Данные об учителе:Cеменова Алевтина Юриевна «МОУ «Куреговская СОШ» Глазовского района УР,учитель начальных классов.
Предмет: Классный час. Тема: «Искусство моего народа». Игра «Путешествие по станциям». Участники игры: 1-4 классы. Место проведения: актовый зал, коридор школы. Цели игры: Расширить знания об искусстве удмуртского народа: песни, считалки, игры, одежда/ Вызвать желание познать искусство удмуртского народа через фольклор, прикладное искусство, народные ремесла. Привлечь детей к последующему поиску, собиранию и изучению истинных ценностей духовной культуры нации. Задачи: Мобилизировать ранее усвоенные знания учащимися на других предметах через народные игры, песни, знакомство с национальной одеждой удмуртского народа. Создать наиболее комфортные условия для проведения игры. Создать условия для рефлексии. Универсальные учебные действия: Познавательные: общеучебные – извлекать необходимую информацию о фольклоре удмуртского народа в ходе игры для своей последующей проектной работы; дополнить и расширить имеющихся знания и представления об искусстве своего народа. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: уметь ориентироваться во времени, двигаться группами, принимать и сохранять задачу; оценивать результат своих действий в группах, своего настроения через смайлики. Личностные: понимать значение знаний для человека и принять его; иметь желание познать искусство своего народа; положительно отзываться о фольклоре удмуртского народа; сориентироваться на участие в делах школьника; правильно идентифицировать себя с позицией школьника, давать эмоциональную оценку происходящему во время игры. Методы и формы обучения: частично - поисковая; групповая. Образовательные ресурсы: маршрутные листы, жетоны, сказочные герои, слайд – фильм «Национальная одежда удмуртского народа», Фильм «Нет милее родного края»,проектор, компьютер, экран. Примечание: Игра для школьников 1-4 классов. Проводят ее по станциям. Станции красиво оформляются. На станциях ребят встречают сказочные герои. Ребята двигаются по маршрутным листам. Пребывание на каждой станции не должно превышать 8 минут. Станции лучше всего располагать не очень далеко друг от друга. Названия станций записаны на маршрутных листах: «Сказочная», «Игровая», «Бабушкин сундук», «Хороводная». На сцене плакат со словами: «Велика, неоглядна земля, Но мы родину знаем одну И, свои воспевая края, Воспеваем всю нашу страну».
М. Покчи - Петров. Ход игры. Дети смотрят фильм. Эмоциональный настрой на игру.(5мин) На экране: Фильм «Нет милее родного края». Ведущий: «Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?» (Учащиеся: родному краю). Ведущий: «Родному краю, его замечательному народу. -Попробуйте сформулировать цели нашей игры. Дети: Узнаем народные песни, игры, загадки. Познакомимся удмуртской национальной одеждой. Ведущий обобщает ответы детей. В конце нашей игры вам необходимо определиться темой своей проектной работы. Ведущий читает: (На сцене плакат со словами) -«Велика, неоглядна земля, Но мы родину знаем одну И, свои воспевая края, Воспеваем всю нашу страну». М. Покчи - Петров. «Удмуртия - живописный край с благодатным климатом, со снежными морозами и жарким летом. Она богата бескрайними лесами, полноводными реками и бесчисленными серебряными родниками». Однако самое главное богатство - это трудолюбивый талантливый народ. Удмурты имеют богатую и древнюю историю. В исполнении ученицы звучит песня. «В любой чащобе». Слова Ф. Васильева. «В любой чащобе Лишних нет деревьев, Если даже вырубить кусты, То и тогда леса лишатся древней, Естественной и дивной красоты.
2.Как согревает чье-нибудь участье, Когда лихой беды наступит срок, Так человек Тогда бывает счастлив, Когда он на земле не одинок.
3.Хватает Волге широты и сини, Но с Камою она еще сильней. И для меня бы не было России Без маленькой Удмуртии моей. Ведущий объясняет правила игры. -На станциях вас будут встречать сказочные герои, от станции к станции двигаетесь строго согласно маршрутным листам. Пребывание на каждой станции не должно превышать 8 минут. На маршрутных листах сказочные герои отметят работу вашей группы в 5-ти бальной системе. Какая команда в итоге наберет самое большое количество баллов, тот и победитель сегодняшней игры. Капитаны команд в конце игры назовут самых дисциплинированных, самых сообразительных и находчивых, заработавших жетоны. Названия станций записаны на маршрутных листах: «Сказочная», «Игровая», «Бабушкин сундук», «Хороводная». Капитаны команд получают маршрутные листы. Ведущий: «Желаю всем удачи и хорошего настроения». 1 станция «Сказочная». Встречает Лопшо Педунь. «Если чистый ты удмурт, Будь как утро свеж и мудр». Лопшо Педунь: Я бы хотел узнать на сколько вы находчивы и остроумны. -Почему корова ложится? (Сесть не может) -Четыре солдата в одну яму стреляют. (Корову доят). -В углу на печи две звезды. (Кошка). -Почему человек назад оглядывается? ( Сзади не глаз). -На границе с Германией французский петух снес яйцо. Чьим оно будет? (ничьим, петух не несется). 2 станция «Игровая». Встречает Вумурт. -Кто я? -Леший? -Нет. -Водяной? -Да. Правильно. -Вумурт. Водяной. Вумурты очень подвижные, веселые, любят забавы, игры. Одну из забав я вам и принес. (Знакомит с игрой «Водяной»). -Эта игра так и называется «Водяной». -Для игры нужно выбрать ведущего. Как выбирают ведущего? Дети: по считалке. Дети повторяют хором. -«Ик, кук, гондыркук, Бени, буки, тук. Тац, бац, тумба, тац». Ведущий объясняет игру, в которую играли наши бабушки и дедушки. -Начерчены на полу два круга. Маленький круг- это озеро, владения Вумурта. За маленьким кругом владения людей, большой круг. Водяной ловит играющих. Пойманные остаются в маленькрм кругу и помогают водяному ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство играющих. (Оставшимся вручают призы - жетоны).
Водяной: -Следующая моя игра называется «Зазег уя, чож уя». Дети встают парами как на русскую игру «Ручеек». Ученик который без пары, поет: -Зазег уя, чож уя , зазег уя, чож уя, -Шур вуосты яратэ, яратэ -Шур вуосты яратэ., яратэ. Все дети подхватывают: -Милям Галя пиез тэрга, -Кинэ мед-а яратэ, яратэ? -Димаез со яратэ, яратэ.(Встает в паре с тем ребенком, чье имя назвали, например, Дима) 3 станция «Бабушкин сундук». Ребят встречает седая бабушка Дурга. -Вот мой волшебный сундук, чтобы его открыть, надо ответить на мои вопросы очень быстро. Я называю слово на русском языке, а вы называете перевод. Проводится блиц-опрос. -Дом- корка. -Баня - мунчо. -Двор - азбар. -Крыльцо корказь. -Амбар - кенос. - Молодцы. Открывается наш волшебный сундук. А там что? Наряды бабушки Дурги. Ведущий знакомит с элементами удмуртской национальной одежды. Включается слайд –фильм «Удмуртская национальная одежда». 4 станция «Хороводная». Детей встречает ведущий. Он знакомит детей хороводной песней. Дети образуют круг, выполняют движения по содержанию песни. Все: - Ойдолэ, эшъес круг котыртоме, Ойдолэ, эшъес, круг котыртоме. Лю-ли-ля-ли, круг котыртоме.
Ведущий: «Такие просторы полей и лесов! И небо такой высоты. И рек синева. И лугов трава, И все это Родина, ты!».
Ведущий в конце игры подводится итог о работе всей группы по маршрутным листам и индивидуально награждает самых дисциплинированных, сообразительных и находчивых детей, которых определяет по имеющимся у них жетончикам.
Рефлексия.(5мин) Ведущий просит показать каким настроением уходят дети с игры. (Дети выбирают смайлики и показывают карточки с лицом радостным или грустным.) Домашняя работа: Ведущий просит подумать и определиться темой поисковой работы, чтобы подготовиться к проектно – исследовательской работе.)
Лопшо Педунь благодарит детей за интересную увлекательную игру.