Творческий проект Выстоял и воскрес… История Храма села Никитина
На районный конкурс "Духовное и культурное наследие родного края " – 2014»
Номинация «История Храма»
Творческий проект
«Выстоял и воскрес…»
Конкурсант:
Мельниченко Диана,
обучающаяся 4 класса
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
Никитинской средней школы
Руководитель:
Морозова Г. А.- учитель начальных
классов Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
Никитинской средней школы
Консультант:
Плетнева Елена Николаевна -
мама Мельниченко Дианы
6071908 , Нижегородская область,
Починковский район, село Никитино,
ул. Ленина, д. 105.
тел.: 9049188170
Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. В своей работе мы рассказываем о Храме нашего села. У него, как и у каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Никитина и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Основные этапы работы:
Найти сведения об истории, возникновении и строительстве православного Храма в селе.
Изучить жизнь Храма сегодня.
Найти и прочитать дополнительную информацию на эту тему.
Систематизировать накопленный материал и оформить работу.
Я живу в селе Никитино Починковского района Нижегородской области. В нашем селе есть величественный Храм. Он расположен рядом со школой. От стен древнего Храма веет загадочной стариной. Раньше я просто проходила мимо него, ни о чем не задумываясь, но с недавних пор мое отношение к Храму изменилось. Дело в том, что в этом году в 4 классе мы стали изучать новый предмет «Основы православной культуры», на котором мы говорим о духовном мире человека, о религии, о вере, о православных традициях. Мы сходили на экскурсию в наш Храм. И теперь проходя мимо него, и гляжу на эту святыню другими глазами, испытывая светлые чувства, внутреннее умиротворение. Мне захотелось побольше узнать о нашем Храме. Я решила сделать исследовательский проект, в котором мне помогали моя учительница – Морозова Галина Александровна и мама – Плетнева Елена Николаевна.
В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Никитина. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, что-то узнали из архивных документов. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Храма и рассказать о его буднях.
Без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Нижегородская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь — особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.
Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь — сам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды». Чаще всего в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание храма обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Храм Покрова Пресвятой Богородицы моего родного села, об истории которой я хочу рассказать, имеет пять куполов. Пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Храм в нашем селе основан он был в 1904 году. Строился он очень основательно и кропотливо, в общей сложности примерно 10 лет. Только три года закладывали фундамент, для прочности в него клали куриные яйца, которые собирали с населения. Первая служба в нем состоялась в 1914 году на Покров, 14 октября. Каждый храм посвящен Богу и носит имя того или иного события религиозной жизни или святого. Поэтому наш храм назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Около 30 лет в церкви велись службы, венчали, отпевали, крестили. Колокольный звон церкви разносился далеко за пределы села. Красота поражала людей. По воскресеньям и по религиозным праздникам все село собиралось на церковную службу.
Но пришли другие времена и в 1936 году храм закрыли. Его не только закрыли, но можно сказать и разрушили, кресты с куполов сняли, колокола растащили. Иконами в сельсовете топили печку, лишь небольшая часть их уцелела. Образа верующие люди прятали по домам на свой страх и риск. Более 70 лет в Храме располагался колхозный склад, мельница. Под сводом прочно обосновались голуби да шумел ветер. Храм глядел на село пустыми глазами.
В 2004 году по инициативе руководства СПК им. Кирова была попытка восстановить Храм. Частично вывезли мусор, покрыли железом купола, побелили снаружи, внутри в некоторых местах оштукатурили стены. Наблюдая за ремонтом Храма, люди радовались, что скоро у них в селе опять будет слышен колокольный звон. Но их надежды не оправдались и вскоре ремонт здания прекратили. Было больно смотреть, как гибнет памятник духовности.
Два года назад жители села решили всерьез заняться возрождением Храма. Сначала разобрали мельницу, которая находилась в нем. Затем начали вывозить мусор, его набралось 20 машин. Изгнали голубей, закрыли окна поликарбонатом. На уборку Храма приходили не только взрослые, но и школьники под руководством учителей. Субботники в церкви стали регулярными. Храм наш очень большой, в нем три предела. Решили восстановить хотя бы один из них. Отделали и утеплили часть Храма, сделали алтарь, чтобы можно было вести службу в зимнее время. В алтаре оказалась уцелевшей капсула со святыми мощами. Побелили свод, вставили пластиковые окна, принесли иконы. Благочинный Починковского округа отец Михаил Кожухарь дал благословение на благое дело и словно вселил надежду. Хотя сейчас ремонт еще не закончен, внутри стоят строительные леса, но иногда по праздникам с разрешения батюшки в Храме проходят службы. С каждым разом народу на службу приходит все больше и больше. Люди поверили, что общими усилиями можно вернуть Храм к жизни.
Изучая литературу по нашей теме, мы узнали, что по своей архитектуре таких Храмов как наш в Нижегородской области только три. (Еще я узнала, что Храмов Покрова Пресвятой Богородицы на территории нашей страны 1937). Он построен в стиле византийского барокко. Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.
Внутри Храма на стенах в некоторых местах осталась красивая лепнина, жаль, что сохранились лишь отдельные фрагменты. Раньше своды были отделаны росписью, но она утеряна навсегда. Сохранились остатки деревянных ступеней, подъем на клирос. Он шел вдоль стены. Рассказывают, когда певчие пели, дух захватывало. Акустика внутри необыкновенная, так как внутри храм очень большой. Вообще, когда находишься внутри здания, возникает ощущение того, что у храма есть душа… Что это не просто архитектурное сооружение, а живой организм. Душа у него есть, осталось привести его в божеский вид.
Работая над этим проектом, окунувшись в историю и изучая события наших дней, я чувствую связь времен и поколений, ведь на моих глазах происходит ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА и я этому живой свидетель. Я верю, что односельчане доведут это благое дело до конца и буду рассказывать об этом своим потомкам. Храм будет таким же красивым, как и прежде, люди будут в нем молиться Богу. Ведь у них есть желание духовного обновления, вера в добро. Без веры невозможно укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей Родине и ее защита. Но любовь к Родине невозможна без любви к родине малой, без знания ее истории, развития. Поэтому данная работа — дань уважения моему родному краю, моему селу. Сельские церкви – это особые памятники архитектуры с особой судьбой, с особым значением для народа России. С потерей его Россия потеряет слишком многое…
На маковки свивая облака,
Подняв над тополями белый купол,
В большом селе ты рядом с новой школой
Виднеешься издалека.
И все еще по-прежнему дивишь
Своею красотой, по-русски строгой.
Таких, как ты, теперь не так уж много,
Я радуюсь, что ты еще стоишь.
Я радуюсь, что ты не снесена,
Хотя висит и над тобой угроза.
Ведь не случайно местному колхозу
Теперь ты стала складом для зерна.
А там, глядишь, начнут терзать ограду.
И так пойдет — лиха беда начать.
Ломать — не строить, здесь ума не надо,
Тем более не надо отвечать.
И, под конец, твои колокола
Свезут в утиль, иль просто бросят в яму,
И зарастут они густым бурьяном,
Как память о тебе, что ты была.
Я никого за это не кляну,
Не лезу ни к кому с нравоученьем,
Но не скрываю боль и огорченье,
Когда смотрю, как губят старину.
В моем краю, где люб мне каждый камень,
Где жили чудотворцы-мастера,
Я не хочу, чтоб наших предков память
Стиралась чьим-то росчерком пера.
Чтоб кружева узорной русской вязи,
Которым красоваться бы века,
Со стен сползали башмаками грязи
И падали, как слезы, с потолка.
Чтоб нас ругали дальние потомки
За то, что мы — хозяева земли —
Родную старину не сберегли,
Оставив им в наследство лишь обломки.
В. Смирнов «Церковь»
Приложение
2177671460500
Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Никитина
22542523939500
Отремонтированная часть северного предела
Средний предел
Южный предел
Фрагменты лепнины на стенах
2421255-102870001905-10287000
Строительные леса
Интернет ресурсы:
1.http://pochinki-prihod.cerkov.ru/blagochinie/xramy-blagochiniya/cekrov-pokrova-bozhej-materi-s-nikitino/2.http://sobory.ru/article/?object=152763.http://www.gttp.ru/map_NN/pochinki.htm