россошанского района – 0 человек
Единичные группы заинтересованных и увлеченных НТ направлениями не могут конкурировать с центрами, имеющими достойную МТБ

В Воронежской области 3 ресурсных центра программы «Робототехника»
В каталоге робототехнических мероприятий России, СНГ и мира не представлена Воронежская область (2015 год)

Юг Воронежской области должен иметь ресурсный центр НТ направленности
В районе 3 образовательные организации, работающие по программам углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла


В Россошанском районе можно создать модель научно-технической школы в режиме сетевого взаимодействия. Во-первых, МКОУ лицей № 4 располагает достаточными ресурсами для реализации образовательной модели научно-технической школы: 2 стационарных, 2 мобильных компьютерных класса, кабинет дистанционного обучения, комплект «Перворобот», локальная сеть, высокоскоростной Интернет, 35 учебных кабинетов оборудованы АРМ учителя, 30 мультимедийных комплектов, 6 документ-камер, 7 интерактивных досок. Во-вторых, в лицее организовано углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла: математики с 5-го класса, физики – с 7-го. Элективные курсы по этим предметам, пропедевтические – по химии и биологии (в рамках дополнительного образования) в основной школе позволяют организовать два профиля в 10 – 11 классах: физико-математический и химико-биологический. Учебный предмет «Информатика» с 4-го класса, объединения дополнительного образования «Робототехника» в 1 – 11 классах обеспечивают непрерывное информационное образование в лицее. В-третьих, высокопрофессиональные кадры: 57% имеют ВКК. В-четвертых, в г. Россоши без труда можно организовать как вертикальное (с СПО, ВПО, предприятиями), так и горизонтальное сетевое взаимодействие.
Современное образование требует раннего самоопределения (10 класс профильный, СПО выбор профессии), а значит, готовить к этому выбору надо, начиная с 1 класса: к музыкальной, спортивной, художественной карьере начинаем готовить детей с 3-4 лет, а подготовка к научно-технической карьере в лучшем случае начинается с 5-7 класса. Использование лабораторий научно-технической направленности с 1-го класса в модели непрерывного информационного образования позволит осуществлять эффективное сквозное обучение (школа – дополнительное образование – вуз) по современным информационным и коммуникационным технологиям, обеспечивая непрерывность образовательной программы на разных ступенях образования.

Постановка цели деятельности и конкретных, достижимых задач
Цель – обеспечить условия для подготовки выпускника, готового в будущем к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения четырех основных задач:
создание на базе лицея научно-технических лабораторий радиоэлектроники, робототехники, начального технического моделирования.
массовое обучение школьников 1 – 11 классов по программам научно-технической направленности.
формирование специальных знаний, профориентационная работа и работа по профессиональному самоопределению.
приобщение к инновационным проектам, дающим обучающимся первые профессиональные навыки работы на современном технологическом оборудовании и позволяющим вести проектную деятельность с полным технологическим циклом: от идеи к проекту, модели и выпуску изделия. Внедрение технологии проектного обучения (Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй).
вхождение в государственные программы по научно-техническим направлениям.

Содержание и механизмы реализации проекта. План-график выполнения и контроля работ
В рамках данного проекта в МКОУ лицей № 4 г. Россоши должен произойти технологический прорыв. Теоретики (администрация) систематизируют уже имеющийся в РФ опыт, разработают модель НТШ, подготовят нормативно-правовые документы, заключат договоры с партнерами по реализации проекта (ВПО: Воронежский институт высоких технологий, Воронежский экономико-правовой институт (Россошанские филиалы), СПО: Россошанский педагогический колледж (ф-т информатики), Россошанский химико-механический техникум), отберут сотрудников для реализации проекта (слава Богу, что уже на этапе проектирования у многих загорелись глаза), пройдут «круги» процедуры закупки оборудования.
В игру вступают «практики»: учителя-предметники, тьютор, модератор (две последние должности войдут в штатное расписание). И закипит работа: создание научно-технических лабораторий, введение микроэлектроники, робототехники в систему дополнительного образования, написание рабочих программ, отбор и апробация технологий, составление «инженерных» заданий, планы занятий, методика их проведения.
Целевая аудитория проекта – учащиеся 5-6 классов (у учащихся 1-4 классов уже есть робототехника с «Первороботом Wedo»). Во-первых, курс радио- и микроэлектроники будет продолжением робототехники, во-вторых, очень важно раннее самоопределение. Набор «слушателей» в объединения дополнительного образования в лицее происходит презентационным способом: на ярмарке ДО каждое объединения рекламирует свою «продукцию», а дети и их родители (законные представители) выбирают подходящее.
«Теоретики» будут осуществлять количественный и качественный мониторинг процесса и результатов. Главным (из промежуточных результатов) будем считать – выход команды лицея или представителей образовательных организаций сетевого взаимодействия на соревнования по робототехнике, радиоэлектронике на региональный уровень.
В 2015 году лицей № 4 г. Россоши стал участником Программы «Робототехника. Инженерно-технические кадры инновационной России». Положительная история сотрудничества с Программой в течение минимум года в статусе партнера Программы позволит лицею уже в 2016 году стать ресурсным центром программы.
Для обобщения опыта по созданию образовательной модели НТШ в режиме сетевого взаимодействия будут проведены семинары, конференции, модератор осветит проект в СМИ и на ИКТ-сервисе.
Таблица 2
«Реализация проекта (технологическая фаза)»

№ п/п
Мероприятия
Результаты

Период с ноября 2015 – 2016 учебного года (подготовительный)

1.
Формирование команды проекта
Объединение квалифицированных заинтересованных специалистов в группу. В команде проекта – руководитель проекта, лидеры групп, члены групп. Распределение определенных ролей каждого.

2.
Анализ и систематизация лучшего имеющегося опыта (регионального, российского, мирового) реализации подобных проектов
Московская, Калининградская область, Татарстан и др. субъекты РФ – пилотные площадки научно-технического образования, их опыт и будет проанализирован в первую очередь.

3.
Разработка образовательной модели
Разработка, обсуждение и обоснование образовательной модели научно-технической школы в режиме сетевого взаимодействия

Период 2016 – 2017 учебный год (разработка инновационной образовательной модели)

4.
Подготовка необходимых нормативно-правовых документов
Подготовка необходимых нормативных документов (положение о НТШ, локальные акты)
Заключение договоров с партнерами по реализации проекта (образовательными учреждениями общего, профессионального и высшего образования, промышленными предприятиями, бизнесом)

5.
Внешняя экспертиза разработанных материалов
Степень соответствия инновационной деятельности, качество содержания, качество организации используемых ресурсов и технологий

6.
Отбор сотрудников НТШ
Отбор сотрудников по направлениям деятельности (учителей-предметников, тьютора, модератора)

7.
Обучение, повышение квалификации персонала в плане решения задач НТШ
Увеличение числа учителей, прошедших повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий до 100%

8.
Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением
Материальное дооснащение 20 кабинетов научно-технической направленности, создание научно-технических лабораторий

9.
Формирование первого набора обучающихся
Презентационное формирование первого набора (презентация возможностей – желание детей и их родителей (законных представителей))

10.
Мониторинг процесса и результатов обучения в НТШ
Количественные и качественные показатели участия в проекте

Период 2017 – 2018 учебный год (апробация инновационной образовательной модели)

11.
Организация освещения проекта в средствах массовой информации (пресса, ТВ, Интернет)
Освещение проекта в газете лицея, на сайте лицея, ТВ г. Россоши «Тетрагон», «Масштабы»

12.
Проведение семинаров и конференций, посвященных популяризации НТШ
Проведение семинаров и конференций в рамках проекта «Модель НТШ в режиме сетевого взаимодействия»

13.
Проведение олимпиад, конкурсов и других мероприятий для выявления и отбора одаренных детей в масштабе муниципального района
Организация олимпиады, разработка олимпиадных материалов

14.
Формирование системы ИКТ-сервисов (портал, депозитарий, форумы, e-learning и т.п.)
Создание ИКТ-сервиса «НТШ – модель школы будущего»



Таблица 3
План-график выполнения и контроля работ
Перечень работ
Годы и месяцы


2015 – 2016 учебный год


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Формирование команды проекта













Анализ и систематизация лучшего имеющегося опыта













Разработка, обсуждение и обоснование образовательной модели НТШ













Подготовка необходимых нормативно-правовых документов













Внешняя экспертиза разработанных материалов













Заключение договоров с партнерами по реализации проекта













Отбор сотрудников НТШ, обучение, повышение квалификации персонала













Оснащение необходимым оборудованием и программным обеспечением














2016 – 2017 учебный год

Формирование первого набора обучающихся













Апробация модели НТШ. Мониторинг процесса и результатов обучения в НТШ













Проведение семинаров и конференций, посвященных популяризации НТШ













Проведение олимпиад, конкурсов и других мероприятий для выявления и отбора одаренных детей в масштабе муниципального района













Подготовка баз и организация практик, семинаров, сессий, экскурсий и т.п. (во время школьных каникул)














2017 – 2018 учебный год

Формирование системы ИКТ-сервисов (портал, депозитарий, форумы, e-learning и т.п.)













Организация освещения проекта в средствах массовой информации (пресса, ТВ, Интернет)













Планируемые эффекты от реализации проекта
Проект позволит повысить рейтинговую оценку лицея в муниципалитете. Несомненно, повысится качество образования, функциональная грамотность выпускников, доля учащихся, охваченных проектно-исследовательской деятельностью (на 10%), доля учащихся 11-х классов, набравших на ЕГЭ баллы выше среднерегиональных (до 70%). Повысится доля учителей, транслирующих свой опыт в области применения современных образовательных технологий, в режиме сетевого взаимодействия (до 50%). Главное, о чем мечтает любой учитель, администратор, повысится степень удовлетворенности образовательным процессом и, как результат, рост достижений всех участников инновационного процесса.

Возможные риски
В отличие от образовательных организаций ВПО, СПО лицей не имеет достаточных кадровых и материально-технических ресурсов. Учащиеся да и учителя имеют слабое представление о современном производстве. Многие учителя не заинтересованы в развитии научно-технической составляющей, не обладают необходимыми компетенциями по управлению проектами.
Победит ли наш проект? Это не так уж и важно. Работу в этом направлении мы продолжим Ради наших детей








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



Ђђ Заголовок 315