Классный час на тему Путешествие по родному краю




 Данные об учителе:Cеменова Алевтина Юриевна «МОУ «Куреговская СОШ» Глазовского района УР,учитель начальных классов.

Предмет: Классный час. Тема: «Искусство моего народа».
Игра «Путешествие по станциям».
Участники игры: 1-4 классы.
Место проведения: актовый зал, коридор школы.
Цели игры:
Расширить знания об искусстве удмуртского народа: песни, считалки, игры, одежда/
Вызвать желание познать искусство удмуртского народа через фольклор, прикладное искусство, народные ремесла.
Привлечь детей к последующему поиску, собиранию и изучению истинных ценностей духовной культуры нации.
Задачи:
Мобилизировать ранее усвоенные знания учащимися на других предметах через народные игры, песни, знакомство с национальной одеждой удмуртского народа.
Создать наиболее комфортные условия для проведения игры.
Создать условия для рефлексии.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – извлекать необходимую информацию о фольклоре удмуртского народа в ходе игры для своей последующей проектной работы; дополнить и расширить имеющихся знания и представления об искусстве своего народа.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: уметь ориентироваться во времени, двигаться группами, принимать и сохранять задачу; оценивать результат своих действий в группах, своего настроения через смайлики.
Личностные: понимать значение знаний для человека и принять его; иметь желание познать искусство своего народа; положительно отзываться о фольклоре удмуртского народа; сориентироваться на участие в делах школьника; правильно идентифицировать себя с позицией школьника, давать эмоциональную оценку происходящему во время игры.
Методы и формы обучения: частично - поисковая; групповая.
Образовательные ресурсы: маршрутные листы, жетоны, сказочные герои, слайд – фильм «Национальная одежда удмуртского народа», Фильм «Нет милее родного края»,проектор, компьютер, экран.
Примечание:
Игра для школьников 1-4 классов. Проводят ее по станциям. Станции красиво оформляются. На станциях ребят встречают сказочные герои. Ребята двигаются по маршрутным листам. Пребывание на каждой станции не должно превышать 8 минут. Станции лучше всего располагать не очень далеко друг от друга.
Названия станций записаны на маршрутных листах: «Сказочная», «Игровая», «Бабушкин сундук», «Хороводная».
На сцене плакат со словами:
 «Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну».

М. Покчи - Петров.
Ход игры.
Дети смотрят фильм.
Эмоциональный настрой на игру.(5мин)
На экране: Фильм «Нет милее родного края».
Ведущий: «Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?»
(Учащиеся: родному краю).
Ведущий: «Родному краю, его замечательному народу.
-Попробуйте сформулировать цели нашей игры.
Дети: Узнаем народные песни, игры, загадки. Познакомимся удмуртской национальной одеждой.
Ведущий обобщает ответы детей.
В конце нашей игры вам необходимо определиться темой своей проектной работы.
Ведущий читает:
(На сцене плакат со словами)
 -«Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну».
М. Покчи - Петров.
«Удмуртия - живописный край с благодатным климатом, со снежными морозами и жарким летом. Она богата бескрайними лесами, полноводными реками и бесчисленными серебряными родниками».
Однако самое главное богатство - это трудолюбивый талантливый народ.
Удмурты имеют богатую и древнюю историю.
В исполнении ученицы звучит песня.
«В любой чащобе». Слова Ф. Васильева.
«В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
Если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.

2.Как согревает чье-нибудь участье,
Когда лихой беды наступит срок,
Так человек
Тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.

3.Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Ведущий объясняет правила игры.
-На станциях вас будут встречать сказочные герои, от станции к станции двигаетесь строго согласно маршрутным листам. Пребывание на каждой станции не должно превышать 8 минут. На маршрутных листах сказочные герои отметят работу вашей группы в 5-ти бальной системе. Какая команда в итоге наберет самое большое количество баллов, тот и победитель сегодняшней игры. Капитаны команд в конце игры назовут самых дисциплинированных, самых сообразительных и находчивых, заработавших жетоны.
Названия станций записаны на маршрутных листах: «Сказочная», «Игровая», «Бабушкин сундук», «Хороводная».
Капитаны команд получают маршрутные листы.
Ведущий: «Желаю всем удачи и хорошего настроения».
1 станция «Сказочная».
Встречает Лопшо Педунь.
«Если чистый ты удмурт,
Будь как утро свеж и мудр».
Лопшо Педунь:
Я бы хотел узнать на сколько вы находчивы и остроумны.
-Почему корова ложится? (Сесть не может)
-Четыре солдата в одну яму стреляют. (Корову доят).
-В углу на печи две звезды. (Кошка).
-Почему человек назад оглядывается? ( Сзади не глаз).
-На границе с Германией французский петух снес яйцо. Чьим оно будет? (ничьим, петух не несется).
2 станция «Игровая».
Встречает Вумурт.
-Кто я?
-Леший?
-Нет.
-Водяной?
-Да. Правильно.
-Вумурт. Водяной. Вумурты очень подвижные, веселые, любят забавы, игры.
Одну из забав я вам и принес. (Знакомит с игрой «Водяной»).
-Эта игра так и называется «Водяной».
-Для игры нужно выбрать ведущего.
Как выбирают ведущего?
Дети: по считалке.
Дети повторяют хором.
-«Ик, кук, гондыркук,
Бени, буки, тук.
Тац, бац, тумба, тац».
Ведущий объясняет игру, в которую играли наши бабушки и дедушки.
-Начерчены на полу два круга. Маленький круг- это озеро, владения Вумурта. За маленьким кругом владения людей, большой круг. Водяной ловит играющих. Пойманные остаются в маленькрм кругу и помогают водяному ловить остальных.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство играющих.
(Оставшимся вручают призы - жетоны).

Водяной:
-Следующая моя игра называется «Зазег уя, чож уя».
Дети встают парами как на русскую игру «Ручеек».
Ученик который без пары, поет:
-Зазег уя, чож уя , зазег уя, чож уя,
-Шур вуосты яратэ, яратэ
-Шур вуосты яратэ., яратэ.
Все дети подхватывают:
-Милям Галя пиез тэрга,
-Кинэ мед-а яратэ, яратэ?
-Димаез со яратэ, яратэ.(Встает в паре с тем ребенком, чье имя назвали, например, Дима)
3 станция «Бабушкин сундук».
Ребят встречает седая бабушка Дурга.
-Вот мой волшебный сундук, чтобы его открыть, надо ответить на мои вопросы очень быстро. Я называю слово на русском языке, а вы называете перевод.
Проводится блиц-опрос.
-Дом- корка.
-Баня - мунчо.
-Двор - азбар.
-Крыльцо корказь.
-Амбар - кенос.
- Молодцы. Открывается наш волшебный сундук. А там что? Наряды бабушки Дурги.
Ведущий знакомит с элементами удмуртской национальной одежды.
Включается слайд –фильм «Удмуртская национальная одежда».
4 станция «Хороводная».
Детей встречает ведущий. Он знакомит детей хороводной песней.
Дети образуют круг, выполняют движения по содержанию песни.
Все:
- Ойдолэ, эшъес круг котыртоме,
Ойдолэ, эшъес, круг котыртоме.
Лю-ли-ля-ли, круг котыртоме.

-Ойдолэ эшъес, киосмес чабоме,
Ойдолэ ,эшъес,киосмес чабоме.

-Ойдолэ,эшъес, пыдъесмес легоме,
Ойдолэ, эшъес, пыдъесмес легоме.

-Ойдолэ, эшъес паръесмес шедьтоме,
Ойдолъ,эшъес, паръесмес шедьтоме.

Дети возвращаются в актовый зал, рассаживаются.


Ведущий:
«Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты.
И рек синева.
И лугов трава,
И все это Родина, ты!».

Ведущий в конце игры подводится итог о работе всей группы по маршрутным листам и индивидуально награждает самых дисциплинированных, сообразительных и находчивых детей, которых определяет по имеющимся у них жетончикам.






Рефлексия.(5мин)
Ведущий просит показать каким настроением уходят дети с игры. (Дети выбирают смайлики и показывают карточки с лицом радостным или грустным.)
Домашняя работа: Ведущий просит подумать и определиться темой поисковой работы, чтобы подготовиться к проектно – исследовательской работе.)

Лопшо Педунь благодарит детей за интересную увлекательную игру.







15