Методические рекомендации ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КГУ «Меновновская средняя школа» акимата г. Усть-Каменогорска
МУСАКАНОВА КУЛЬЗАТ КАМЗИНОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Усть-Каменогорск, 2017
Автор проекта: Мусаканова Кульзат КамзиновнаДолжность: учитель русского языка и литературы в классах с государственным языком обучения. Стаж педагогической деятельности: 30 лет.
Контактные данные: 8-777-411-64-68, kulzat_musakanova@mail.ruПредметная область: русский язык.
Ключевые слова: орфография, орфограмма, индивидуальная карта, индивидуальный план.
Мобильность и изменчивость современного мира, демократические процессы, происходящие в нем, повысили требования к системе образования, ответственной за формирование и развитие человеческого капитала. Конкурентоспособность нации определяется уровнем ее образованности. Интерес государства и Президента к вопросам образования проявляется в том, что в ежегодном послании Президент останавливается на вопросах образования. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению русского языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в школе известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточного уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку. Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. В своей работе мне бы хотелось раскрыть суть методики, выработанной на основе собственного положительного опыта. Главное внимание в рекомендации сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.
В 5 классе после первой контрольной работы ученик получает «Индивидуальную карту ошибок».
Как сделать работу над ошибками с помощью этой карты?
Внимательно прочитав порядок работы, на полях проверенной учителем контрольной работы (диктанта), ученик делает анализ ошибок в такой последовательности:
Проанализировать орфографические ошибки (они обозначены палочкой - | ): простым карандашом на полях обозначить морфему, в которой была ошибка.
Проанализировать пунктуационные ошибки (они на полях обозначены галочкой):
Простым карандашом обозначить ошибки: ОЧП, О, п\о,д\о, СП –
Условные обозначения смотреть в конце данного пособия.
Сгруппировать ошибки, чтобы в «Индивидуальной карте» однотипные ошибки не записывать несколько раз. Например, два раза допущена ошибка ОЧП, а записывать на «Карту» нужно 1 раз.
В «Индивидуальной карте» найти название орфограммы или пунктограммы и сделать отметку (поставить дату выполнения анализируемой контрольной работы). В разделе «Оценки за контрольные работы» поставить дату контрольной работы и оценку, которую получит.
Теперь в «Тетради для коррекционных работ» приступить к объяснению ошибок.
Работать по таблице.
Слово или П, где была допущена ошибка Правило Примеры
Помнить, что слово или предложение записывать нужно без ошибки, а то место, где ошибка была, подчеркнуть.
Исправление орфографических ошибок.
Записать слово, подчеркнуть букву, где была допущена ошибка, выделить морфему. Например: слышишь.
В «Индивидуальной карте» ученик уже назвал орфограмму, поэтому, если не помнит правило, посмотреть в оглавлении учебника (оглавление совпадает с записью в карте).
Записать в графу «Правило» короткую формулировку орфографического правила. Например: глагол 2 спр. (исключение)
В графу «Примеры» записать 2-3 слова на это правило. Например: видишь, смотришь, вертишь. Запись будет выглядеть так:
Слово или П, где была допущена ошибка Правило Примеры
Слышишь глагол 2 спр. (исключение) видишь, смотришь, вертишь
Если были еще слова с подобными ошибками, записать их все в 1 графу, а объяснение и примеры будут записаны 1 раз. Например:
Слово или П, где была допущена ошибка Правило Примеры
Слышишь
Купишь глагол 2 спр. (исключение) видишь, смотришь, вертишь
2.Исправление пунктуационных ошибок.
Записать предложение в 1графу, поставить знаки препинания правильно, место с ошибками подчеркнуть.
Если ошибка на ОЧП, О, п\о,д\о, внутри предложения сделать графические обозначения пунктограммы. Например:
Листья на деревья желтые, красные и бордовые.
Ребята, будьте внимательны!
3) Солнце, поднявшееся над лесом, осветило все вокруг.
2.3. В графе № 2 показать пунктуационную схему. Например:
2.4. В графе № 4 записать предложения соответствующие данной схеме.
Ребята на каникулах ходили в кино, читали книги и ездили за город.
Сережа, подай книгу!
Снег, шедший с утра. К полудню перешел в дождь.
Запись будет выглядеть так:
Слово или П, где была допущена ошибка Правило Примеры
Листья на деревьях желтые, красные и бордовые. 447040129540027940129540011423651295400ОЧП
и Ребята на каникулах ходили в кино, читали книги и ездили за город.
2.5. Если есть однотипные ошибки, сгруппировать их (см. выше пункт 1.5.)
3. Исправление ошибок в грамматических разборах.
Ошибки в разборах отмечают в «Карте» и исправляют в «Тетради для коррекционных работ». Пишут заголовок «Грамматическое задание» и выполняют разбор правильно. После этого в качестве примера и лучшего усвоения порядка разбора – еще один подобный разбор.
Например:
Ёжик [jo-жык]
224790128905 [j] – согл.зв – неп., мягк. – неп.
2247901092200Ё [о] – гласн., удар.
Ж [ж] – согл.зв – п., тв.-неп.
И [ы] – гласн., безудар.
К [к] – согл., гл.-п., тв.-п.
4 буквы, 5 звуков.
Исправляя ошибки в дальнейшем, смотрят, не повторяются ли они. Если повторяются, внимательнее вчитаются в правила, приводят больше примеров (не 3, а 10), выполняют упражнения на это правило.
Нужно показывать карту родителям после каждой контрольной работы. Пусть они будут в курсе удач и неудач ученика по русскому языку, может быть, чем-то могут помочь. Перед каждой контрольной работы, сочинением, изложением просматривают «Карту», повторяя правила, на которые сделаны ошибки.
В 8 классе работа по «Индивидуальной карте ошибок» поможет ученику перейти на работу по «Индивидуальному плану». Об этом речь в следующем разделе данного пособия.
Образец «Индивидуальной карты ошибок» см. в «Приложении»
III. «Индивидуальный план работы по русскому языку»
С 8 по 11 класс работа по коррекции грамотности осуществляется через «Индивидуальный план»
Как работать над исправлением орфографических ошибок
Определить, в какой части слова (морфеме) допущена ошибка.
Записать название орфограммы в ««Индивидуальный план работы по русскому языку» в раздел «Орфографические ошибки»
Вспомнить правило. Если правило не знают, см. в учебнике или пособии по русскому языку орфограммы в этой морфеме.
Потом слово, где была допущена ошибка, записывается в «Индивидуальный план» в раздел «Работа над ошибками», но уже без ошибки. Место, где была неправильно выбрана буква, подчеркнуть, выделить морфему и графически обозначить условия выбора буквы.
К следующей графе «Правила» дать расшифровку орфограммы (лучше схематически) .В графе «Примеры» привести 2-3 слова на эту же орфограмму.
Если слово с непроверяемым написанием, записать его в «Орфографический словарь» своего «Индивидуального плана работы по русскому языку»
Например:
Была допущена ошибка в слове «прибрежный»
Выделить морфему: прибрежный.
Определить название орфограммы «Правописание приставок пре-, при-», записать в индивидуальный план.
Вспомить правило: правописание пре-, при- зависит от значения. При- пишется в значении присоединения, приближения, неполноты действия, нахождения вблизи. В данном случае – «нахождение вблизи»
4,5,6. Записать в индивидуальный план.
Запись будет выглядеть так:
Слово или П, где была допущена ошибка Правило Примеры
Прибрежный При- в значении «нахождение вблизи» Привокзальный, приморский,
пристанционный
Некоторые виды орфограммы
Орфограммы приставок:
Правописание неизменяемых приставок;
З и С на конце приставок;
Приставки пре-, при- ;
О и А в приставках раз-, рас-, роз-, рос-;
Орфограммы корней слов:
Безударные гласные в корне:
Проверяемые ударением;
Не проверяемые ударением;
Корни с чередующимися гласными;
О, Е после шипящих;
И, Ы в конце Ц;
Согласные в корне:
Непроизносимые согласные;
Удвоенные согласные;
Парные звонкие – глухие согласные.
Орфограммы суффиксов:
Суффиксы существительных;
Суффиксы прилагательных;
Суффиксы местоимений;
Суффиксы наречий;
Суффиксы глаголов;
Суффиксы причастий.
Правописание окончаний:
Существительных;
Прилагательных;
Глаголов.
Как работать над исправлением пунктуационных ошибок.
Записать предложение в «Индивидуальный план» в разделе «Слово или предложение, где была допущена ошибка» с графическим обоснованием. Если скобочная схема не объясняет его ошибки, т.е. ошибка не на границе частей (сложное предложение), сделать нужное графическое обозначение, объясняющее его ошибку. Место, где была ошибка, подчеркнуть.
В разделе «Правило» графически или словами объяснить пунктуационное правило.
В разделе «Примеры» записать предложение такой же структуры.
Например:
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла.
Определить ПП или СП. Подчеркнуть ГО и сделать скобочную схему.
Назвать пунктограмму: «Знаки препинания в СПП». Записать в «Индивидуальный план» в раздел «Пунктуационные ошибки».
Вспомить, когда в СПП с несколькими придаточными, связанным союзом И не ставится запятая.
Записать предложение в раздел «Слово или предложение, где была допущена ошибка» с графическим обозначением.
[Видел Егорушка], (как мало-помалу темнело небо) и (опускалась на землю мгла).
В графе «Правило» объяснить пунктограмму.
СПП с однородным придаточным, связанным одиночным сочинительным союзом И.
В графе «Примеры» написать предложение такой же структуры.
[Всегда я говорила], (что народ одолеет) и (земля перейдет к нему).
Виды пунктограмм.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в ПП. Чем может быть осложнено ПП:
Однородными членами;
Обособленными членами предложения:
Определениями;
Приложениями;
Обстоятельствами;
Дополнениями;
Уточняющими членами предложения;
Вводными конструкциями;
Обращениями;
Междометиями.
Знаки препинания в СП:
В БСП
В ССП
В СПП
В ССК
Прямая речь.
Диалог.
Цитирование.
Как работать над исправлением грамматико –стилистических ошибок.
Такие ошибки в тетради будут подчеркнуты волнистой линией, а на полях написана буква «Г».
Прочитать внимательно предложение, а может быть, даже абзац.
С помощью «Классификации грамматико – стилистических ошибок» определить характер ошибки.
Записать название ошибки в «Индивидуальный план» в раздел «Грамматико – стилистические ошибки».
В разделе «Работа над ошибками» в графе «Предложение, где допущена стилистическая ошибка» записать предложение в таком виде, как было в тетради, подчеркнув так же, как это сделал учитель.
В графе «Исправление ошибок» записать предложение в исправленном виде.
Как работать над исправлением собственно-стилистических ошибок.
Порядок работы такой же, как и при исправлении грамматико – стилистических ошибок, только название ошибок записывается в раздел «Собственно-стилистические ошибки». На полях такая ошибка будет обозначена буквами: Л, С, П, Т (условные обозначения смотреть в приложении).
Например: предложение с ошибкой.
В парадной звенит колокольчик и будет звенеть до утра. Г.
Пользуясь «Классификацией грамматико – стилистических ошибок», определить характер ошибки.
Записать название ошибки в «Индивидуальный план» в раздел «Грамматико – стилистические ошибки»: Незнание грамматических признаков слова (категория рода).
Записать предложение в графе «Предложение, где допущена стилистическая ошибка». Запись будет выглядеть так:
В парадной звенит колокольчик и будет звенеть до утра.В графе «Исправление ошибок» записать предложение в исправленном виде.
В парадном звенит колокольчик и будет звенеть до утра.
Ожидаемые результаты:
Приемы и средства по выработке орфографической грамотности, как важнейшего средства повышения грамотности учащихся, описанные в моей работе, многократно мною испытаны и дали неплохой результат:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм;
- достигнут довольно достаточный уровень сформированной орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к русскому языку и, в частности, к орфографии.
Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карта ошибок учени___ ______ класса
Дата Орфографические ошибки Неизменяемые приставки Приставки на –з, -с Приставки при-, пре- БГ в корне, провер. ударением Чередующиеся БГ в корне Неизменяемые суффиксы сущ. Неизменяемые суффиксы прил. Н и НН в суффиксах прил. Н и НН в суффиксах причастейСуффиксы –чик, -щик в сущ. Суффиксы –к, -ск- прил. Суффиксы глаголов Звонкие - глухие согл. Непроизносимые согл. Окончания сущ. Окончания прил., причастий Личные окончания глаголов Употребление Ь Употребление Ъ НЕ с глаголами, деепричастиями НЕ с прилаг. НЕ с сущ. НЕ с причастиями НЕ с местоимениями Сложные сущ. Сложные прил. Правописание наречий И-Ы после ЦО-Е после шипящих и Ц Ь в глаголах Ь в наречиях Сочетания ЧК,ЧН,НЧ,НЩ, ЩН Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Дата Пунктуационные ошибки Обращение Однородные члены П. Сложные предложения Прямая речь Диалог Тире м/у подлежащего и сказуемого Знаки препинания в конце предложения Дата Различные виды разборов Фонетический По составу Морфемный Словообразовательный Этимологический Орфоэпический Лексический Орфографический Морфологический Пунктуационный Стилистический Синтаксический Класс Оценки за контрольные работы Техника письма Подпись родителей
II. Структура «Индивидуального плана работы по русскому языку»
(8-10 класс)
Орфографические ошибки (3 листа)
Дата Виды работы Название ошибки Кол-во ошибок Сдано
Дата Подпись
Пунктуационные работы (3 листа)
Дата Виды работы Название ошибки Кол-во ошибок Сдано
Дата Подпись
Грамматико – стилистические ошибки (3 листа)
Дата Виды работы Название ошибки Кол-во ошибок Сдано
Дата Подпись
Собственно – стилистические ошибки (3 листа)
Дата Виды работы Название ошибки Кол-во ошибок Сдано
Дата Подпись
П. Работа над исправлением орфографических и пунктуационных ошибок
по 1-2 разделу (15 листов)
Слово или предложение, в котором допущена ошибка Правило (объяснение ошибки) Примеры
По 3-4 разделу
Предложение, в котором допущена стилистическая ошибка Исправление ошибка
III. Орфографический словарь (2 листа)
IV. Орфоэпический словарь (2 листа)
V. Самоанализ (3 листа)
За какой период анализируются ошибки Разовые ошибки (кол-во) Повторяющиеся ошибки
Орфографические
Пунктуационные
Стилистические ошибки Орфографические Пунктуационные Стилистические ошибки Причина повтора ошибок Пути исправ-
ленияошибок Совет учите -
ля
Граммати-ческиеСобственно -
стилистическеи Грамматические Собственно -
стилистическеиVI. Система работы по «Индивидуальному плану»
Получив проверенную учителем работу, ученик делает анализ ошибок в такой последовательности:
Проанализируют орфографические ошибки, которые на полях обозначены палочкой – для этого на полях простым карандашом обозначат, в какой морфеме ошибка;
Сгруппируют ошибки, потому что название орфограммы будут записывать один раз;
Далее порядок работы над орфографическими ошибками смотрят в разделе «Как исправить орфографические ошибки»;
Проанализируют пунктуационные ошибки, которые на полях обозначены галочкой;
Для этого на полях простым карандашом обозначат характер ошибки – условные обозначения смотрят в приложении к данной теме;
Сгруппируют ошибки, потому что название пунктограммы тоже будут записывать один раз в таком порядке:
1.Ошибки в ПП. 2. Ошибки между частями СП.
Далее порядок работы смотрят в разделе «Как исправить пунктуационные ошибки».
Порядок работы над стилистическими ошибками смотрят в разделе «Как исправить стилистические ошибки».
Не забывают перед контрольными работами, сочинениями, изложениями, зачетами и экзаменами обращаться к «Индивидуальному плану», повторять правила, на которые ученики допускают ошибки, а тем более их повторять.
Полезно в конце каждой четверти делать самоанализ: каких ошибок больше, почему (пропустили занятия во время изучения темы в классе, не поняли объяснение учителя, тема слишком трудная или другая причина), как их теперь исправить (выучат сами с помощью учебника, обратятся за помощью к товарищу, к родителям, к учителю, нужны дополнительные занятия, нужен репетитор.
В конце учебного года покажут самоанализ ошибок учителю, сравнят свое мнение с мнением учителя.
VII. Условные обозначения
БГ – безударные гласные в корне
ОЧП – однородные члены предложения
УЧ – уточняющие члены предложения
П/о – причастный оборот
Д/о – деепричастный оборот
Вв – вводные конструкции
О – обращение
Х – определяемое слово
ПП – простое предложение
СП – сложное предложения
ССП – сложносочиненное предложения
СПП – сложноподчиненное предложения
ССК – сложная синтаксическая конструкция
Г – грамматико-стилистическая ошибка
Л – логическая ошибка
С – стилистическая ошибка
Р – речевая ошибка
П – неоправданный повтор
Т – тавтология
Ф – фактическая
Z – невыделенный абзац
Z – неоправданное выделение абзаца