Ученический проект на тему Экологические проблемы реки Гнилички окружающий мир (экология)
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 16»
ул. Ляхова Героя , д. 109, г. Нижний Новгород, 603069, тел./ факс 269-17- 11, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Районная конференция НОУ «Автозаводец»
Выполнил: Дюжаков Дмитрий,
ученик 4 класса
Руководитель:
Булдакова Галина Александровна
Учитель начальных классов I категории
г. Нижний Новгород
20. 01.2017г
Содержание.
Стр.
Введение
3
Глава 1. Прошлое и настоящее реки Гнилички.
1.1 Гниличка в прошлом.
4
1.2. Растительный мир Гнилички сегодня
4
1.3 Животный мир Гнилички
5
Глава 2. Возможные причины заболачивания Гнилички.
2.1. Сравнительная характеристика малых рек Нижегородской области
6
2.2. Левый приток- Вьюница.
6
2.3. «Оковы» Гнилички.
6
2.4. Чистая вода
7
Глава 3. Возможные пути сохранения реки Гнилички.
8
Заключение
9
Список используемых источников и литературы
10
Приложения
11-16
Введение.
Малые реки России
Есть малые реки в России-Прозрачная тихая гладь.Их вод васильковые синиВовек никому не объять
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Я живу в посёлке Гнилицы. По территории посёлка протекает река Гниличка. Летом мы с родителями отдыхали на берегу Гнилички, но даже не смогли искупаться, потому, что вся река заросла телорезом. (Слайд 2) Родители рассказали мне, что раньше, лет 25 назад, русло реки было чистым, они купались в реке, любовались её красотой. За прошедшие годы состояние реки сильно ухудшилось. Река «умирает», заростая телорезом, превращаясь в болото.
Что же случилось с нашей речкой? Можно ли опять «вернуть её к жизни»?
Считаю, что моё исследование очень актуально, так как проблема Гнилички волнует не только меня, а всех жителей посёлка, а, может быть, даже и района.
Цель работы: Цель моего проекта: попытка найти причины заболачивания реки Гнилички и возможности его исправить.
Задачи:
1.Собрать информацию о прошлом реки Гнилички.
2.Проанализировать состояние реки сегодня.
3.Попытаться установить причины заболачивания реки.
4.Определить возможные меры для приостановки этого процесса.
Объект исследования: река Гниличка.
Предмет исследования: заросшее русло реки.
Методы исследования: наблюдение, сбор информации, эксперимент, сравнение и анализ полученных данных, обобщение.
Глава 1. Прошлое и настоящее реки Гнилички.
Гниличка в прошлом.
Родители рассказывали мне, что раньше это была довольно широкая и глубокая река. Они помнят, как по ней плавали речные трамвайчики - фильянчики, а в заводях цвели водяные лилии и кубышки. (Слайд 3)
В старой газете «Автозаводец» за 19 октября 2002 года мы нашли статью Е. Власовой в разделе «ЭКОлокол». Вот что там было написано про Гниличку прошлых лет: «День действительно стоял чудесный: самое начало лета, вода в Гниличке чистая и прозрачная. Несмотря на вечер, на берегу было много отдыхающих, после трудового дня автозаводцы спешили на лоно природы, этот ее уголок любили особенно. На Гниличке была та «домашняя» атмосфера, которая характерна именно для вот таких малых рек С ТЕХ ПОР прошло много лет. У Тамары Николаевны и Валерия Александровича подрастают внуки. Дом супругов стоит на самом берегу родной Гнилички, здесь прошла их жизнь. Глядя на реку, они с сожалением вспоминают те времена, когда можно было купаться прямо напротив дома, не рискуя запутаться в водорослях или поскользнуться на илистом дне.
Да, сегодня Гниличка постепенно превращается в болото, из-за многочисленных зарослей просто не видно воды, давно перестали приходить сюда автозаводцы, чтобы отдохнуть с семьей погожим летним деньком. Река умирает!»
Так выглядело русло реки раньше. (Слайд 4) (Приложение 1)
1.2. Растительный мир Гнилички сегодня
А это фотография 2016 года. (Приложение 2)
Осенью мы с нашим классом ходили на экскурсию к реке Гниличке. Вместо воды мы увидели сплошной ковёр водяных растений. Мы рассмотрели их и пришли к выводу, что эти растения из природного сообщества «Болото». (Слайд 5) (Приложение 3)
Это ряска, осока, телорез. При ближайшем рассмотрении телореза мы обнаружили на его листьях острые зазубрины и поняли, почему оно так называется.
1.3 Животный мир Гнилички
Нам удалось сфотографировать птиц, летавших над рекой. (Слайд 6) При помощи интернета мы определили, что это белощёкая крачка. В Википедии написано, что это вид водно - болотный. Вид перелётный, включает 3 подвида в Евразии, Африке и Австралии. Зимует преимущественно в Африке. Среда обитания. Заселяет преимущественно пресные естественные и искусственные водоёмы. Предпочитает затянутые растительностью участки воды и прибрежные заросли. В мае - июне строит гнездо из водной растительности на поверхности воды. Птицы довольно шумные, издают звонкие, скрипучие крики. Питается по большей части насекомыми и их личинками, которых ловит у воды, беспрестанно летая взад-вперёд. Часто поселяется с другими видами крачек. Охрана. Численность белощёкой крачки сокращается на протяжении всего европейского ареала по причине изменений окружающей среды и беспокойства со стороны человека. А когда мы с папой ходили фотографировать проходы в дамбе, то наткнулись вот на такие следы. (Слайд 7) Их могли оставить только бобры. А они свои «хатки» могут построить только при отсутствии быстрого течения.
Глава 2. Возможные причины заболачивания Гнилички.
2.1. Сравнительная характеристика малых рек Нижегородской области.
На сайте государственного университета имени Лобачевского мы нашли данные из архивов Комитета окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области. (Слайд 8) (Приложение 4)
Попробуем сравнить данные двух соседних рек: Гнилички и Рахмы. По длине эти реки одинаковы: 18 км; по ширине Рахма чуть шире, а вот скорость течения её 50см/сек, а у Гнилички - в 50 раз меньше - только 1 см/сек. Наверное, поэтому и степень зарастания у неё сильная, и дно илистое. А у Рахмы - дно песчаное, а степень зарастания средняя.
Вывод: Степень зарастания русла реки зависит от скорости её течения
Почему же снизилась скорость течения Гнилички? Мы предполагаем, что есть несколько причин.
2.2 Левый приток - Вьюница.
Левый приток Гнилички - река Вьюница. (Слайд 9) Посмотрите, что с ней стало из-за вырубки лесов, застройки прибрежные зоны, распашки поймы, перегораживания “глухими” плотинами русла. (Эта информация взята из презентации ученицы школы № 190, Натальи Панкратовой) Очевидно, что приток воды в Гниличку сократился. Река обмелела, а, значит, и течение замедлилось. Конечно, точно такие же проблемы есть и у Гнилички. Её берега активно застраиваются, отводные канавы засыпаются. (Приложение 5)
2.3. «Оковы» Гнилички.
Гниличка берёт начало у посёлка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], входящего в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Река течёт на запад, параллельно Оке на некотором расстоянии от неё, затем поворачивает на юг. Течение крайне слабое, фактически представляет собой совокупность малопроточных прудов. Впадает в Оку южнее бывшего села Гнилицы, входящего сейчас в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (информация из Википедии)
При строительстве дамбы Богородского моста через Оку русло Гнилички перегородили 2 раза. (Слайд 10)
В дамбе для прохода воды оставили тоннели, но, вероятно, естественное течение реки было нарушено, оно замедлилось. Семена водяных растений стали оседать на дно и прорастать, что ещё больше «затормозило» течение и вызвало заболачивание. (Слайд 11)
2. 4. Чистая вода.
Но несмотря на это, вода в Гниличке чище, чем в Оке. На «Экологической тропе» мы взяли пробы воды в двух реках. Учитель химии показала на опытах, что, в отличие от Оки, в воде Гнилички не содержатся нитраты. Только повышено содержание железа, но это не вредно для человека и животных. (Слайд 12) (Приложение 6)
Глава 3 Возможные пути сохранения реки Гнилички.
Жителей посёлков Нагулино и Гнилицы волнует проблема зарастания реки. 3 года назад местные предприниматели попытались развести белого амура. (Слайд 13) Белый амур исключительно травоядная рыба, за что его называют «травяным карпом». Основу питания составляет как водная, так и наземная растительность. Он находится только в местах, заросших высшими водными растениями, являющимися единственной пищей этой рыбы. Если в прудах для него не хватает растительной пищи, то специально косят траву и бросают её в воду. Молодь этой рыбы поедает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рачков, а, взрослея, переходит на растительный корм. Поедая растительность, белый амур также не даёт плодиться комару, что создаёт более комфортные условия для людей. Поедая в сутки столько травы, сколько весит сам, белый амур отлично очищает от излишков растительности водоемы. в которых находится.
При температуре воды 2530 °С суточный рацион может даже превышать массу рыбы. При температуре ниже оптимальной интенсивность питания уменьшается, а при 10 °С и ниже белый амур прекращает питаться.
Эта рыба питается водными растениями, в том числе и телорезом. Разведение её было бы прекрасным экологическим решением проблемы. Но рыбаки выловили почти всю рыбу, осталось несколько особей.
Заключение
Гниличка- это часть моей Родины, маленькая речка, несущая свою воду через Оку в Волгуи дальше в Каспийское море. Я очень хочу, чтобы река жила и дарила людям свою красоту и чистую воду. Что же я могу для этого сделать? (Слайд 14)
Рассказать людям о проблемах Гнилички (выступить с презентацией в школе, разместить эту презентацию в соц. сетях). Может, моя работа привлечёт внимание экологов и руководителей области к проблемам Гнилички.
Не мусорить на берегу и не позволять это делать моим родным и друзьям
А в будущем, если мне придётся создавать какой-то проект, обязательно советоваться с экологами и просчитывать его влияние на природу.
Надеюсь, что Гниличка снова станем местом отдыха для меня, моих родных и друзей, для жителей Автозаводского района.
А закончить свою работу я хочу словами из стихотворения учителя Волгоградской области Галины Челобитчиковой.
Несут , маловодные, кроткоСвой крест по песчаной мели,Питая целебной заботойСвященные жилы земли.Текут по просторам России,Как песнь вековую поют.И нет в целом мире красивееТех рек, что в родимом краю.
Список используемых источников и литературы
Саплина Е.В, Саплин А.И. учебник «Окружающий мир» 4 класс. Астрель- 2013г.
Плешаков А.А. «Экология» Учебное пособие для 3 кл. гимназии МУФ «Рекорд», 1995г.
Савенков А.И. «Я - исследователь»: Издательский дом «Фёдоров», 2008г.
«Биологическое краеведение Нижегородская область», НИРО, 2008г.
Газета «Автозаводец» за 19 октября 2002 г.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. https://www.stihi.ru/2016/02/28/5884
5. http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/reka-vyunitsa
Приложение 1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
Приложение 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 5
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 6
13PAGE 15
13PAGE 14215
Экологические
проблемы
реки Гнилички
Заголовок 115