Урок русского языка в 5 классе «Слова исконно русские и заимствованные»
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Шмакова Ирина Николаевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Слова исконно русские и заимствованные»
Цели урока: 1) деятельностная: формирование навыков работы по определению исконно русских и заимствованных слов.
2) личностная: совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской языку;
3) предметная:формирование умений по нахождению и различению исконно русских слов и заимствованных.
4) метапредметная: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации; умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность.
Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия.
Методы: наглядный, игровой
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: « открытие новых знаний»
Оборудование: презентация, дидактический материал.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1. Орг. момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ирина Николаевна!
Я рада приветствовать вас в классе вашем.
Пусть в классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Проверьте свою готовность к уроку. Золотое правило уроков русского языка гласит: «Кто правильно сидит, тот красиво пишет». Проверьте свою осанку. Начинаем урок.
Откройте тетрадки и запишите сегодняшнюю дату, Классная работа. Подготовка класса к уроку.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие,планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка
2. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне Ребята, у вас у всех такие красивые имена! А знаете ли вы, что большая часть наших имён заимствованы из других языков, например, имена Алексей, Андрей, Сергей, Виктория заимствованы из греческого, а имена Иван, Анна, Мария из древне – еврейского, и только небольшая часть имён является исконно русскими. Да, о чём это я? А вспомнила! Включение в работу. формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Определение темы урока и постановка учебной цели. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Верно, мы будем с вами говорить об исконно русских и заимствованных словах.
Запишите в тетради тему нашего урока «Исконно русские и заимствованные слова».
Как выдумаете, что мы должны с вами сегодня сделать?
Понять, что такое исконно русские и заимствованные слова, определять их по признакам, уметь различать и находить данные слова.
( записать на доске, чтоб вернуться к записи) Учащиеся высказывают свои предположения, о чем будут говорить на уроке.
Сегодня я хочу научиться определять…
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное формулирование цели
(П –общеучебные)
4. Изучение нового материала открытие новых знаний.
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
Давайте заполним кластер, (пользуемся учебником)
Для того, чтобы увидеть признаки старославянизмов, мы обратимся к упражнению 277, прочтите задание, выполним его устно.
Итак, старославянизмам характерны неполногласные сочетания ра, ре, ле, ла, а исконно русским полногласные сочетания оро, ело, оло, ере. А какие слова мы называем заимствованными, какие исконно русскими?
Кто мне расскажет, чем отличаются заимствованные слова от исконно русских? Можете пользоваться кластером. Работа с понятиями в учебнике.
Заполняют таблицу.
Поиск и выделение информации (П)
Извлечение информации. Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
Выражение собственного мнения (К)
Аргументация (К)
5. Разминка Я называю заимствованное слово, вы хлопаете в ладоши, если исконно русское вы приседаете: Футбол, разбор, легенда, молоко, рифма, молодой, золотой, драгоценный, стража, берег, краткий, борозда.6. Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции
Если останется время А сейчас мы с вами поработаем.
На доске предложения.
1 в. Баскетбольная команда потерпела фиаско. Я решил презентовать своему приятелю редкую марку. 2в. Во время интервала между уроками в класс вошла медицинская сестра. После долгих дебатов учёные договорились.
В чём особенность данных предложений? Верно, в них очень много заимствований. Ваша задача, по вариантам записать предложения в тетрадь, заменив заимствования на исконно русские слова. Записали. Теперь повернитесь друг другу и произнесите своему соседу, то, что у вас получилось. Проверьте работу у соседа по тексту на доске. Проверили, какой вывод из этого мы должны сделать, нужно не злоупотреблять заимствованными словами, а по возможности употреблять исконно русские.
«Четвёртый лишний» Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения: а) белка, береза, фауна, осень; б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз. Выполняют задания. Проводят самостоятельное наблюдение. Извлечение информации, осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
7.Итог урока
Если останется время
Вначале урока мы с вами записали, что должны были сделать за урок, вернёмся к записи.
Понять, что такое исконно русские и заимствованные слова (поняли), определять их по признакам (каким), уметь различать и находить данные слова (научились).
Есть один исторический факт, что в 19 в. Александр Семенович Шишков, русский писатель, государственный деятель, президент Российской академии наук страстно боролся за чистоту русского языка и выступал против внедрения в русский язык иноязычных слов и выражений. И вот, что у него получилось: “Тротуар” – “топталище”, “галоши” – “мокроступы”, “фортепьяно” – “тихогром”, “биллиардный шар” – “шарокат”, эгоизм – “ячество”, гримаса – “рожекорча”. Слова, им предложенные, не прижились, как вы думаете, почему? В борьбе за чистоту русского языка главное не переусердствовать. регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.
8. Домашнее задание Упр 277 Записывают домашнюю работу.
Умение выражать свои мысли ( К)
Рефлексия ( П)
Смыслообразование( Л)
9. Рефлексия деятельности
Организует рефлексию.
Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.
Какие упражнения мы сегодня выполняли?
Какие из них вызвали в вас трудности? Почему?
Какие были лёгкими? Какое упражнение было интересным?
Как бы оценили бы свою работу?
Отвечают на вопросы
Умение выражать свои мысли ( К)
Рефлексия ( П)
СмыслообразованиеРефлексия способов и условий действия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)( Л)
10. Выставление оценок