Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов.


Урок русского языка в 10 классе.
Тақырыбы: Тема: Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов.
Типі Тип: применения зунМақсаты: Цель: обеспечить обобщение теоретических основ вопросов раздела «Лексикология», актуализировать умения, сформированные при его изучении в средних классах, формирование умений применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: определять лексическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их значением;
развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами, коммуникативные компетенции;
воспитывать ответственное отношение к учебе, чувство коллективизма.
Әдістері Методы: репродуктивный, игровой, словесный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ, контроля.
Қөрнекілігі Оборудование: карточки, флипчарт, мультимедийное оборудование, ноутбуки, электронный учебник «Русский язык. 10 класс» системы «Пифагор», мини-презентации учащихся.
Сабақтың барысыХод урока:
I.Ұйымдастыру кезеңі. Орг. этап. 1 м.
Писхологический настрой.
II. Ой қызметінің белсенділігін ояту. Активизация мыслительной деятельности. 5 м.
Игра в кости.
1.Когда пишется разделительный ъ?
2.Как пишется слово акац… и почему?
3.Какие гласные пишутся после шипящих в корне слов?
4.В приставках на з-с з пишется …
5.Что такое фонетика?
6.Определите тип предложения: Иду по лесу, слушаю тишину.
7.Как пишутся слова: к…снуться пола, к…саться воды?
8.Каков способ связи в словосочетании выполнить задание?
9.Как называется раздел языкознания, изучающий произношение слов?
10.Произнесите правильно: каталог, красивее.
11.Мягкий знак в наречиях пишется…
III. Бұрынғы білімді жандандыру. Актуализация прежних знаний. 5 м.
Орфографическая минутка.
Вставить буквы, объяснить, от чего зависит правописание.
Сп….сать текст, не сп….ши говорить, зап…вать песню, зап…вать водой, пос…деть на скамейке, пос…деть от горя, пол…скать белье, пол…скать ребенка.
IV. Применение зун. 20 м.
1.Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф: «Чем больше знает человек, тем он сильнее».
Знаете ли вы, каков словарный запас обыкновенного человека? ученого? А.С.Пушкина? К чему нужно стремиться?
2.Терминологическая работа. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
Словарный запас одного человека.
Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Все слова языка.
Раздел лингвистики, изучающий лексику.
3. КОЗ.
Сын вашей соседки – моряк. Он прислал письмо, в котором старушка почти ничего не поняла. «Откуда слов-то таких нахватался!» - причитает старушка. Помогите ей прочитать письмо.
Капитан нашего корабля – настоящий библиофил. Да такой, что считает аморальным ставить автографы на любимых им монографиях известного ученого-лингвиста. Нарушившего это правило ожидает суровая автократия.
Прочитайте текст. Найдите слова с неясным лексическим значением, выпишите их.
Объясните эти слова с помощью словаря международных словообразовательных элементов.
Какое слово употреблено не к месту? Почему?
Как вы относитесь к употреблению большого количества иностранных слов?
Самопроверка:
1)Библиофил, аморальный, автограф, монография, лингвист, автократия.
Оценивание: найдены все слова – 3 балла,
найдено 3-5 слов – 2 балла,
найдено менее 3 слов – 1 балл,
слова не найдены – 0 баллов.
2) Объяснение значений слов.
Библиофил – любитель книг.
Аморальный – лишенный морали, безнравственный.
Автограф – своя подпись.
Монография – письменный труд одного человека.
Лингвист – ученый-языковед.
Автократия – господство одного человека.
Оценивание: объяснены все слова- 3 балла,
объяснены 3-5 слов – 2 балла,
объяснено менее 3 слов – 1 балл,
слова не объяснены – 0 баллов.
3)Слово «автократия» употреблено не к месту, т.к. обозначает господство одного человека, уместнее было бы сказать «наказание».
Оценивание: слово найдено и объяснено- 2 балла,
слово найдено, но не объяснено – 1 балл,
слово не найдено – 0 баллов.
4) В нашей речи нужно стараться употреблять русские слова. Если невозможно подобрать синоним, тогда можно употребить иностранное слово. Но старайтесь меньше использовать иностранные слова, чтобы не засорять речь.
Оценивание: дан полный ответ- 2 балла,
дан неполный ответ – 1 балл,
ответа нет – 0 баллов.
Шкала оценивания.
Баллы 8-10 6-7 2-5 0-1
оценка «5» «4» «3» «2»
4.Выступление учащегося «Однозначные и многозначные слова».
5.Найти многозначные слова в отрывках из произведений А.С.Пушкина, определить их значения.
Составление словарной статьи слова «земля».
а) ...кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся.
б) Я удаляюсь от морейВ гостеприимные дубровы;Земля мне кажется верней,И жалок мне рыбак суровый.
в) Потоки мутные теклиИ рыли влажну грудь земли.
г) Отец понять его не могИ земли отдавал в залог.
д) Или от Перми до Тавриды,От финских хладных скал до пламенной Колхиды,От потрясенного КремляДо стен недвижного Китая,Стальной щетиною сверкая,Не встанет русская земля?
Для справки: а)земной шар; б)суша; в)поверхность суши, почва; г)земельное владение, участок; д)страна, государство, народ.
6.Выступление учащегося «Прямое и переносное значение слов».
7.Работа с электронным учебником.
Тема 1, упражнение 1.
Найдите предложения, в которых выделенные слова употребляются в переносном значении.
Ключ: 3,5,6,8,9,10.
8.Выступления уч-ся «Метафора, метонимия», «Олицетворение, эпитет». Работа с презентациями.
9.Записать предложения, найти метафору, метонимию, олицетворение, эпитеты. Расставить знаки. Взаимопроверка.
С утра был туман но к завтраку п…года ра…гулялась. Не то на сер…бре на зол…те едал. Деревья еще не ра…пустили всех своих листьев и под ними была тень легкая кружевная узорчатая. Была глухая полноч…ь месяц насупившись бр…сал на землю дремл…щий свет.
V. Жаңа білім мазмұнын меңгерту.Проверка усвоения материала. 10 м.
Тестирование (электронный учебник, тема 1, тест).
VI. Үй тапсырманы түсіндіру.Объяснение домашнего задания. 2 м.
1 ур.п.11-12, у.127
2 ур.п.11-12, у.120
3 ур.п.11-12, выписать из литературных произведений по 3 метафоры, метонимии, эпитета, олицетворения.
VII.Сабақтын қорытындысы. Рефлексия. Подведение итогов урока. 2 м.
1.Сегодня на уроке я узнал(а)…
2.Психологическая оценка урока.
3.Сдача оценочных листов.