Урок русского языка в 5 классе по теме Исконно русская лексика и заимствованные слова


Тема урока: «Исконно русская лексика и заимствованные слова»
Автор: Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Краткое описание идеи занятия:
Данный урок русского языка – пятый урок раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником С.Львовой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, реализуя системно-деятельностный подход. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.
Цели урока:
- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме "Лексика»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.
Задачи урока:
-сформировать представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения;
- дать представление о некоторых признаках иноязычных слов;
- совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями;
- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.
Ожидаемые результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
На уроке учащиеся смогут:
получить представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения на исконно русскую и заимствованную;
узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов;
научиться работать с этимологическим словарем и словарем иностранных слов; Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
работать со словарями разных типов;
Регулятивные УУД:
работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. стремиться к совершенствованию собственной речи;
испытывать потребность в самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.
Основные понятия: исконно русские слова, заимствованная лексика (иноязычная), признаки заимствованных слов.
Ресурсное обеспечение урока: учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2 / С.Львова, В.Львов», приложение «Русский язык. 5 класс. Часть 3 / С.Львова, В.Львов», мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, словари, система голосования Smart.
План урока
Этап урока Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников
и ожидаемый результат Вводная часть.
1. Мотивация к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Оргмомент.
- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение
(Л: планирование учебного сотрудничества. самоопределение, смыслообразование)
2. Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.
Контроль качества усвоения материала по теме «Лексика», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Организует выполнение учащимися проверочной работы по теме «Лексика» с использованием системы голосования СМАРТ.
Выполняют задания проверочной работы
(умение распознавать термины из раздела «Лексика», находить примеры)
Основная часть.
1.
Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока
Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы.

Организует постановку проблемного вопроса, подводит учащихся к формулированию темы урока.
СЛАЙД 2. Блиц-интервью.
Как вы думаете, увеличивается или уменьшается со временем лексический запас русского языка?
За счет чего может пополняться наша лексика?
Из каких языков приходят слова в русский язык? Приведите примеры.
Итак, каков же главный вопрос нашего урока?
СЛАЙД 3. Сообщение и запись темы урока.
- Что нам нужно сегодня узнать? Отвечают на вопросы блиц-интервью.
Ставят проблемный вопрос.
Формулируют тему урока
(П: формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Какой бывает лексика по происхождению?
Узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов, учиться работать со словарями. 2.
Информационный блок.
Открытие учащимися новых знаний Добиться от учащихся осмысления понятий «исконно русские» и «заимствованные слова».
Содействовать
развитию навыков
ознакомительного,
изучающего чтения
лингвистического
текста.
В форме наводящего диалога организует наблюдение за работой детей в группах.
- А теперь пора включиться в работу нашим группам. Вам предстоит провести свою научно-исследовательскую работу, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
СЛАЙД 4. Устав групповой работы.
- Откуда мы можем получить информацию об исконно русских и заимствованных словах?
- У вас на столах учебники, карточки, словари, ноутбуки. Я вам даю время на сбор информации, после чего вы поделитесь своими знаниями. Совместно договариваются о правилах общения в группах.
Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание для решения проблемы.
Делают выводы по решению проблемного вопроса.
Заполняют инструкционные таблицы.
(П: Умение работать с различными источниками информации: учебником, энциклопедией, Интернетом.
Р:Умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы) Физкультурная минутка.
2.
Аналитический блок.
Включение новых знаний в систему знаний Включение нового знания в систему изученного материала
Развитие умения
доказывать свою точку зрения
Организует диалог на применение знаний в новой ситуации.
СЛАЙД 5. Отчет 1 группы по таблице с использованием карточки.
СЛАЙД 6. Отгадайте ребусы. Определите, это исконно русские или заимствованные слова.
-По каким признакам можно определить. Что слово – иноязычное? (Отчет 2 группы)
СЛАЙД 7. А можно ли узнать, откуда пришло слово?
СЛАЙД 8. Нормы произношения иноязычных слов.
Рассуждают, обосновывая свои ответы.
( П: установление причинно-следственных связей, выполнение операций анализа, обобщения)
.
Заключительная часть.
1.
Подведение
итогов урока. Рефлексия. Развитие умения
обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:
- Исследование какой темы вели на уроке?
- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?
- Каким способом?
-Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. 3 мин.
2.Домашнее
задание Содействовать
развитию умения
анализировать
свою
деятельность
на уроке через
разноуровневое
домашнее
задание Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.
Для всего класса:
подробный пересказ текстов на с. 37-39;
Разноуровневое домашнее задание:
1-ый уровень — упр.484 (Выписать из словаря «Говори правильно» 5 иноязычных слов, в которых есть буквенное сочетание те. Составить с ними предложения.)
2-ой уровень —упр.485 ( С помощью этимологического словаря определить происхождение заимствованных слов. Составить и записать предложения с этими словами.)
3-ий уровень - упр.486 (задание под рубрикой «Обращаемся к Интернету») Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Индивидуальное задание 1.
Выполни на доске морфемный разбор слов: РУССКИЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ, ИНОЯЗЫЧНЫЕ.
Индивидуальное задание 2.
Запиши на доске фонетическую транскрипцию слов: ЗАИМСТВОВАНИЕ, ЛЕКСИКА.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 1.
Внимательно прочитай текст в учебнике на стр.37-38. Заполни пропуски:
Большую часть лексики составляют слова, которые существуют в русском языке с древних времен, то есть____________________________.
Например, это слова:________________________________________________________.
Другой путь постоянного пополнения лексики - _______________________ слов.
Слова, пришедшие в русский язык из других языков мира, называются _____________________________________(_______________________________________) словами.

Определите, в каком ряду все слова – заимствованные. Обведите номер правильного ответа и запишите эти слова в тетрадь. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Вода, море, соль, луна, волшебник, береза, знаменитый;
Футбол, балет, театр, кафе, герань, дуэль, школа;
Внимание, восхищение, лестница, гвоздика, искусство, волшебник, мятеж.
Выполните письменно задание к упр. 479 (каждый участник группы готовит ответ об одном слове).
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 2.
Внимательно прочитайте текст на стр. 38-39. Заполните пропуски, указывая признаки, по которым можно опознать заимствованные слова:
Если слово начинается с _________________________;
На заимствованный характер указывает буква _________, сочетания __________________ в корне;
В исконно русских словах не бывает сочетаний __________________________________________ в корне;
В корнях заимствованных слов встречаются сочетания двух и более ____________________________.
Выполните в рабочей тетради упражнение 482.
Укажите слова, происхождение которых дано в каждом примере. Запишите слова в тетрадь.
____________________- от имати «брать»; буквально: «вбирать в себя», то есть «слушать»;
____________________ - тюрк. кара «черный» + тюрк. даш «камень»;
____________________- нем. Buch «книга» + нем. Halter «держатель»;
____________________- от мять «топтать», «мять».
КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППА 3.
Просмотрите теоретический материал на стр.37-38. Сформулируйте вопросы по тексту ( каждый участник группы готовит 1 вопрос).
Выполните в рабочей тетради упр.483.
Пользуясь толковым словарем, определите и запишите в тетради лексическое значение слов ОБЪЯВЛЕНИЕ и АФИША. Составьте с этими словами словосочетания ГЛАГОЛ +СУЩ. Какие признаки иноязычной лексики есть в слове АФИША? Ответьте устно на вопрос 3 из упр.481.