Литературно-музыкальная гостиная Если душа родилась крылатой… (по творчеству М. Цветаевой)









Литературно-музыкальная гостиная
«Если душа родилась крылатой»
(по творчеству М.Цветаевой)




Вакарина Римма Николаевна,
педагог дополнительного образования





Литературно-музыкальная гостиная
«Если душа родилась крылатой»
(по творчеству М. Цветаевой)
Цель: развитие духовно-нравственных основ личности обучающихся, их творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусству русской поэзии.
Задачи:
- создание ситуации успеха для развития креативных способностей
воспитанников:
- включение в активную творческую деятельность детей с разными
способностями;
- привитие любви к художественному слову;
- развитие эстетического вкуса;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;
- развитие коммуникативных компетенций воспитанников.
Оформление мероприятия:
столики, накрытые скатертью, на каждом столике подсвечники со свечами;
на столиках томики стихотворений М.Цветаевой;
галерея портретов поэтессы;
ветки сухой рябины, которыми оформлен зал;
фортепьяно;
на сцене стол со стулом, на столе небольшой подсвечник со свечой, чернильница с перьевой ручкой, большой том, зеркало и старинный почтовый конверт; справа ещё стул, у задника на возвышении два зажжённых подсвечника;
фонограммы песен на стихи М.Цветаевой;
макет морского берега, морские камушки.
Фонограмма: музыка (F. Papetti «Emmanuelle»)
Ведущие:
- Добрый день, дорогие друзья!
- Мы рады встрече с вами!
- Сегодня у нас юбилей!
- Литературная гостиная Центр творческого развития
и гуманитарного образования
«РИТМ в десятый раз открывает двери для своих друзей.
- Почётное право открыть праздник традиционным звоном
волшебного колокольчика предоставляется участнице всех
десяти литературно-музыкальных гостиных, воспитаннице
театра – студии «Плюс» Дейнеко Ульяне.
Воспитанница проходит по залу и звонит в колокольчик
Фонограмма: музыка (F. Papetti «Emmanuell»)
Ведущие:
- «Если душа родилась крылатой».
- Так называется наша литературная гостиная.
- Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени.
- Говорят – Марина, и всё предельно ясно, а она сама любила всё запредельное.
- Биография Цветаевой
- Собственно её биография – это её стихи и проза, её письма и переводы,
всё её творчество.
- Мы предлагаем вашему вниманию, наш заинтересованный зритель, страницы
жизни великой М.Цветаевой.
На сцене слева стол со стулом, справа ещё стул, у задника на возвышении два зажжённых подсвечника. На столе небольшой подсвечник со свечой, чернильница с перьевой ручкой, тетрадка, большой том, зеркало и старинный почтовый конверт.
Всё накрыто большой шалью. Актриса находится в зале.
Фонограмма: песня «Реквием»
Автор текста (слова) – Цветаева М., композитор (музыка) – Минков М.
Актриса поднимается на сцену. Примеряет шаль, рассматривает предметы на столе, берёт со стола подсвечник и зажигает свечу. Открывает тетрадку.
Фонограмма: музыка (Э. Григ «Сон»)
Актриса: Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до – ре»
Актриса подходит к фортепьяно и проигрывает ноты
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя – Марина,
Я бренная пена морская.

Фонограмма: музыка (Э. Григ «Сон»)
Актриса: Мама моя - Мария Александровна – была талантливой пианисткой, покорившей своей игрой самого Рубинштейна
Актриса подходит и проигрывает музыкальный этюд (Л. Бетховен «К Элизе»)
Фонограмма: музыка (Э. Григ «Сон»)
Актриса: Запретный шкаф, запретный плод Этот плод - том, огромный, светло-
коричневый том с золотой надписью вкось: Александр Сергеевич Пушкин.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
Фонограмма: музыка (Э. ГРИГ «Сон»)
Актриса: Море голубое и солёное И внезапно, повернувшись к нему спиной, пишу обломком скалы на скале: «Прощай, свободная стихия!» «Свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, той единственной стихией, с которой не прощаются никогда!
Фонограмма: музыка (Э. Григ «Сон»)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд
Фонограмма: музыка, изображающая плеск волн (диск «Звуки голоса и шумы окружающего мира»)
Актриса: В Коктебеле решилась моя судьба. Я собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать мне – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув на них, я загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл. Вложил мне в ладонь розовый крупный камень, который я хранила всю жизньСерёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен и внешне, и внутренне. Он блестяще одарён, умён, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Мы никогда не расстаёмся. Наша встреча – чудо Мне 19, ему - лишь 18. Наш брак не похож на обычный. Я люблю его. Нет, я его боготворю.
Фонограмма: музыка (Э. Григ «Сон»)
Писала я на аспидной доске
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим
И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
Расписывалось радугой небесной!
Песня «Я тебя отвоюю» на стихи М. Цветаевой, музыка Игоря Крутого
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес – моя колыбель, и могила – лес.
Оттого, что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён и всех мечей.
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца
Оттого, что в земной ночи я вернее пса.
И в последнем споре возьму тебя – замолчи!
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты,-
О, проклятие! – у тебя – остаёшься – ты. – 2 раза
Фонограмма: музыка (А. Вивальди «Кончерто Гроссо №2»)

Актриса: Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена -
Слагают стансы – и идут на плаху.
Фонограмма: музыка (Ф.Шопен «Мазурка ля минор»)
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов,
Как капельки времени.
И иногда, по вечерам,
Из какой - нибудь мансарды
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть,
Вы бы даже меня не любили\
Звучит романс на ст. М. Цветаевой, муз. М. Таривердиева «Мне нравится»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Едва соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами!-
Так любите; за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
За наши не гулянья под луной,
За солнце – не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
Фонограмма: музыка (И.Бах «Токката и фуга ре минор»)
Актриса садится за стол, берёт ручку, пишет.
Актриса: Пишу на своём чердаке, - кажется, 10 ноября, - с тех пор, как все живут по-новому, не знаю чисел. С марта месяца ничего не знаю о Серёже, последний раз видела его 18 января 1918 года, как и где – когда–нибудь скажу, сейчас духу не хватит. Живу с дочками в чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями – весь запас. Угли, - мука от пилы, - лужи И упорное желание, чтобы пол был чистым. В 10 часов день окончен. Иногда пилю и рублю на завтра, - в 11 ч или в 12ч. я тоже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папиросой, иногда – хлебом.
На том же муз фоне
Актриса: Моя вторая дочь Ирина родилась 13 апреля 1917 года – умерла в Кунцевском приюте 15 февраля 1920 года, в Сретение, от голода и тоски.
Фонограмма: музыка

Звезда над люлькой –
И звезда над гробом.
А посредине голубым сугробом
Большая жизнь.
Хоть я тебе и мать,
Мне больше нечего тебе сказать,
Звезда моя!

Фонограмма: колокольный звон, переходящий в муз.фон
(Ф.Гойя «Ностальгия»)
Актриса берёт и вскрывает письмо.
Актёр: Мой милый друг Мариночка! Получил письмо от Ильи Оренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав его, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом. Ещё большим чудом будет наша встреча – грядущая.
Актриса: С сегодняшнего дня – жизнь! Мой Серёженька, если от счастья не умирают, то, во всяком случае, каменеют. Я поверила в чудо, Серёжа!
Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Хочу у зеркала», музыка
М.Таривердиева
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать, куда вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И вы на палубе
Вы – в дымке поезда Поля,
Поля
В вечерней жалобе
Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны
Благословляю вас – 3 раза
На все
Четыре стороны.
Актриса: Я беженка! Эмигрантка! Хочу быть с тобой. Только с тобой!
Фонограмма: музыка (А. Вивальди «Зима»)
Актриса: Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся моя судьба. В одном из Парижских клубов состоялся мой творческий вечер, принёсший известность и одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей!
Мои стихи, поэмы, прозу отвергают. Нищета, унижение, бесправие замучили. Бывали дни, когда я варила суп на семью из того, что удалось подобрать на рынке.
А первого февраля 1925 года у меня родился «вымечтанный» сын Георгий. «Мур», - так называли мы его дома.
Тоска по Родине, Давно разоблаченная морока. Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой быть, По каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что мой - Как госпиталь или казарма.
Фонограмма: музыка (И. Бах «Токката и фуга ре минор») Актриса: Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умилённою, благодарной любовью.
Фонограмма: музыка И. Бах «Токката и фуга ре минор»)
Актриса: Ариадна уехала в Россию, следом - Сергей Яковлевич. Мы с Георгием тоже скоро возвращаемся туда. Сестра Анастасия арестована ещё в сентябре тридцать седьмого. Вскоре арестовали дочь Ариадну, затем Сергея Яковлевича. У меня остался только ты, сынок."
Фонограмма: музыка (А.Вивальди «Лето»)
Не думаю, не жалуюсь, не спорю, Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. Не радуют ни утро, ни трамвая Звенящий бег. Живу, не видя дня, позабывая Число и век. На, кажется, надрезанном канате Я - маленький плясун. Я тень от чьей-то тени. Я - лунатик Двух тёмных лун.
Фонограмма: музыка (А.Вивальди «Зима»)
Актёр: Мы с мамой долго скитались: сначала жили в подмосковном доме в Голицыно, потом снимали комнаты в чужих квартирах. Мама носила передачки Але и отцу. Потом Алю отправили в лагерь
Актриса: Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня всё меньше и меньше Никто не видит, никто не знает, что я год ищу глазами крюк Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно Я не хочу умереть Я не хочу жить
Фонограмма: музыка, изображающая протяжный звон колоколов
Актёр: Началась война, и мы с мамой эвакуировались в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. Крутой берег, уходящая вверх дорога, деревенские избы, несколько церквей. Через несколько дней в состоянии, близком к отчаянию, мама уехала в Чистополь на поиски работы. Но в работе отказали, денег не было. Жизнь обрывалась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Было воскресенье - 31 августа. Хозяев не было, меня - тоже. Она написала: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик"
/Финал чтения должен попасть на концовку фонограммы/
Фонограмма: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор текста (слова) - Цветаева М., композитор (музыка) - Минков М.
Актриса подходит к столу, задувает свечу, накрывает платком стол.
Ведущие:
- Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
- Эти строки Марины Цветаевой стали пророческими.
- Мы, поколение 21 века, читаем Цветаеву, слушаем романсы на её стихи.
- Да, действительно, время стихам М. Цветаевой пришло.
- Мы приглашаем всех принять участие в нашей традиционной страничке
«Разговор при свечах».
- Слово , постоянной ведущей литературной страницы
«Разговор при свечах».

Традиционная страница
«Разговор при свечах»
Ведущая зажигает свечу.
Ведущая. Разговор при свечах. А хочется немного помолчать, полистать хотя
бы в воображении эпизоды жизни и творчества Марины Цветаевой.
Музыка Людвига ван Бетховена вернёт нас к началу театрализованного представления. Мы закроем глаза и каждый увидит картину, которая запомнилась больше всего, а потом поделимся своими впечатлениями.
Звучит музыка Людвига Ван Бетховена «К Элизе»
По окончании музыки ведущая подходит к столикам, подаёт свечу желающим поделиться своими впечатлениями.
Обмен впечатлениями участников и гостей литературно-музыкальной гостиной. Каждый выступающий зажигает на своём столике свечу.
Ведущая. Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Марина Цветаева очень любила цветы, но не сорванные, а растущие на клумбах, и очень часто упоминала их в своих произведениях. Да как точно!
Меж вельмож и рабов,
Меж горбов и гербов,
Землю роющих лбов-
Я из рода дубов.
Ведущая. Какие растения вы посадили бы в честь Марины Цветаевой?
Выступление участников и гостей.
Ведущая. «Влюблённость в мощь пушкинского моря, в его «Прощай, свободная стихия!...»Добровольная несвобода от стихов Марины Цветаевой Такая приятная зависимость появляется после знакомства с миром звуков поэтессы. Скажите, пожалуйста, с каким цветом или временем года ассоциируется мир звуков поэзии М.Цветаевой?
Выступление участников и гостей.
Ведущая. Маленькая Марина была непоседой, энергия била фонтаном. Отразилось ли это на её творчестве?
Выступление участников и гостей.
Ведущая. Во время подготовки к литературной гостиной я услышала строки от одного из участников «Поговорить бы хоть теперь, Марина,
При жизни не пришлось»
Если бы вам представилась такая счастливая возможность поговорить, что бы сказали, о чём поговорили, что сделали?
Ведущие:
- Мы благодарим Галину Васильевну!
- И приглашаем всех вас, друзья, на чашку чая, где можно продолжить обмен своими впечатлениями.
Чаепитие за столиками. Обмен впечатлениями о литературной гостиной за чашкой чая, чтение любимых стихотворений Марины Цветаевой
Ведущие:
- Х, посмотри, как красиво оформлен наш зал, какие яркие кисти рябин.
- А я знаю, Х, что рябина навсегда вошла в поэзию Марины Цветаевой. Пылающая и
горькая на излёте осени и в преддверии зимы она стала символом судьбы поэтессы.
- Х, а я знаю, что у Х есть любимое стихотворение. Оно называется «Красною
кистью рябина зажглась » Я прав, Х ?
Выступление воспитанницы
Ведущие:
- Я бы хотела обратиться вот к этому столику, где сидят ребята из студии «Школа
общения».
Выступление воспитанников студии «Школа общения»
Чтение стихотворений М.Цветаевой «Кошки», «Генералам двенадцатого года»
Чтение стихотворения Г.Адамовича «Поговорить бы хоть теперь, Марина»
Ведущие:
- Есть такой замечательный фильм, поставленный известным режиссёром
Эльдаром Рязановым. Называется он «Жестокий романс». В нём звучит
несколько музыкальных композиций, одна из них на стихи Марины Цветаевой –
«Под лаской плюшевого пледа». Этот романс очень нравится моим друзьям. Нам
бы хотелось его исполнить. Правда, у нас нет таких вокальных данных, как у Х, но
мы всегда поём от души.
Исполнение романса на стихотворения М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа», музыка Андрея Петрова
Ведущие:
- Недавно в ЦТР и ГО прошёл конкурс чтецов «В человеке всё должно быть прекрасно». читала стихотворение М.Цветаевой. ..., нам бы хотелось, чтобы ты ещё раз прочитала это стихотворение.
Чтение стихотворения М. Цветаевой «Идёшь на меня похожий»
Ведущие:
- Мне приятно, что на этом же конкурсе чтецов стала победительницей. , я думаю, что выражу мнение всех сидящих в зале, если попрошу тебя выйти на сцену.
Чтение стихотворения М. Цветаевой «Пригвождена»
Ведущие:
- Сегодня, друзья, на литературную гостиную пришли наши постоянные гости,
участники клуба авторской песни «Северный вариант».
- Ваших выступлений мы всегда ждём с нетерпением. И сегодня у нас в гостях – «душа» «Северного варианта» -
Выступление участников клуба авторской песни «Северный вариант» Исполнение песни на стихи М.Цветаевой «Вёрсты», музыка М. Ткач
Ведущая:
- Я благодарю от имени всех присутствующих и приглашаю на наши встречи.
-, у нас есть ещё один сюрприз. Я приглашаю на сцену наших педагогов:
Чтение стихотворения М.Цветаевой «Попытка ревности»
Ведущие:
- Мы благодарим
- Большое вам спасибо!
- Нам очень понравилось.
Фонограмма: музыка (F. Papetti «Emmanuell»)
Ведущие:
- Подошла к концу наша литературно-музыкальная гостиная.
- Мы прощаемся с вами, дорогие друзья!
- Любите поэзию!
- Читайте стихотворения Марины Цветаевой!
- Творческого вам поиска!
- Удачи, хорошего настроения!
- До свидания!
- До новых встреч!
Фонограмма: музыка (F. Papetti «Emmanuell»)




Литература

Научно-методический журнал «Литература в школе» №3, 1996; №7 1995г; №3,4 1997;
Давыдов М, Агапов И. «Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины. М: Айрис - пресс Рольф, 1999;
«Там шепчутся белые ночи мои» Избранные стихи поэтов серебряного века. Л.: Детская литература, 1991;
Исаев Л.А. Литература и изобразительное искусство на уроках музыки. Л: Детская литература, 2003;
М.Цветаева. Избранное. – М: Изд-во Эксмо 2006














13PAGE 15


13PAGE 14615