Литературно-музыкальная композиция Цветы и порох.
Литературно-музыкальная композиция"Цветы и порох". Поэзия военных лет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель русского языка и литературы
Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединила высокие патриотические чувства, с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; шары; цветы и т.д.
Плакат: Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны. А.Прокофьев
Ход мероприятия
Ведущий 1: Цветы и порох. Трудно представить себе что-либо более противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесённых ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но отмечая День Победы нашего народа фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить о цветах России.
Ведущий 2: После самых тяжёлых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу. Букетик цветов, поставленный заботливой рукой медсестры у изголовья раненного, возвращал к жизни. Цветами встречали наших воинов жители освобождённых городов. Цветы, в знак глубокой скорби и благодарности, возлагали на могилы павших героев. И не случайно в стихотворениях и песнях, посвящённых подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России, как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертный бой вся страна.
(На руках у учащихся цветы).
1 ученик:
На братских могилах не ставят крестов,И вдовы на них не рыдают.К ним кто-то приносит букеты цветовИ вечный огонь зажигает.
(Ученики кладут цветы памятнику, где стоит солдат).
2 ученик:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,А нынче – гранитные плиты.Здесь нет ни одной персональной судьбы –Все судьбы в единую слит (В. Высоцкий.)
Ведущий 3: Ощущением неотразимо приближающейся битвы была пронизана общественная (в том числе литературная) жизнь предвоенного десятилетия. В 30 –е годы тревожный ветер военного грозы бушевал подчас непосредственно у самых границ Советского Союза.
Ведущий 1: Неустанно предупреждал о приближающейся опасности Максим Горький . «Перед нами , -говорил он , - неизбежность нападения врагов, перед нами небывалая по размаху война ». Он был неутомимым организатором антивоенных сил всего мира, неоднократно обращался с ярким публицистическим призывами к деятелям культуры разных стран противостоять наступлению фашизма. Ответственную роль в этом деле Горький возлагал на советскую литературу.
Ведущий 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярный жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
1 ученик читает стихотворение.
Мирно страна проснуласьВ этот июньский день,Только что развернуласьВ скверах её сирень.Радуясь солнцу и миру,Утро встречала Москва.Вдруг разнеслись по эфируПамятные словаГолос уверенно-строгийСразу узнала страна.Утром у нас на порогеЗаполыхала война.Н. Сидоренко
Звучит песня «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова).
Ведущий 3: Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года. Сразу же 23 июня 1941 в газете “Правда” были напечатаны стихи А.Суркова “Песня смелых”, а на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - “Священная война” на стихи Василия Лебедева – Кумача.
2 ученик:
Горело всё – светы и клёны,Былинки не было живой.Вокруг кустарник запылённыйШуршал обугленной листвой.Земля, казалось, до пределаБыла в огне накалена.И вся иссохшая гудела:«Да будет проклята война!»В.Земной
Ведущий 1: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
3 ученик читает:
Не отдадим полей бескрайних, синих,Где побеждали мы и победим.Не отдадим прекрасную Россию,Не отдадим!А.Прокофьев
Ведущий 2: Поэты, прозаики, драматурги помогли своим мужеством, героическим словом ковать волю народа к победе. В первые же дни войны на фронте в качестве бойцов, корреспондентов ушло около тысячи писателей и поэтов.
1 ученик читает:
Будьте прокляты фашисты,Прокляты, закляты,На заре весенней, чистойЧёрным прахом взяты!Пусть за каждый стон рабочий,За разбой кровавыйСтанет хлеб золой горячей,А вода – отравой
Ведущий 3: Фатих Карим – поэт – солдат. В Государственном музее Татарии хранится его шинель, простреленная пулями. Там же листы его последних рукописей, тоже «избранные». В годы войны Фатих Карим прошёл трудный путь солдата, от Волги до берегов Балтики. «Как песня, смелым и простым, не знавшим преград, врага сжигающим, святым огнём стать бы рад», писал он о себе тогда. Времени совсем в обрез на фронте Фатих – сапёр. Он ползёт впереди всех, ринется в атаку. Обезвреживает мины, режет ряды колючей проволоки, прокладывает путь.
1 ученик:
Я видел не раз в железных боях,Как в жаркой шальной круговерти,Цветы на широких минных поляхДрожали в предчувствии смерти.
Дороги военные были круты,И там, где земля не родная,Падали наши бойцы на цветы,Собою цветы прикрывая.
Ведущий 1: Нельзя не сопоставить жизнь Фатиха Карима с героической жизнью его сверстника Муссы Джалиля, который создал свои «Моабитские тетради» в 38 лет. В начале войны Мусса ушёл на фронт. В 1942 году, тяжело раненный в боях на Волховском направлении он оказался в фашистском плену. В концлагере Джалиль вёл подпольную работу, за что фашисты бросили поэта в берлинскую тюрьму Моабит, вынесли ему смертельный приговор.
Ведущий 2: Там, в фашистской застенке, и были созданы знаменитые «Моабитские тетради». В августе 1944 года поэт был казнён. Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а книги его стихов удостоены Ленинской премии. Читая «Моабитскую тетрадь», мы слышим, как гордо бьётся непокорное сердце поэта:
«Быть героем – нет выше удела!Быть рабом – нет позора черней!»
1 ученик:
Мой друг, вид нашла жизнь – одна лишь искраВсей жизни Родины – стланы побед.Пусть мы погаснем – то бесстрашней смертиВ Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
Ведущий 3: Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы на часы отдыха окопах - немые свидетели беспредельного мужества и героизма наших были для солдат отрадой. Миром и счастьем, теплом родных просторов всеяло от них. И эта земная красота согревало души воинов.
1 ученик:
Товарищи скинули каски,Увидев, как нежно светлаФиалка - анютины глазки, -На гребне окопа взошла.И, как по команде, качнулись,И каждый увидел свое.И сразу сердцами коснулисьВеликого света её.
(Звучит песня «В землянке» на слова А. Суркова, на музыку К. Листова.)
Ведущий 1: Победа! Мирная жизнь. Встреча с родными, любимой. Как мечтали об этом бойцы в редкие часы затишья на фронте! Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть.
1 ученик:
Жди меня, и я вернусь,Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпью горькое виноНа помин другимЖди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусьВсем смертям назлоКто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой, -Просто ты умела ждать,Как никто другой.
Ведущий 2: Константин Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, пошел Халхин – Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»
1 ученик:
Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Как слезы они вытирали украдкой,Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! –И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.
Ведущий 3: Образ России в единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского «Катюша», написанная еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны. Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. Среди лирических стихов появлялись такие стихи, ставшие широко известными песнями Исаковского «Огонек», «В прифронтовом лесу» и Суркова « В тесной печурке огонь», Чуркина «Синий платочек».
(Эти песни исполняются учениками; можно сделать инсценировку по известным песням: «Синий платочек», «Катюша».)
Ведущий 1: Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув возраста 18 лет, уходили девушки на фронт. Там, где каждый день мог принести смерть, приходило к ним первая любовь. А любовь и цветы – понятие неотделимое.
1 ученик:
Ты помнишь тот букет?...С дороги завернул я перед зорькойВ твою землянку около дворца.И сон твой в полутьме за переборкойСпугнуть боялся,Бились в лад сердцаК дыханию не приблизился,Лишь только Шинель поправил на тебе в ночиИ первые ромашки возле койкиПоставил в стоптанные кирзачи.
(Ученики поют «Смуглянку»).
Ведущий 2: Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом. Цветами встречали воинов – победителей, цветами венчали тех, кто не дожил до Победы. Четыре огненных года прошагали наши войны дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 Мая 1945 года.
Ведущий 3: Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них - отблески счастья, завоёванного для человечества, в них – немеркнущий свет нашей Победы. Прошли годы. 63 года! Давно уже восстала из руин пепла наша страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоёван этот мир?!
1 ученик:
Медленно и бережно ступая, Мы идём под небом голубым,В полевых ромашках утопая,Вежливо дорогу уступаяСиним колокольчикам степнымВсё, что было выжжено и смято,Заново оделось в зеленя,Но хранит земля торжественно и святоСтрашный сон железа т огня.
Ведущий 1: Поэзия военных лет сыграло огромную роль в духовной жизни народа. Она укрепляло веру в победу, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить. Немало молодых поэтов этого поколения погибло, «не дописав своих последних строчек». Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Ведущий 2:
Как продолжение жизни солдат,Под звёздами мирной державы.Цветы на ратных могилах горятВенками немеркнущей славы.
(Звучит песня «День Победы» на слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова – Кобзон. В это время ученики поднимают разноцветные шары, цветы, солнце, цифру 63, флажки.)