Научный проект Мой школьный ранец


Оглавление.
Введение.
Глава II. Теоретическая часть
Когда появился первый школьный портфель и школьный ранец? 3
Как выбрать школьный ранец. 4
А сколько весит школьный ранец? 5
Чем и как можно облегчить мой школьный ранец? 6
Глава II. Экспериментальная часть.
2.1 Проводим исследования с ранцами наших школьников. 6
2.2 Как избежать вреда отношения тяжёлого ранца. 8
2.3 Мои предложения по тому, как облегчить ранец. 8
2.4 Мои рекомендации детям, родителям, работникам школы. 9
Заключение. 11
Список литературы. 11
Приложение. 12-13
Слайд-фильм «Мой школьный ранец»
Отзыв о работе. 14
Абстракт
Цель исследования: выявить, какие виды ранцев пользуются особой популярностью у детей начальных классов нашей школы. Соответствуют ли они возрасту детей. Рассмотреть влияние ношения ранца на осанку детей. Определить вес ранцев и рассмотреть его сточки зрения норм определённых министерством здравоохранения Казахстана.
В соответствии с целью я ставлю следующие задачи:
• Изучить историю ранца.
• Изучить нормативные документы и требования к ранцу учеников
начальных классов по классам отдельно.
• Провести исследование по весу ранцев в 1, 2, 3, 4 классах.
• Провести исследование веса моего ранца по дням недели.
• Провести исследование по выбору ранца для школы.
Объект исследования: ранцы младших школьников Михайловской начальной школы.
Гипотеза исследования: если добиться того, что ранцы младших школьников будут более удобными и лёгкими, то спина детей не будет испытывать перегрузки, осанка не будет нарушаться из-за ношения тяжести за спиной и это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Методы исследования: изучение нормативных документов, наблюдения за портфелями учащихся, эксперимент, исследование, опыты, сравнение.
Актуальность исследования:
У меня и некоторых моих друзей и знакомых есть такая проблема, которую взрослые называют сколиоз, и искривление грудной клетки. Мне бы хотелось избавиться то этого. Я хочу исследовать как мой ранец влияет на мою осанку и осанку моих друзей и что можно сделать для того, чтобы ранцы были безопасными для всех малышей.
ВВЕДЕНИЕ.
Однажды я прочитала о том, что у всех детей ранец должен быть определённого веса и размера. До этого я даже никогда об этом не думала. Я считала, что главное в ранце то, что он должен быть красивым и чтобы в нём было побольше всяких карманов. В нашем классе в этом году я выполняла поручение о бережливости. Я проверяла у ребят нашего класса порядок и сохранность школьных принадлежностей в портфеле, и мне часто приходилось брать в руки чужие портфели. К своему я уже привыкла, и как-то не очень заметно, что он тяжёлый. А вот портфели других ребят, в некоторые дни, мне казались набитыми камнями. И хотя наша учительница часто давала домашние задания не по учебнику, а по карточке, заставляя нас оставлять учебник в классе, нам хотелось всё своё иметь всегда при себе. А кроме учебников нам уже хочется положить в портфель всякие интересные мелочи (альбомы с наклейками, анкеты и т.д.). Мне стало очень интересно, а сколько ж весит мой портфель? Так началась моя исследовательская работа.
Глава I. Теоретическая часть.
Когда появился первый школьный портфель и школьный ранец?
До чего же скучно, братцы,
на чужой спине кататься!
Дал бы кто пару ног,
чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный …Ранец
Я всегда считала ранец чисто школьным предметом, но оказывается его вместе с названием, занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наёмные немецкие солдаты московских царей более 300 лет назад. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. Раньше ранцы делали из чёрной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать всё это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувших с фронта родственников. И в том и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь.
В более поздние времена стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстёгивались и без серьёзных усилий возвращались на место. У моей мамы тоже был портфель с ручкой и без всяких лямок. Дабы не вводить родителей в искушение и не развивать в самых школьниках чувство зависти, все ранцы делали – томительного тёмно-коричневого цвета, синий, темно-зеленый. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
Такие разные – ранцы и портфели.
Для начала стоит понять, чем отличаются ранцы от портфелей от ранца. Ранец – это прямоугольный рюкзак с двумя лямками и жесткой конструкцией, который надевается на оба плеча портфель имеет только одну длинную лямку, так что его придется носить на одном плече, что чревато искривлением позвоночника. Поэтому всем ученикам младших и даже средних классов хирурги-ортопеды рекомендуют носит ранцы, причём носит их на двух плечах, и ни в коем случае не на одном. Впрочем, ученикам средних классов ходить с детскими ранцами не очень-то нравится, поэтому для них существуют более модные и молодежные рюкзаки и сумки все с теми же двумя лямками.
Бабушка говорит о том, что еще двадцать назад большинству родителе даже не приходило в голову выбирать ранец для своего чада, основываясь на критериях их полезности для осанки ребёнка. Выбор был невелик и потому, хватали, как правило то, что попадалось под руку. К счастью, те времена прошли, и мы имеем возможность выбирать себе портфели вместе с родителями. Сейчас рынок «школьной» продукции настолько насыщен, что мы имеем возможность выбрать себе ранец по цвете, по размеру, который не испортит осанку и будет не только удобным, но и красивым.
Как выбрать школьный ранец.
10 признаков хорошего школьного ранца.
Школьный ранец, на первый взгляд, предмет простой. И выбрать его нетрудно- лишь бы был легкий и ребенку нравился. Однако ранец для школьника должен отвечать многочисленным требованием качества и безопасности, иначе под угрозой окажется безопасность и даже здоровье самого ребенка. Чтобы помочь вам сделать правильный выбор, мы определили 10 признаков качественного школьного ранца.
Вес
Хороший школьный ранец весит меньше 1 кг. Дело в том, что дети- без опасности для своего здоровья- могут переносить груз, составляющий не более 10 % от их веса. Таким образом, максимальный вес ранца первоклассника со всем содержимом – 2-3 килограмма.
Ортопедическая спинка
В начальных классах осанка у детей еще только формируется, поэтому ортопедическая спинка у ранца должна быть обязательно. Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и, с одной стороны, заставляет ребенка держать спину правильно, а с другой – оптимально распределяет нагрузку.
Лямки
Лямки школьного ранца обязательно должны регулироваться по длине – это ещё одно из требований. Регулируемые лямки помогают правильно расположить ранец на спине.
У качественного ранца лямки широкие (4-5 см) и плотные (подкладкой) – тонкие и узкие будут врезаться в плечи.
Светоотражающие элементы
От того, есть ли на ранце светоотражающие элементы, зависит безопасность на дороге. Именно светоотражатели делают детей заметными для водителей в темное время суток и при плохой видимости.
Жесткий корпус
Корпус хорошего ранца защищает и свое содержимое, и спину ребенка. Как правило, все стенки корпуса жесткие, хотя в последнее время многие производители стремятся уменьшить вес ранца и выпускаю модели со стенками из гибкого пластика. Как бы то ни было, спинка и дно ранца обязательно должны быть жестким – в противном случае его содержимое будет давить на спину ребенка.
Водонепроницаемое дно
Качественные ранцы можно ставить на землю, в снег или в лужу – их содержимое защищают от грязи и влаги ножки-упоры и дно из водоотталкивающего материала. У некоторых моделей ранцев полностью пластиковое дно, которое очень удобно мыть.
Прочная ткань и окантовка
Хороший ранец сшит из легкой и прочной ткани. Нанесенный на ткань рисунок не должен ни смываться, ни стираться.
Удобные замки и молнии
Молнии и замки качественного ранца открываются и закрываются без лишних усилий. Причем не только вами, но и вашим ребенком. Замки обычно изготавливаются из прочного и гибкого пластика – нейлона или полипропилена. Молнии у хорошего ранца закрыты клапанами, защищающими его содержимое от дождя и снега.
Внутренние отделения
В хорошем ранце несколько карманов и удобные внутренние отделения, позволяющие аккуратно разместить все, что необходимо школьнику.
Дизайн
Последний, но оттого не менее важный, чем остальные, признак хорошего школьного ранца- привлекательный дизайн. Последнее слово должно остаться за мной. Ранец должен быть не только удобным и безопасным, но и нравиться тому, кто его носит.
А сколько весит школьный ранец?
При покупке ранца следует обязательно учитывать комплекцию школьника. Если он маленький, то, соответственно, и ранец небольшой. Большому ученику- большой ранец. Еще одна важная деталь – вес учебников в комплекте с письменными принадлежностями не должен превышать допустимых норм: вес портфеля школьника должен составлять не более 15% от собственного веса.
Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:
ля учащихся 1-2-х классов – 2,2 кг,
ля учащихся 3-4-х классов – 3,3 кг.
Зная такие цифры мне захотелось взвесить свой ранец (см. приложение №1)
Оказалось, что мой ранец почти всегда будет тяжелее нормы, если в него вложить все книги.
Теперь я понимаю, почему Наталья Викторовна чаще даёт нам задания на карточках и рекомендует учебник домой без особой необходимости не носить.
Чем и как можно облегчить мой школьный ранец?
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск- и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, дугой в школе.
В Европе облегчают вес портфеля по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
В Казахстане также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. (Учебники-тетради по 12-летней школе). У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств и мама говорит, что это дорого для государства и для нас тоже. Каждому придётся покупать учебник, а сейчас мы получаем книги в библиотеке.
Глава II. Экспериментальная часть.
2.1 Проводим исследования с ранцами наших школьников.
Узнав так много интересного материала про самый обыкновенный предмет-ранец, мне захотелось кое-что проверить и провести опыты и наблюдения. Мне было очень интересно работать над этой темой. Оказывается столько полезного и интересного скрывается в самых обыкновенных вещах. Итак мною было проведено первое исследование по цветам портфелей ребят нашей начальной школы. Это было довольно легко сделать. Я заготовила заранее список всех цветов портфелей и пришла пораньше в школу. Наш класс расположен очень удачно, и все ребята прошли мимо меня и так за полчаса у меня появилась информация по цветам. (см. приложение №2)
Второе исследование я сделала по тому, как ребятам нашей школы выбирали портфели. Я задала всем ребятам один и тот же вопрос.
- Кто выбирал портфель сам для себя, а кому выбрали родители?
На вопрос почти все дети ответили, что они принимали активное участие в выборе ранцев.
Тогда был задан ещё один очень важный вопрос.
- Как вы выбирали ранец по внешнему виду или по тому, как он удобно держится на плечах? Мерили ли вы ранцы при покупке? На этот вопрос были получены следующие результаты. (см. приложение №3)
Многие ребята выбрали ранец только по внешнему виду. Ребятам даны рекомендации как правильно выбирать ранец без вреда для здоровья.
10 ребятам были заданы следующие вопросы:
Вопрос да нет не всегда
Удобно ли тебе нести твой ранец? 8 0 2
Бывает ли слишком тяжёлым? 6 2 2
Любишь ли ты, чтобы было много отделов и карманов? 10 0 0
Хотел бы чтобы в школу не нужно было носить портфель? 2 6 2
Часто ли тебе меняют портфель? 1 9 0
У родителей.
Какой вы выберите ранец дорогой, но хороший или подешевле независимо как он влияет на здоровье?
из 5 ответили, что будут искать и недорогой и удобный.
1 – лишь бы нравился ребёнку.
1 – то, что подешевле, всё равно не надолго.
2.2 Как избежать вреда от ношения тяжёлого ранца.
Я заметила сама на себе и понаблюдала за своими одноклассниками, что когда снимаешь с плеч ранец дома или в школе хочется размяться и отдохнуть. Поэтому я считаю, что для этого нужны гимнастические упражнения на восстановление осанки для всех детей. Эти упражнения мы придумали сами в классе.
1 упражнение «Перекаты».
Мы становимся парами спиной к спине, захватываем, друг друга локтями и начинаем упражнение. Один человек сгибается вперёд, а другой выгибает в это время спину назад и так поочерёдно несколько раз. это весело и полезно. В нашем классе все ребята делают это упражнение с удовольствием.
упражнение «Пилим дрова».
Мы берём, друг друга за противоположную руку и тянем на себя по очереди. Тоже очень весело и полезно.
упражнение «Ровный столбик»
В классе у нас есть место, где мы можем ставить и проверять правильность осанки. Нужно стать к стенке и прижать пятки, ягодицы и голову плотно к стене.
упражнение «Тюльпан».
Руки заводим за спину, ладони поднимаем вверх, и прижимая их друг к другу поднимаем как можно выше.
упражнение «Обнимаем локотки».
Руки отводятся назад, захватывают локти как можно дальше и ходим на пятках. Эти упражнения я показала первоклассникам, чтобы они тоже могли сами в игре позаботься о своей фигуре, а главное о своём здоровье.
2.3 Мои предложения по тому, как облегчить ранец.
Как мы любим 1 Сентября – День Знаний! Как приятно ходить с мамой и выбирать для себя своих будущих помощников в учёбе! Как много всего мама мне накупила! Радуемся мы и совсем забываем о том, что всё это должно вместиться в портфель, и потом окажется у нас за плечами. В начале года мы не чувствуем эту тяжесть. Ещё бы! Всё такое новенькое и красивое! Хочется понести сразу всё. И непонятно почему учительница рекомендует оставлять пластилин, планшет, краски и альбом в классе? Потом мы понимаем, что это лишь потому, что ей жаль смотреть на наши сгорбленные спины под тяжёлыми ранцами.
Вот и задания она чаще даёт нам на карточках, ведь учебники такие тяжёлые! Я думала над этим тоже и у меня появились такие предложения:
Почему бы в наших школах не ввести индивидуальные ящики для каждого ученика как в Америке есть у всех детей.
Каждому ученику выдавать 2 комплекта учебников: 1 для дома, другой для школы.Не давать домашнее задания детям.
Можно придумать специальные тетради на печатной основе для выполнения домашних заданий, если без них нельзя обойтись.
Создать недорогие и безопасные компьютеры, в которых будут электронные учебники и развивающие игры.
2.4 Рекомендации
Рекомендации ученикам.
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 гр.
У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ.
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы как это хранится у нас в классе.
Заключение.
Целью моей работы было исследование моего школьного ранца и ранцев моих друзей. Мне удалось выяснить, какие цвета нравятся первоклассникам и детям постарше. У девочек 1 класса портфели розового цвета, а четвероклассниц нет ни одного розового. Так меняются наши вкусы!
Детям были даны рекомендации как правильно выбирать школьный ранец. С моей учительницей мы подготовили и раздали памятки для родителей «Как правильно выбрать ранец!»
Разработаны предложения по тому, как облегчить ранцы детей, которые в большинстве случаев по весу превышают допустимые норы.
Список литературы.
Лев Яковлев «Большая энциклопедия знаний школьника».
В. И. Угнивенко «Осанка, воспитание и коррекция осанки».
А. И Игорский «Как выбирать школьный ранец».
Д, И. Полухин «Первоклашкам – ранцы, подросткам – рюкзаки».

Приложение № 1
Дни недели Вес ранца Лишний вес
Понедельник 4 кг 200 г 900 г
Вторник 3 кг 600 г 300 г
Среда 4 кг 100 г 800 г
Четверг 4 кг 200 г 900 г
Пятница 3 кг 900 г 600 г
Суббота 3 кг 600 г 300 г
Приложение № 2
Цвет ранца Девочки Мальчики
зелёный 1 2
серый 0 1
фиолетовый 2 0
синий 0 1
розовый 5 0
чёрный 0 2

Приложение № 3
Вопрос Ответы детей
да нет
Выбирали ранец по внешнему виду? 11 4
Выбирали ранец по удобству на плечах? 4 11
Мерили ли ранец при покупке? 9 6

Отзывы о работе.
Моя дочь Жамшитова Даяна в этом году занималась работой над проектом по теме «Мой школьный ранец .Что несу в нём я, и что он может принести мне». Началось всё с того, что она взяла весы и начала взвешивать свой школьный ранец и учебники, потом стала вести записи и называла всё это «научный проект». Сначала это вызвало у нас улыбку и казалось, что это лёгкое увлечение быстро пройдёт, но время шло, и наш ребёнок целенаправленно работал над своим проектом. Теперь это занятие не вызывало у нас улыбку и вся семья подключилась к работе. Было задействовано всё и энциклопедии и интернет, и личный опыт. За время работы над проектом я увидела в своём ребёнке целеустремлённость, желание узнать что-то новое, умение отбирать нужный и интересный материал. Она приносила рекомендации Натальи Викторовны и очень старательно их выполняла. В 3 классе мой ребёнок повзрослел и стал значительно серьёзнее. Даяна стала работать немного быстрее, раньше скорость работы была значительно ниже. Надеюсь на то, что этот первый в её жизни школьный научный проект не станет последним, и мой ребёнок будет учиться лучше, ведь у неё появляются первые задатки самостоятельного приобретения знаний.
Мама Даяны Жамшитовой Абжикеева Гульжан.
Мы одноклассники Даяны за время её работы над проектом узнали очень многое о наших школьных портфелях. Раньше мы не знали, как правильно выбирать школьные ранцы, сколько должен весить пустой и полный ранец, а теперь даже сможем проконсультировать родителей при покупке. Было очень интересно когда взвешивали в классе наши портфели. Самый тяжёлый был у Ромы. Оказалось, что он носит много лишних книг и тетрадей и Даяна дала нам рекомендации, как избежать перегрузки портфеля. А ещё нравится выполнять несложные и интересные физические упражнения для разгрузки спины. Многим из нас тоже захотелось заниматься проектами и некоторые уже начали.
Ребята 3 класса Михайловской начальной школы
ГУ «Михайловская начальная школа»
Тема:
« Мой школьный ранец.
Что несу в нём я, и что он может
принести мне»
Автор: Жамшитова Даяна 3 класс
Руководитель: Полякова Наталья Викторовна
2015-2016 учебный год