Разработка индивидуалного логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР по теме Дифференциация звуков [р – л], [р — л] и букв р- л в словах и предложениях. «Морское путешествие Незнайки».
Тема. Дифференциация звуков [р – л], [р' - л'] и букв р- л в словах и
предложениях. «Морское путешествие Незнайки».
(индивидуальное логопедическое занятие)
Цели:
- автоматизация и дифференциация звуков [р–л], [р'-л'] и букв р-л в словах и
предложениях;
- закрепление словаря по теме «Игрушки» и накопление словаря по теме
«Морские обитатели»;
- упражнение в звуко-буквенном и слоговом анализе слов, в соотнесении
звука и буквы;
- обучение ответам на вопросы полным предложением;
- развитие внимания, логического мышления и мелкой моторики.
Оборудование: картинка с изображением Незнайки, зеркало, пособие для развития речевого выдоха «Цветок», картинка с изображением плывущего парохода, маршрутная карта, плоскостное изображение парусника и рыбки, карточки с изображением корзинок, предметные картинки по теме «Игрушки», предметные картинки по теме «Морские обитатели», фишки, карточки для задания «Рыболов» и работы в тетради, зеленая ручка, шнуровка «Пароход», развивающие игры (рисовалки) на Интернет-портале «Солнышко».
Ход занятия
Оргмомент
Приветствие гостей, беседа о Незнайке, показ книги о Незнайке, сообщение о том, что он хочет сегодня отправиться в морское путешествие.
Раскрашивание кораблика на Интернет-портале «Солнышко».
Подготовка кораблика к отплытию:
артикуляционные упражнения «Блинчик», «Почистим зубки», «Маляр», «Парус», «Натягивание паруса» («Лошадка»);
подготовка паруса – дыхательное упражнение «Ветерок»;
подготовка мотора – упр. «Завести мотор» (р-р-р-р);
показ гудка парохода (л-л-л-л).
Вопрос: Какие звуки произносил, когда выполнял эти упражнения? ([р – л])
Произношение мягких вариантов звуков [р - л'].
Объявление темы занятия.
Работа по теме
Задание №1. Назвать одним словом предметы (игрушки), которые Незнайка хочет взять с собой в морское путешествие и разложить их в две корзины: со звуками [р], [р'] и со звуками [л] и [л'].
Картинки: юла, лопатка, будильник, самолет, клоун, лейка, пирамидка, матрешки, робот, паровоз, шары, ведерко, барабан.
Знакомство с картой маршрута.
Задание №2. Назвать первое морское препятствие (акула), выполнить звуковой анализ слова (выложить фишками), назвать гласные и согласные и их количество.
Задание №3. Назвать второе морское препятствие (раки). Игра «Рыболов». Прочитать название рыбы, определить количество слогов и разложить по ведрам (в синее – рыбы с одним слогом в названии, в красное – с двумя).
(Е.В.Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Изд. «Гном и Д», 2008.стр.41)
Физкультминутка.
Упражнения для мелкой моторики:
«Рыбка» - Рыбка-малютка по морю плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
«Лодочка» - Маленькая лодочка по морю плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
«Пароход» - Пароход плывет по морю скользит,
И труба, как печка, дымит.
«Бинокль» - В руки я бинокль беру,
В даль морскую я смотрю.
Задание №4. Назвать третье морское препятствие (крабы). Вставить буквы
р – л, прочитать чистоговорку.
__ыбо__ов, __ыбо__ов,
__ асскажи п__о свой у__ов!
Задание №5. Назвать морских обитателей около пляжа (дельфины).
Ответить на вопрос полным предложением.
Кто играет с мячом около берега?
Кто купается в море и загорает на пляже?
Задание №6. «Причаливание парохода к берегу» - шнуровка «Пароход».
Итог занятия
Вопросы: Какие звуки различали?
Какому сказочному герою помогли?
Какие задания выполняли?
15