Конспект урока по литературному чтению на тему Вводный урок по литературному чтению (2 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»
города Вятские Поляны Кировской области
Урок литературного чтения
По теме «Вводный урок по курсу «Литературное чтение»
2 класс
Учитель Григорьева В.И.
2015
Тема: Вводный урок по курсу литературного чтения Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение»; совершенствовать навык чтения; воспитывать усидчивость. 
Ход урока I. Организационный момент Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
 2. Речевая разминка . Актуализация
Прочитайте стихотворение.
Снова осень пришла, а за нею надежда,
Лишь удача и счастье всех в будущем ждёт.
В сентябре в нашей школе опять, как и прежде,
Начинается новый учебный год.
Собирается вместе каждый класс,
Повзрослели друзья, изменились мы сами.
Всё, что летом случилось с тобою у нас,
Пересказывать будем друг другу часами.
(С. Жигулёва)
- Прочитаем стихотворение вместе в медленном темпе.
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте сутвердительной интонацией.
- Прочитайте с интонацией раздражения.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте с весёлой интонацией.3. Работа по теме урока – Прочитайте название учебника. – Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.) –Как вы будете обращаться с учебной книгой? (Дети вспоминают правила обращения с книгой.) – Откройте учебник и прочитайте фамилии авторов. -А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге. (Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.) 4. Физкультминутка – Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: – Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой, Вот тогда придешь домой. 5. Первичное закрепление и применение знаний – Прочитайте пословицу. • Возьми книгу в руки – не будет скуки. – Как вы понимаете ее смысл? – Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.) – Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в книге. – Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела? – Откройте с. 4. Прочитайте обращение авторов к вам, второклассникам. (Чтение, выполнение заданий после текста.) – Разгадайте шараду. Начало деревом зовется, Конец – читатели мои. Здесь, в книге, целое найдется, И в каждой строчке ведь они. (Буквы.) – Отгадайте загадки. 1.Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. (Книги.) 2. У стены – большой и важный – Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.) 3.Модельеры любят Гошу, Потому что он хороший. Сочинил он им сонет, Значит, вырастет… (поэт). 4.Он – всем книгам голова, Знает, что бывает, Если к двум прибавить два, И словарные слова Он не забывает. В нем найдешь ответ готовый На свои вопросы: Что там пишется в «корове»? Что едят на завтрак совы? Где летают осы? Ты читал немало книг И знаком, конечно, с ним. (Учебник.) – С каким учебником вы познакомились на уроке? – Как нужно обращаться с книгами? – Как найти в книге нужное произведение? 6. Рефлексия – Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом уроке литературного чтения. – Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) – Пригодится это вам в дальнейшем? Где? – А кто понял, как пользоваться учебником? – Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике? 
- Как называется учебник. Который мы будем изучать на уроках чтения?7. Подведение итогов урока – Что нового вы узнали на уроке? – Чему вы учились сегодня?
- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?8.Домашнее задание Принести книгу, прочитанную летом.