Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный патриот для 2,4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности “Юный патриот” реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности А. Б. Гречкиной «Юный патриот».
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе установлены дни славы русского оружия – дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности “Юный патриот” направлена на то, чтобы знакомить школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Цель программы:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка.
Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традицияхсвоей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения.
Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение, создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.Программа «Юный патриот» разработана на 4 года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 34 часа в год..Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала,заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
По окончании курса дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны,
- о главных символах государства,
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о традициях и культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- традиции и историю своей семьи,
- традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
- различать символы государства – флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,
- определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о родной стране, своем селе,
- ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-- узнавать историю своей семьи, профессии их родителей.
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Выход за пределы аудитории:
посещение поселковой библиотеки;
поездка в Красный Яр( Аллея Славы, музей);
ежемесячное посещение ДК;
посещение Дома творчества.
Подведение итогов обучения
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального);
- участие в социальных акциях;
- создание и пополнение папки «История моей семьи», портфолио ученика(Фото примеров исполнительской деятельности, иллюстрации,Продукты собственного творчества, сочинения на заданную тему);
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок.
Тематическое планирование
2 , 4 класс
№ Название раздела 2 класс 4 класс
1 Календарь моей страны. 9 11
2 Моя малая и большая Родина. 12 10
3 Моя семья. 13 13
Планирование УУД
1.Занятия раздела «Календарь истории моей страны»:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своей страны,
- описывать достопримечательности своей страны,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. Занятия раздела «Моя малая и большая Родина»:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
3. Занятия раздела «Моя семья»:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать историю своей семьи, профессии их родителей.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Содержание программы «Юный патриот»
2 класс (34ч)
1.Занятия раздела «Календарь истории моей страны»:
• Флаг, герб, гимн моей страны. Беседа о государственных символах страны, рисунки по теме.
• Давайте дружить (ко Дню народного единства). Беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях, игры на сплочение коллектива.
• Дети – герои войны. Беседа о трудностях военного времени, подвигах детей, показ презентации о пионерах-героях.
• День защитника Отечества. Рассказ о празднике, о родах войск, беседа. Детям предлагается рассказать о членах семьи, воевавших на фронте, или служивших в армии, выполнить рисунки об армии
• Полет к звездам. Беседа посвященная Дню космонавтики. Рассказ о первом космонавте, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой.
• День Победы. Рассказ о празднике 9 мая, о героях войны наших земляках. Сбор материала для праздничной газеты
• Выпуск газеты «9 мая».
Памятник героям односельчанам. Экскурсия.
2. Занятия раздела «Моя малая и большая Родина»:
• День рождения школы. Рассказ об истории нашей школы, о Дне учителя.
• Что растет на территории школы. Экскурсия.
• Все о школе. Викторина
•История моего поселка.
• Поселок, где я живу. Экскурсии по улицам родного поселка, беседа о памятных и интересных местах села и его окрестностей, о памятнике героям односельчанам.
• Оформление стенгазет по итогам путешествий по поселку.
3. Занятия раздела «Моя семья»:
• Рассказ детей о своей семье. Сбор материала.
• Профессии моих родителей. Беседа о разных профессиях, рассказы детей о профессиях родителей, дедушек, бабушек.
• Я и мое имя.– Оформление страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя.
• Поздравление Бабушек и дедушек с Днем пожилого человека.
• Мама – первое слово. Оформление поздравительной газеты к 8 марта.
• Профессии моих родителей. Оформление страниц в истории семьи или в Портфолио.
• Цветные мелки. Подведение итогов.Конкурс рисунков на асфальте.
Календарно- тематическое планирование
2 класс
№ Тема Кол.часов 1 Флаг, герб, гимн моей страны. 1 Беседа о государственных символах страны. Экскурсия к поселковой администрации.
2 Давайте дружить (ко Дню народного единства). 1 Викторина. Игры на сплочение коллектива.
3 Дети – герои войны.. 1 Просмотр отрывка из кинофильма.Беседа о трудностях военного времени, подвигах детей, показ презентации о пионерах-героях.
4 День защитника Отечества. 1 Рассказ о празднике, о родах войск, беседа. Занятие-состязания.
5-6 Полет к звездам. 2 Беседа, посвященная Дню космонавтики. Рассказ о первом космонавте, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой. Просмотр мультфильма . Игры на выносливость.
7-8 День Победы. 2 Рассказ о празднике 9 мая, о героях войны наших земляках. Сбор материала для праздничной газеты.
Посещение поселковойбиблиотеки.
Экскурсия на площадь• Памятник героям односельчанам.–.9 Выпуск газеты «9 мая» 1 10 День рождения школы.
1 Рассказ об истории нашей школы, о Дне учителя. Занятие- игра.
11 Что растет на территории школы. 1 Экскурсия на пришкольный участок.
Занятие- викторина.
12 Всё о школе. 1 Составление буклета.
Викторина.
13 Правила поведения учащихся в школе. 1 Ролевая игра.
14 Школа прошлого и будущего. 1 Презентация. Игры на воображение.
15 Умники и умницы. 1 Интеллектуальная игра.
16 История моего поселка. 1 Встреча с пожилыми жителями поселка.
17 Поселок, где я живу. 1 Экскурсии по улицам родного поселка.
18 О чем говорят названия улиц. 1 Беседа, презентация.
Викторина
19 Культурная жизнь поселка. 1 Посещение Дома культуры.
20 Занятия жителей поселка. 1 Ролевая игра.
21 Оформление стенгазеты по итогам экскурсии и беседы..1 Выставка рисунков.
22 Я и мое имя. 1 Поиская деятельность.
Занятие- игра.
23 Мои бабушка и дедушка. День пожилого человека. 1 Изготовление открытки.
24 Мама – первое слово. Ролевая игра. Оформление поздравительной газеты к 8 марта.
.
25-26 Профессии моих родителей.
2 Выставка рисунков. Занятие –викторина. Экскурсия на работу родителей.
27 Герб моей семьи. 1 Занятие – викторина.
28-29 Досуг в моей семье.
Игры в моей семье. 2 Ролевая игра.
Шашечный турнир.
30 Права и обязанности родителей и детей. 1 Беседа
31 Семейный бюджет. 1 Ролевая игра.
33 Традиции моей семьи. 1 Занятие- инсценировка.
33 Цветные мелки. 1 Оформление страниц в истории семьи или в Портфолио
34 Подведение итогов. 1 Конкурс рисунков на асфальте.
Содержание программы «Юный патриот»
4 класс (34 ч)
1.Занятия раздела «Календарь истории моей страны»:
• Государственные символы России. Беседа о государственных символах страны, история их создания, рисунки по теме.
• Герои России. Рассказ о Дне героев Отечества, беседа о медалях и орденах, беседа о наших земляках, получивших высокие награды, о наградах, полученных членами семьи.
• Что такое Конституция. Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях граждан страны, о правах и обязанностях школьника, об Уставе школы.
• Блокада Ленинграда. Беседа о дне снятия блокады города Ленинграда 27 января 1944 года. Просмотр фрагмента из фильма о блокадном Ленинграде, выставка книг о войне.
• День защитника Отечества. Рассказ о празднике, о родах войск, беседа. Детям предлагается рассказать о членах семьи, воевавших на фронте, или служивших в армии, выполнить рисунки об армии
• День космонавтики. Беседа об истории освоения космоса, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой.
• День Победы.Рассказ о празднике 9 мая, о героях войны наших земляках.
Подготовка и выступление лекторской группы.
1.Занятия раздела «Моя малая и большая Родина»:
• История моей школы. Беседа об истории нашей школы, знакомство со страницами школьного сайта. Показ презентации о школе и школьных традициях.
• Красноярский район. Экскурсия по историческим и памятным местам нашего района. Показ компьютерной презентации, выставка книг, рисунков, фотографий.
• Самарская область. Заочная экскурсия к памятникам Самары, знакомство с музеями и театрами города. Выставка книг и журналов о Самаре, о Самарском заповеднике.
• Поселок, где я живу. Экскурсии по улицам родного поселка.• Оформление стенгазет по итогам путешествий по Красноярскому району и Самарской области.
3. Занятия раздела «Моя семья»:
• Древо моей семьи. Продолжить работу над составлением генеалогического древа семьи, начатую в 1 классе. Рассказ детей о своей семье. Сбор материала.
• Профессии моих предков. Беседа о разных профессиях, рассказы детей о профессиях родителей, дедушек, бабушек. Продолжить сбор материала, начатого в 1 классе. Рисунки на тему «Моя профессия».
• Я и мое имя. Беседа о традициях семьи при выборе имени для ребенка. Оформление страницы в Портфолио о значении имен, о том, в честь кого дали такое имя.
• Древо моей семьи. Дополнение материала о своей семье в папку или на страницы Портфолио.
• Портрет моей мамы. Оформление поздравительной газеты к 8 марта.
• Цветные мелки. Подведение итогов. Конкурс рисунков на асфальте.
Календарно- тематическое планирование
4класс
№ Тема Кол.час 1 Флаг, герб, гимн моей страны 1 Рисунки по теме
– Беседа о государственных символах страны. Экскурсия к зданию поселковой администрации.
2-3 Давайте дружить (ко Дню народного единства) Лекторская группа. 2 Викторина. Игры на сплочение коллектива.
Подготовка и проведение бесед в начальной школе.
4 Кем гордится Родина. – Рассказ о Дне героев Отечества,беседа о государственных наградах.
1 Беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях, игры на сплочение коллектива.
5 Мои права и обязанности. 1 Экскурсия к стендам школы. Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях детей, о правилах поведения в школе. Инсценировка различных школьных ситуаций.
6 Дети – герои войны. 1 Просмотр кинофильма Беседа о трудностях военного времени, подвигах детей, показ презентации о пионерах-героях.
7 День защитника Отечества. 1 Занятие- состязание.
8 Полет к звездам. 1 Беседа, посвященная Дню космонавтики. Рассказ о первом космонавте, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой. Просмотр мультфильма. Игры на выносливость.
9 День Победы. 2 Рассказ о празднике 9 мая, о героях войны наших земляках. Сбор материала для праздничной газеты.
Посещение поселковой библиотеки.
Экскурсия на площадь. Памятник героям односельчанам.
10-11 Лекторская группа 2 Подготовка и проведение бесед о ВОВ в начальной школе.
12 День рождения школы.
1 Рассказ об истории нашей школы, о Дне учителя. Занятие- игра
13 Школа прошлого и будущего. 1 Презентация. Игры на воображение.
14 История моего поселка. 1 Встреча с пожилыми жителями поселка.
15 Умники и умницы
1 Интеллектуальная игра.
16 История Красноярского района. Поездка в музеуй с. Красный Яр.
17 История г. Самары. 1 Показ компьютерной презентации, выставка книг и журналов о Самаре,Самарском заповеднике, рисунков.
18 О чем говорят названия улиц. 1 Беседа, презентация.
Викторина
19 Культурная жизнь поселка. 1 Посещение Дома культуры.
20-21 Поселок, где я живу. –Проект 2 Составление буклета о своем поселке
22 Древо моей семьи. 1 Знакомство с понятием «генеалогическое древо», о правилах его составления. Рассказ детей о своей семье. Сбор материала.
26 Я и мое имя. 1 Поиская деятельность.
Занятие- игра.
27 Мама – первое слово. 1 Ролевая игра. Оформление поздравительной газеты к 8 марта.
.
28 Семейный бюджет. 1 Ролевая игра.
29-30 Досуг в моей семье.
Игры в моей семье. 2 Ролевая игра.
Шашечный турнир.
31-32 Традиции моей семьи. 2 Занятие- инсценировка.
33 Цветные мелки. 1 Оформление страниц в истории семьи или в Портфолио
34 Подведение итогов. 1 Конкурс рисунков на асфальте.
Список литературы для учителя:
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М.: Айрис – пресс, 2003.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008.
Цифровые ресурсы:
http://www.uroki.net/docnach.htm – методическая копилка
http://nsc.1september.ru Начальная школа
http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список литературы для детей и родителей:
1. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.2.
2.Шабельник Е. С.Права ребенка. – М.: Вита-Пресс, 2002
3.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия