Конспект урока по русскому языку на тему «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение» (4 класс)


Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Личностные УУД:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
Познавательные УУД:
Записывать, фиксировать информацию; Садитесь!
А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, выплеснули плохую энергию, настроились на хорошую дружную работу.
Открываем тетради, тетрадь держим под наклоном. Записываем число:
Третье октября.
Классная работа. Дети сделали глубокий вдох и выдох, настроились на хорошую работу
Дети открывают тетрадь, записывают число, классная работа. 1 мин
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
В сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания;
Проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Излагать своё мнение
Аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Скажите, что вы мысленно представляете, когда слышите слова
карандаш,
трамвай,
кисть
Почему, говоря о первых двух предметах вы дали одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?
- О чём говорит этот пример?
- Где можно узнать значение слова?
Молодцы! А сейчас, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Правильно! На что похож подсолнух?
- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой.
Послушайте следующую загадку:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
Верное!
Скажите, сравнивают ли мышку с чем-то в загадки? У мышки маленький рост? длинный хвост? серая шубка? острые зубки?
Мышка соответствует своему описанию?
Если слова соответствуют действительности – значит они употреблены в прямом значении.
- Ребята, скажите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Слайд:1
Молодцы! Правильно! Карандаш - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала применяемый для письма.
Трамвай - вид рельсового общественного транспорта, для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.
Кисть –
Пучок шнурков, связанных вместе с верхнего конца.
Несколько ягод или цветов на одном стебле.
Часть руки от запястья до конца пальцев.
Приспособление для окрашивания или для обмазывания чем-нибудь.
Потому что слова карандаш и трамвай имеют 1 значение, а слово кисть – несколько.
Что в русском языке есть слова, которые имеют 1 значение, а другие – несколько.
В толковом словаре.
Подсолнух
На солнце
Мышка
Нет!
Да!
Да, соответствует!
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение» 12 мин
. «Открытие нового знания»
Познавательные УУД:
Использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий
Записывать, фиксировать информацию;
Ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных
В зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты устной и письменной формах;
Осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания;
Проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Излагать своё мнение
Аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.
- В начале урока вы мне сказали, что слово «кисть» имеет несколько значение. Сейчас:
1 ряд – списывает1 предложение, находит грамматическую основу и выделяет ее.
Тоже самое делает:
2 ряд – 2 предложение
3 ряд – 3 предложение
Слайд:2
Проверяем!
Слайд:3
Хорошо, молодцы!
- Итак, мы убедились, что многозначное слово называет разные предметы, сходные в чём-либо между собой.
А сейчас вы запишите предложений под диктовку. Каждое предложение вы будете писать с новой строки.
Язык до Киева доведёт.
Разведчики привели языка.
Больно прикусил язык.
- В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.
- В трех предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.
- Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.
А теперь устно.
Дремлет старушка в кресле.
Дремлет чуткий камыш.
Что значит дремать?
- В каком значении употреблён глагол в первом предложении?
- Во втором?
Хорошо, молодцы!
А теперь все дружно встаньте и выйдите из-за парт. Осень румянит кисти рябин.
Хирург внимательно осмотрел кисть маминой руки.
На столе у художника лежала палитра и кисть для рисования.
Раньше, Киев был столицей Руси, и попасть в столицу из глуши было сложно,- географических карт почти не было, и с помощью вопросов люди у прохожих и узнавали дорогу.
язык – это пленный, от которого можно получить нужные сведения
язык – это орган вкуса (Больно прикусил язык);
Дремать - полусонное состоянии
в прямом значении
в переносном значении
дети дружно встают и выходят из-за парт
8 мин
ФизминуткаЛичностные УУД:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Смотрим на экран и повторяем движения
А теперь тихо сели. Сделали глубокий вдох и тихо выдохнули. Дети смотрят на экран и повторяют движения.
Дети делают глубокий вдох и тихо выдыхают 1 мин
V. Первичное закрепление.
Познавательные УУД:
Ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов;
Записывать, фиксировать информацию;
Регулятивные УУД:
Выполнять действия по намеченному плану, по инструкциям, содержащимся в учебнике; Открываем учебник на стр.46 и выполняем упр.66
Прочитайте задание.
Найти и объяснить значение многозначных слов употребленных в прямом и переносном значении;
Выпишите словосочетания слов употребленных в прямом значении.
Молодцы, вы отлично справились с заданием!
Снежная гора,серебристый тополь,самолет летит,тихий звук,железный гвоздь,синее море,держаться за перила- в прямом значении
Гора книг(большая стопка),серебристый голосок(приятный,нежный,звонкий),время летит(то есть быстро идет),Тихий человек(не злой,не беспокойный),железная дисциплина(без нарушений),море цветов(очень много),держаться уверенно (быть в себе уверенным)- в переносном значении 4 мин
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Познавательные УУД
Записывать, фиксировать информацию
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
составлять тексты в письменной форме;
Коммуникативные УУД
Слушать и слышать собеседника, вести диалог;
Строить понятные для партнёра высказывания;
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; Слайд:4
А сейчас, вы выполните у себя в тетради работу самостоятельно, а после мы ее проверим. Вам нужно будет:
1) переписать
2) установить, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких - в прямом, и наверху подписать. Если это прямое значение наверху подписываете «прям.» если переносное «перен.», на работу вам дается 7 минут.
Ледяная глыба - ледяной взгляд
Море пшеницы - голубое море
Вершина горы - вершина славы
Пешеход идёт – часы идут
Свет знания - свет солнца
Ветер уснул - человек уснул
Цепь якоря - цепь событий
Ослепительный свет - ослепительная красота.
Проверяем!
Слайд:5,6
Молодцы! Прямое значение:
Ледяная глыба
Голубое море
Вершина горы
Пешеход идёт
Свет солнца
Человек уснул
Цепь якоря
Ослепительный свет
Переносное значение:
Ледяной взгляд
Вершина славы
Море часы
Идут пшеницы
Свет знания
Ветер уснул
Цепь событий
Ослепительная красота.
9 мин
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.
Например:
стальная воля
железные мускулы
золотое сердце
Давайте попробуем устно объяснить значение прилагательных стальная воля - т.е. железная, крепкая, воля. Так говорят про людей, которые имеют внутренний стрежень и всегда идут до конца к своей цели
железные мускулы (мышцы)- крепкие мышцы
золотое сердце - доброе сердце
3 мин
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Личностные УУД:
Осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества
Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Регулятивные УУД:
Адекватно воспринимать оценку своей работы;
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. -Что нового вы узнали сегодня на уроке?
А поднимите руки, для кого был наш урок сегодня легким?
-Скажи, что для тебя было легким?
-Хорошо! Опустите!
- Поднимите руки, для кого наш урок был очень тяжелым?
-В чем тебе было тяжелого сегодня на уроке? В чем ты затруднялся?
- Открываем дневники и записываем на завтра домашнее задание: Стр.46, упр.67 Сегодня на уроке мы узнали, что значит переносное и прямое значение, также узнали что 1 слово может употребляться в разных значениях
Дети поднимают руки, для кого был урок легким
Легко было найти прямое значение
Дети поднимают руки, для кого был урок тяжелым
Я затруднялся на уроке объяснить лексическое значение слов
Дети открывают дневник и записывают Д\З3 мин