Презентация по литературе на тему «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала »)(8 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Мультимедийная разработка урока литературы для учащихся 8 класса«Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа»(по рассказу Л.Н.Толстого «После бала »)Автор: учитель русского языка и литературыВынгилева Любовь Константиновнап.Берёзово2012 год ЦЕЛЬ УРОКА Создать условия для углубленной работы над текстом для постижения авторского замысла и художественного мировоззрения писателя в тесной связи истории и литературы. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные:раскрывать художественные особенности рассказа и писательский замысел;определять значение элементов композиции литературного произведения;научить проводить наблюдения над языковыми средствами и определять их роль в рассказе;проводить сравнительный анализ эпизодов литературного произведения и делать выводы. ЗАДАЧИ УРОКА: Развивающие: формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;самостоятельно проводить поиск и решение учебной проблемы (задачи);развивать информационные компетентности учащихся – умение работать с учебным материалом и с историческими источникамиформировать навык самооценки учебной деятельности. ЗАДАЧИ УРОКА: Воспитательные:создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств учащихся, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции;формировать умение слушать друг друга, уважать и правильно оценивать чужую точку зрения на нравственные проблемы, поднимаемые в художественном произведении. Методические приемы педагогики встречных усилий: сопоставительный анализ эпизодов художественного произведения;комментированное чтение;творческие задания учащихся по личным впечатлениям;выразительное чтение художественного произведения;метод контроля эффективности учебной деятельности учащихся (карта знаний). ТЕХНОЛОГИИ: технология встречных усилийтехнология критического мышлениятехнология информационно- коммуникативнаяпедагогика сотрудничестватехнология ИКТ ЭТАПЫ УРОКА: I. интеллектуальная разминка (литературный ринг)- 5 минут;II. контрольно-подготовительный этап- 4 минуты;III. «вызов» - постановка учебной цели-4 минуты;IV . «сотворчество»- (ролевая игра)- 20 минут;V. рефлексивный этап: осмысление результатов работы, самооценка- 4 минуты;VI. домашнее задание- 3 минуты. I этап. Интеллектуальная разминка ( прием «толстых и тонких вопросов)Учитель: ребята, предлагаю провести интеллектуальную разминку в форме литературного ринга по материалам предыдущего урока. Как называлось родовое имение, где родился Л.Н. Толстой?Чей портрет носил он в юности вместо нательного креста?Поступив в Казанский университет, юноша за два года сменил два курса. Какие и закончил ли он университетский курс? В каких войнах участвовал Л.Н.Толстой, отправившись на первую волонтером?Какое произведение создал писатель после участия в Крымской войне?Чуть не попав в плен к горцам на Кавказе, Толстой заинтересовался темой «русские среди чеченцев» и написал рассказ. Какой?На каком суде выступал Толстой в качестве защитника, но его подзащитный был осуждён и расстрелян?Почему из нескольких вариантов названий рассказа Толстой выбрал название «После бала»? II этап. Контрольно-подготовительный этап(согласен- не согласен) Вся жизнь Ивана Васильевича переменилась от одной ночи.Время действия рассказа «После бала» - последний день масленицы.Полковник с дочерью танцевали весь вечер.Отец Вареньки всегда делал всё по закону.Пётр Владиславович отказался остаться на ужин, потому что очень устал.Шпицрутены- это палки или прутья для битья, которыми били наказываемых.Любовь Ивана Васильевича после увиденного наказания солдата все- таки не пошла на убыль.Тип композиции произведения «После бала»- рассказ в рассказе.Основная идея рассказа- идея личной ответственности человека за происходящее.В основу композиции произведения положен прием контраста. Взаимопроверка.Не согласенСогласенНе согласенСогласенНе согласенСогласенНе согласенСогласенСогласенсогласен III этап. Вызов- постановка учебной цели. (встреча точек зрения) «Нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы». Л.Н.ТолстойЗадание классу: 1.Определите и выразите свое отношение к высказыванию Л.Н.Толстого.2. Раскройте значение слова «нравственность». Почему «жизнь для себя и нравственность несовместимы»?3. Как вы понимаете значение слова нравственность?4. Определите, исходя из темы урока и содержания рассказа Л.Толстого, цель нашего урока. III этап. Постановка учебной цели: -Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование?-Что такое справедливость, честь, достоинство? «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, а жизнь простого народа» Л.Н.ТолстойСегодня мы будем размышлять над этими вопросами и искать ответ на них, листая страницы рассказа Л.Н.Толстого «После бала»А как бы вы ответили сами на вопросы?Ответы детей… IV этап . Сотворчество (ролевая игра) Задания группам.Историкам:Опираясь на материалы жизненных источников рассказа, докажите, что рассказ Толстого «После бала» открывает нам одну из страниц исторического прошлого России. Актуальна ли данная тема в настоящее время? Писателям:Против чего направлен рассказ «После бала? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Определите основную идею рассказа.Литературоведам:Почему произведение «После» бала по своему жанру является рассказом? Какими художественными средствами достигается его необычное построение и эмоциональное воздействие на читателя? Учитель: ребята, каждый писатель своим произведением пытается донести истины, с которыми человеку становится легче жить, ему открываются новые нравственные высоты. Сегодня, выступая в роли историков, писателей и литературоведов вы попытаетесь в полной мере ощутить процесс создания художественного произведения на материале рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Этап сотворчестваУчитель:у каждого художественного произведения есть своя творческая история. Осветит нам этот вопрос группа историков. Расскажите о личных впечатлениях о службе в армии Л.Н.Толстого. Выступления историков:1. Крымская компания Л.Н.Толстого.2. Лев Толстой- борец за справедливость.Вопрос к 1-ому докладчику:Какое отношение к простому солдату могло сложиться у молодого офицера, если тот рядом с ним героически защищал окруженный город?Ответ ученика…Вопрос учителя ко 2-ому докладчику:Почему Л.Н.Толстой не смог остаться в стороне от несправедливого отношения к простому солдату? Этап сотворчество: Учитель: Предоставим слово нашим историкам. Они нам осветят вопрос об истории создания рассказа «После бала».Сообщение ученика:Вопрос к классу: Почему спустя много лет Л.Н.Толстой вспоминает данный случай и создает рассказ «После бала»?-Определите свое личное отношение к данной ситуации и поступку брата писателя. Как бы ты поступил в этой ситуации? Учитель: группа историков хорошо справилась с работой, интересно и всесторонне раскрыла исторический аспект создания рассказа Л.Толстого и творчески связала его с содержанием рассказа. Этап сотворчествоУчитель: можем ли мы сказать, что рассказ «После бала» открывает нам одну из страниц прошлого России? Какую именно?Послушайте письмо солдата из далекого прошлого? Что оно нам подтверждает? От группы историков выступает ученица с индивидуальным творческим домашним заданием «Письмо солдата» Этап сотворчество:(составление списка «известной информации») Учитель: Историки работали с историческим документом, а литературоведы непосредственно с текстом рассказа. Объясните, в чём заключалась работа вашей группы?ответы учащихся…Почему это произведение по своему жанру является рассказом?Соотнесите определение жанра и содержание произведения. Приведите доказательства в своем ответе на вопрос, выстроив список аргументов. Ответ ученика из группы литературоведов: Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра : произведение прозаическое;небольшое по объему ;повествуется всего лишь о двух событиях из жизни героев;небольшое количество действующих лиц: Варенька, Иван Васильевич, полковник и наказуемый. И ещё нас удивило, что писатель в объеме такого маленького произведения смог показать читателям одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая Первого. Задания группам: Уважаемые писатели, определите свое личное отношение к литературным героям, которых мы видим на балу? Литературоведы, найдите комплекс художественных средств, за счет которых достигается атмосфера радости и счастья на балу.Историки, найдите ключевые слова и выражения, создающие атмосферу бала.Сделайте вывод о их роли в тексте. Этап сотворчество Учитель: Послушайте выразительное чтение сцены бала. Этап сотворчество (группа писатели) Учитель: беседа по проблемным вопросам.Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик?В каком состоянии был герой после бала и почему он не мог уснуть?Что изменило настроение Ивана Васильевича во время прогулки? Найдите в тексте описание пейзажа. Помогает ли оно понять состояние нашего героя?Какой композиционный прием использует автор, отправляя Ивана Васильевича на утреннюю прогулку? Ответы литературоведов:Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.Учитель: группа литературоведов правильно определила принцип построения рассказа, используя художественный текст и словарик литературоведческих терминов. Этап сотворчество Учитель: не случайно действие происходит в последний день масленичной субботы, то есть в прощенное воскресенье. Когда каждый человек может простить другого и получить для себя прощение.Утро (наказание) Горе, страданиеСтрой, порядокПалкиЗвукописьЦветопись ( черное) Братцы! Помилосердуйте! Как рассказывает Иван Васильевич о чувстве ужаса, охватившего его при виде сцены наказания? Какие языковые средства использовал писатель?(Ответы учеников) Учитель: Сопоставьте две сцены из рассказа «После бала», заполнив сравнительную таблицу.Определите свое отношение к событиям и поступкам героев. Этап сотворчество (сравнительный анализ двух эпизодов) ЭТАП СОТВОРЧЕСТВО Учитель: сделайте вывод, какой эффект достигает данный художественный прием? Полковник Наказуемый Высокий военный, в шинели и фуражкеШел твердой, подпрыгивающей походкойРумяное лицо и белые усы и бакенбардыТвердым шагом двигалась высокая статная фигура Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям. Спина его – что-то пестрое, мокроеДергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали..Сморщенное от страдания лицоСпотыкающийся, корчащийся человек
Черновой вариант концовки рассказа« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга,- я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал.» Окончательный вариант концовки рассказа« Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»-, думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился» Учитель. Дадим слово литературоведам, которые, сравнив одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа, ответят на вопрос:почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Рефлексия -осмысление результатов работы. Учитель: какие выводы можно сделать из всех сегодняшних наблюдений и исследований над рассказом?Ответы учащихся:Вопросы учителя классу:Работа какой группы показалась наиболее интересной?Ответы каких ребят были полными и убедительными?Закончите предложение. В моем представлении люди… V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП: САМООЦЕНКА. Учитель: ребята, вы сегодня хорошо поработали в группах и индивидуально. А теперь я предлагаю вам оценить свою работу в карте знаний по параметрам.Карта знанийученика 8Б классаФ.И. Выполнение домашнего задания Творческая работа(доклад, сочинение) Контрольный опрос:согласен- не согласен Работа в группе итог
Домашнее задание.1. Написать сочинение по иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «После бала»2. Написать сочинение на тему «Утро, изменившее жизнь…»3. Написать мини-исследование по повести И.С.Тургенева «Ася» и по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Сравнить историю жизни Ивана Васильевича с историей жизни господина Н.Н. В чем сходство? В чем различие? Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке и почему- любовь господина Н.Н. к Асе? Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он по вашему?