Педагогический проект Чтение с увлечением
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Нефтекумского муниципального района
Ставропольского края
Педагогический проект «Чтение с увлечением».
Тема: Формирование читательской деятельности
у обучающихся начальной школы
Автор: Шувалова Лариса Александровна,
учитель начальных классов
Содержание
Аннотация проекта………………………………………………………3
Актуальность проекта……………………………………………………4
Цели и задачи проекта…………………………………………………..7
Содержание проекта………………………………………………….....8
Идея проекта……………………………………………………………..9
Ресурсное обеспечение проекта…………………………………….…13
Партнеры………………………………………………………………..13
Целевая аудитория………………………………………………….….13
План реализации проекта……………………………………………...15
Ожидаемые результаты……………………………………………..…15
Приложения………………………………………………………….…17
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование читательской деятельности у обучающихся начальной школы.
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам, что обеспечивается содержанием проекта.
Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования читательской деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Актуальность
Проблема действительности: «Дети не читают!». Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Где мы потеряли юного книголюба? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. Школа ссылается на семью, а семья – на школу. В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи и библиотеки для ее решения. Поэтому и был разработан проект совместного чтения "Чтение с увлечением", так как современные школьники мало читают и не испытывают интерес к предмету «Литературное чтение». В результате этого, у детей наблюдается низкий уровень познавательных функций, слабо развиты нравственные качества личности и тормозит эмоциональный уровень. Это существенно осложняет задачу развития ключевых компетенций в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов. Как достичь таких результатов? Педагогический проект «Чтение с увлечением» позволит объединить урочную и внеурочную деятельность в достижении цели по развитию читательских компетентностей детей позволит расширить границы урока и привлечь родителей и социальных партнёров к совместной творческой деятельности.
Цель проекта:
Педагогическая Ученическая
Формирование коммуникативных и читательских компетенций у младших школьников. Создание условий для формирования читательских и эмоционально – социальных умений.
Научиться понимать прочитанное и использовать информацию, полученную из разных источников. Познакомиться с жизнью и творчеством детских писателей.
Задачи:
Педагогические Ученические
Развивать навыки осмысленного чтения; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении;
формировать читательскую самостоятельность младших школьников, формировать желание совместного детско-родительского чтения и оказывать методическую помощь,
формировать нравственные понятия. Активизировать совместную работу с библиотеками школы и города. Умение ставить цель, планировать свою деятельность для достижения цели и анализировать выполненную работу;
умение выслушивать друг друга; умение распределять обязанности; умение работы с информацией: поиск, анализ, систематизация, передачи;
Содержание проекта
Совершенствование техники чтения.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Основными причинами замедленного темпа чтения являются:
низкий уровень внимания и памяти;
пониженный объем оперативного поля зрения;
маленький словарный запас;
регрессия – возвратные движения глаз;
не развитый артикуляционный аппарат.
Для овладения обучающимися оптимальной скоростью чтения были выделены наиболее эффективные приемы:
Развитие внимания и памяти 1 Упражнения для развития внимания и памяти. Ежедневно на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира
2 Зрительные диктанты (по И. Т. Федоренко).
3 Прием «жужжащего чтения» Расширение объема оперативного поля зрения 4 Упражнения на восприятие
Ежедневно на уроках математики
5 Числовые и буквенные пирамиды. На уроках литературы
Расширение словарного запаса 6 Толкование значения новых слов с помощью предметов, картинок, синонимов, антонимов, пословиц, толкового словаря. На уроках литературы, окружающего мира
7 Упражнения для активизации словаря.
Ежедневно на уроках литературы, русского языка, окружающего мира
Устранение регрессии 8 Использование указки При чтении любых текстов
Развитие артикуляционного аппарата 9 Артикуляционная гимнастика (скороговорки, чистоговорки) На уроках литературы, русского языка
Формирование умений работы с текстом.
Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель овладел осознанным чтением. Необходимо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, определять авторскую позицию и высказывать собственное суждение. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключенное в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Осознанность чтения – это понимание прочитанного текста. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – ребенок мгновенно вспоминает полученные ранее знания (осознает известное значение слов) и связывает их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста применение знаний и установление новых логических связей представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Для формирования умений работы с текстом на разных уроках (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, риторика) применяются различные виды упражнений:
Работа с деформированными предложениями, неоконченными предложениями, текстами, чтение текста с пропущенными словами. Эти упражнения основаны на приеме антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, знанием логики развития событий, усвоением результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением.
«Прочти, спроси, ответь!». Дети читают строчки из стихотворения, затем каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске: «Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…?»
«Чтение – разведка». Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания – развитие умения ориентироваться в представленном материале и находить главное.
«Финиш». Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос.
Технология развития критического мышления. Применение приемов «инсерт», «кластер» при чтении учебных текстов позволяет учащимся использовать свои знания и учит не формальному прочтению, а работе с текстом.
Многократное обращение к тексту, перечитывание с различными заданиями
Формирование интереса к чтению.
Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Процесс формирования читательской компетентности будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.
В рамках проекта формирование интереса к чтению осуществляется за счет расширения круга чтения и взаимодействия с родителями.
Расширение круга чтения:
- посещение школьной библиотеки;
- посещение городской детской библиотеки (1 раз в четверть), библиотеки микрорайона (1 раз в месяц);
- библиотечные уроки;
- ведение дневника читателя;
- акция «Поделись книгой» (презентация детьми прочитанных книг).
Важную роль в формировании интереса к чтению играют родители, их отношение к чтению.
Взаимодействие с родителями:
Тематические родительские собрания
Консультации с родителями по организации работы дома:
чтение перед сном;
щадящее чтение;
совместное чтение с родителями.
Литературные классные часы (инсценирование произведений с участием родителей).
Идея проекта.
Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно: Подготовительный этап «Учимся любить книгу» На этом этапе важно, чтобы дети систематически узнавали новые детские книги и произведения. Именно знание рождает интерес – это первый закон обучения.
Учитель, совместно с работниками библиотеки берёт на себя все организационные трудности этого периода: подбор книг, которые заинтересуют детей, чтение этих книг детям и практический показ работы с книгой. Начальный этап «Учимся читать книгу» В этот период у ребёнка может возникнуть боязнь чтения, как процесса и даже нежелание читать. Работа ведётся под наблюдением учителя, чтобы закрепить у детей последовательность читательских действий, умение самостоятельно общаться с книгой (до чтения, в процессе чтения и после её прочтения). Здесь большая задача ставится не только перед учителем, как он научит и заинтересует, но и перед работниками библиотеки, как они сумеют найти такой способ «проверки» прочитанного, чтобы он был интересен детям. На начальном этапе обучения читательской самостоятельности, дети приобретают следующие знания: обложка, иллюстрация, предисловие, послесловие, а также знакомятся с писателем, его биографией и произведениями. На этом этапе используется технология действий с детскими книгами. Данный этап направлен на узнавание книги «в лицо», её запоминание, правильное рассматривание, «чтение» картинок, оформительских деталей, иллюстраций; вычитывание информации с обложки, титульных листов; анализ оглавления и прочее. Основной этап «На урок с домашней подготовкой» На этом этапе новых упражнений с книгами не вводится, но рассматриваются книги усложнённого оформления, объёмные сборники, справочники, избранное, собрание сочинений писателей – все известные типы детских изданий. Особенность этого этапа в том, что он является самым продуктивным по видам деятельности. Называется он так потому, что дети дома читают книги и в классе под руководством учителя или в библиотеке обсуждают прочитанное. Благодаря этому, дети повышают свой уровень понимания, учатся новым приёмам работы с книгой и текстом. Закрепление читательских умений и навыков происходит при изготовлении самоделок на уроках труда и изобразительного искусства, на уроках написания сочинений и изложений, во внеурочной работе, в библиотеке, при домашнем чтении. Так как внеклассное чтение не вынесено в отдельный предмет, дети еженедельно работают с книгой дома, и у них вырабатывается привычка регулярного чтения. Заключительный этап Учащиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно значимой деятельностью.
Ресурсное обеспечение проекта
Временные ресурсы: 2 года
Материально-технические ресурсы: классные кабинеты, школьная библиотека, актовый зал, мультимедийное оборудование.
Кадровые ресурсы: в реализации проекта принимают участие классные руководители, учителя русского языка и литературы, математики, окружающего мира, школьный библиотекарь (проводит библиотечные уроки, организует тематические выставки книг).
Партнеры: Центральная детская библиотека города Нефтекумска, школьная библиотека.
План реализации проекта
Этапы Содержание деятельности Сроки
1. Подготовительный -мониторинг техники чтения;
-определение уровня сформированности навыка чтения;
-анализ научно-методической литературы;
-выявление эффективных приемов формирования читательской деятельности Май – август, 2012
Основной -применение на практике упражнений для развития техники чтения;
-реализация плана интегрированных уроков;
-организация взаимодействия с партнерами и родителями Сентябрь, 2012- апрель, 2014
Заключительный мониторинг техники чтения;
-определение уровня сформированности навыка чтения Май, 2014
Ожидаемые результаты
Сформированные коммуникативные навыки, навыки делового общения с учётом возрастных возможностей ребёнка;
Достаточно сформированный опыт выполнения морально-этических норм на основе понимания их социальной необходимости;
Достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
Умение ставить и удерживать цель, планировать деятельность, добиваться результата;
Умение работать с информацией: поиск, анализ, систематизация, передача;
Рост показателей социальной активности обучающихся.
100 % обучающихся овладеют техникой чтения до 120-150 слов в минуту.
Сформированность навыка чтения повысится на 20%.
Примерное содержание творческого проекта
№ Мероприятия, запланированные на первую четверть Задачи Ожидаемый результат
1 Классный час. Совместное планирование деятельности в рамках проекта. Формировать УУД: Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция. Умение планировать свою деятельность
2 История слова «Нефтекумск». Знакомство обучающихся с историей слова.
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД
Целеполагание; Возникший интерес к истории и желание заняться самостоятельной поисковой деятельностью и подготовиться к творческой презентации
3 Выход в Нефтекумскую центральную библиотеку. Создание ситуации успеха для каждого ученика. Знакомство с новой информацией через литературную викторину.
Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД
Целеполагание; Приобретение новых знаний, мотивирующих к дальнейшей самостоятельной деятельности
4 Родная Нефтекумская земля Развитие творческого потенциала обучающихся. Активность детей и (сказания, легенды о Ставропольском крае) Формирование УУД:
Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД
Целеполагание; Активность детей и родителей в мероприятии.
5 Человек и природа в фольклорных и литературных произведениях о Нефтекумье. Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли полно и точно; . Регулятивные УУД
Целеполагание; Активность детей и родителей в мероприятии.
6 Декада «Осенний калейдоскоп»:
1. Знакомство с творчеством Ставропольскихпоэтов.
2. Конкурс чтецов.
3. Выставка творческих работ.
4. Конкурс рисунков «Осень в моём городе»
5. Праздник Осени.
Развитие творческих способностей (чтение стихов, конкурс рисунков и фотографий, написание сказок, рассказов, поделки из природного материала)
Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияСовместная семейная творческая работа на этапах подготовки и проведения праздника.
7 Анализ проделанной работы и планирование на 2 четверть в рамках единого целеполагания педагогического проекта Выявление трудностей на этапах реализации педагогического проекта и поиск путей их преодоления. Планирование дальнейшей работы с учётом проделанного анализа Оптимальный вариант плана на 2 четверть
8 Мониторинг активности участников реализации педагогического проекта Выявление лидеров, пассивных и активных участников, активизация всех участников проекта Увеличение числа активных участников проекта
9 Основание города Нефтекумска. Формирование социальной компетентности, формирование личностных действий (знание моральных норм, умение соотносить поступки с этическими принципами) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные общеучебные действия Активность детей и родителей в мероприятии.
10 Экскурсия в Музей истории Знакомство с новой информацией через экскурсию Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД
Целеполагание; Возникший интерес к истории и желание заняться самостоятельной поисковой деятельностью и подготовиться к творческой презентации
11 Любимый город (стихи Ставропольских поэтов) Познакомить с биографией и творчеством томских писателей.
Познавательные общеучебные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляцияЗнакомство с произведениями Ставропольских писателей.
12 Главная улица города. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Анализ объектов
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов. Возникший интерес к истории и желание заняться самостоятельной поисковой деятельностью и подготовиться к творческой презентации.
13 История Нефтекумских улиц. Умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Анализ объектов
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов. Написание сочинений, создание презентаций.
14 Нефтекумск в судьбе моей семьи. Умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Умение выражать свои мысли полно и точно; Формирование социальной компетентности Создание семейного древа. Написание сочинений, детские презентации.