Алгоритм проведения ролевых игр во время прохождения мероприятий по профотбору
Любой экзамен, тестирование - это ситуация, провоцирующая возникновение эмоционального напряжения, состояния близкого к стрессовому, особенно у инвалидов. Это может быть обусловлено различными причинами, такими как: сроком и степенью инвалидизации, узким кругом общения, невостребованностью в общественной жизни и др.
Психологическая атмосфера при групповом тестировании зависит от особенностей контингента:
- возрастных ( возрастной ценз поступающих в ПРЦ 18-55 лет)
- уровня образования ( неполного/полное среднее, НПО, СПО, ВПО)
- форма получения образования ( обучение на дому, коррекционная школа и др.)
- степень принятия самого факта инвалидности
- наличие профессионального опыта и т. д.
Необходимо создавать условия, чтобы снять напряженную обстановку в группе, которая может препятствовать успешности прохождения тестирования и способствовать установлению доброжелательной обстановки, налаживанию межличностных отношений.
Для снижения вероятности возникновения стрессовых ситуаций, отрицательно влияющих как на результаты тестирования, так и на самочувствие человека в отделении профотбора и профпробы, осуществляется психологическое сопровождение оптантов во время прохождения профессионального тестирования.
С целью создания благоприятной психологической атмосферы и уменьшения барьеров на начальных этапах общения в группе абитуриентов проводится взаимопредставление специалистов отдела и членов группы. Для дальнейшего знакомства сотрудники отдела вместе с оптантами выполняют различные упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения. Одним из таких упражнений является проведение ролевых игр во время прохождения мероприятий по профотбору. Изначально планировалось, что данное упражнение будет проводиться с поступающими на специальности «Коммерция» и «Агент по рекламе» с целью диагностики профессионально важных качеств в процессе наблюдения. Но опыт показал, что кроме диагностической функции ролевые игры во время прохождения тестирования уже включают в себя некий реабилитационный компонент: поступающие начинают чувствовать себя свободнее, отвлекаются от навязчивой мысли о ситуации экзамена, и, конечно проявляют свои коммуникативные навыки. Порой они настолько увлекаются, что требуется время для включения их опять в процесс тестирования, но барьеры и напряжение уже ликвидированы. Таким образом, проведение ролевых игр стало применяться ко всем поступающим.
Цель: снижение эмоционального напряжение, проявление коммуникативных навыков, выражение лидерских качеств, выявление способности идти на компромисс и определение степени готовности к сотрудничеству.
Оборудование: листы бумаги формата А4, флиптчар или доска, набор цветного мела или фломастеров.
Место проведения: учебный класс
Кол-во участников: 2 группы по 3-6 человек
Описание: каждая из подгрупп это фирма по продаже аудио и видео продукции, находящихся в одном большом магазине. Руководство магазина предложило им представить презентацию своей фирмы с целью выбрать лучшую и оставить ее продолжать работать, а второй отдел подлежит упразднению. В качестве руководства выступают мастер по профотбору и психолог, сопровождающий группу
Инструкция: Вам дается 40 мин для подготовки презентации на тему «Мы лучшие, потому что»
Итак, поступающим предлагается разделиться на 2 подгруппы. На обсуждение возникших вопросов по теме игры отводится 10 мин., затем 35-45 мин на подготовку презентации. В ходе работы подгрупп очень наглядно раскрываются различные стороны личности: готовность к сотрудничеству, контактность, конфликтность, конформность, агрессивность, экстравертированность и т.п. По истечении отведенного времени проходит представление обеих сторон по презентации своего направления. «Руководство» после данного этапа может задавать вопросы, носящие легкий «провокационный» характер, например «Итак, почему же мы должны оставить именно вашу фирму» и т.п. После этого этапа, подгруппам предлагается шанс прийти к компромиссу, дабы сохранить обе фирмы. Данное задание выполняется не всегда, и тогда, в случае не нахождения общего решения, комиссия сама предлагает различные пути выхода, дабы не спровоцировать лишний накал соперничества, как правило, компромисс достигается принятием решения о слиянии, совместном поиске другого места, либо о смене ассортимента продукции одной из фирм и т.п. Но бывают редкие случаи, когда компромисса ребятам достичь не удается, но это тоже является очень показательным фактором в характеристике личностных особенностей поступающих. Содержание игры (направление деятельности фирмы, отдела и др.) может меняться, но главное , чтобы сохранялась суть игры.
15